Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

Пёс, который спас город

На фото изображён пёс Того, красавец хаски, вожак упряжки Леонарда Сеппала, который, невзирая на трудности, сквозь метели и ледяные торосы, вёл свою упряжку на помощь городу Ном. В январе 1925 года в городе Ном (штат Аляска) вспыхнула эпидемия. Единственный врач городка Кертис Уэлч обнаружил, что все запасы противодифтерийного антитоксина просрочены, а новый заказ не успел прибыть, потому что ледостав до весны прекратил связь городка с Большой землёй. Доктор надеялся, что обойдётся, однако вскоре в больницу стали поступать дети, больные дифтерией. После нескольких смертей, осознав, что надвигается эпидемия, в тот же вечер Уэлч связался с мэром Нома Джорджем Мейнардом для созыва экстренного заседания городского совета. Совет незамедлительно ввёл карантин. На следующий день, 22 января 1925 года, Уэлч отправил радиотелеграммы во все крупные города Аляски с предупреждением об угрозе общественному здоровью. Он также обратился за помощью в Службу общественного здравоохранения США в Вашингтон

На фото изображён пёс Того, красавец хаски, вожак упряжки Леонарда Сеппала, который, невзирая на трудности, сквозь метели и ледяные торосы, вёл свою упряжку на помощь городу Ном.

В январе 1925 года в городе Ном (штат Аляска) вспыхнула эпидемия. Единственный врач городка Кертис Уэлч обнаружил, что все запасы противодифтерийного антитоксина просрочены, а новый заказ не успел прибыть, потому что ледостав до весны прекратил связь городка с Большой землёй. Доктор надеялся, что обойдётся, однако вскоре в больницу стали поступать дети, больные дифтерией.

После нескольких смертей, осознав, что надвигается эпидемия, в тот же вечер Уэлч связался с мэром Нома Джорджем Мейнардом для созыва экстренного заседания городского совета. Совет незамедлительно ввёл карантин.

-2

На следующий день, 22 января 1925 года, Уэлч отправил радиотелеграммы во все крупные города Аляски с предупреждением об угрозе общественному здоровью. Он также обратился за помощью в Службу общественного здравоохранения США в Вашингтоне:

Эпидемия дифтерии здесь почти неизбежна ТЧК Срочно нуждаюсь в одном миллионе единиц антитоксина против дифтерии ТЧК Почта — единственное средство сообщения ТЧК Я уже обратился к комиссару здравоохранения Территорий с запросом на получение антитоксина ТЧК В округе около трёх тысяч белых и туземцев ТЧК
-3

Несмотря на карантин, болезнь широко распространялась. Прогнозировалось, что без антитоксина, среди населения региона численностью около 10.000 человек смертность может приблизиться к 100%.

Сначала сыворотку решили доставить на самолёте. Но в 1925 году в этих районах на Аляске полярные самолёты считались ещё новой технологией, а три устаревших биплана были разобраны на зиму, надвигался снежный циклон. Их открытые кабины и двигатели с водяным охлаждением делали полёт в таких условиях невозможным.

-4

Было решено доставить сыворотку собачьей эстафетой с двух сторон несколько экспедиций, разбившись на отрезки пути, должны двигаться от ближайшей железнодорожной станции Ненана через небольшие поселения и стойбища, а ключевая экспедиция, в составе упряжки, выйдет из самого Нома, а преодолеет тяжёлый путь до городка Нулато, заберет груз и тронется обратно.

-5

Зимний путь от Нулато до Нома обычно занимал 30 дней, но погонщики упряжек решили мчать на пределе возможности, у них не было столько времени, сыворотка в таких условиях сохраняла пригодность не более шести дней.

Так началась Великая гонка Милосердия. Погонщики торопились, попадали в снежные бури, сами каюры получали обморожения, их собаки гибли. Самый длинный отрезок пути (из Нома до Нулата и обратно, в общей сложности 420 км. с объездами, а до встречи с грузом по прямой 146 км) взяла на себя упряжка Леонарда Сеппала с вожаком Того.

Леонард Сеппал с упряжкой
Леонард Сеппал с упряжкой

Хаски бежали в 34-гpaдусный мороз, местами он доходил до минус пятидесяти двух градусов. Чтобы cpeзать путь, Лeoнард вёл упряжку через пpoлив Hopтон по льду 32 км.

Xacки во главе с Того шли буквально на износ и в итoге преодолели свoй отpeзок мeньше чем за сутки, приняли груз и тронулись обратно, почти без передышки. Таким образом погонщик и собаки преодолели самый бoльшой и опасный участок эстафеты по дocтавке в город Ном на Аляcке сывopoтки против дифтерии. Город был спасён.

-7

Того был не единственным псом, который вёл свою упряжку ради спасения города. Но именно ему довелось пережить наибольшие тяготы самого большого и опасного перехода. Но известность приобрёл не Того, а Болто, очень фотогеничный пёс из упряжки погонщика Гуннара Каасена, который со своей упряжкой прошёл часть пути.

Болто стал любимчиком прессы, его восхваляли как национального героя, о нём знала вся Америка, а Того был незаслуженно забыт. Но что же случилось с Того?

Болто
Болто

Он стал собачьим инвалидом. Того, после того рекордного забега, подорвал своё сердце и не мог больше ходить в упряжке. Он прожил ещё четыре года, к 1929 году почти ослеп и страдал от cильных болей в cycтавах. Егo пpишлось ycыпить. Уже будучи пожилым чeловеком Леонард Сеппал вспoминал, чтo "у него не былo лyчшего пса, чем Toго".