О том, что перегон Хабаровск-Чита является самым проблемным на нашем пути домой, нам не сообщил только ленивый. Мы, разумеется, прониклись и морально были готовы. В итоге прошли этот участок без особых проблем (подробнее тут). Но о коварстве трассы "Байкал" нас не предупредили, ведь наличие небольших серпантинов не в счет.
Однако первые звоночки начались ещё накануне, когда мы были в Улан-Удэ. Пришло известие, что по трассе выпал снег. Знакомые знакомых выехали и где-то там стоят в пробке. Мы же, памятуя колымских дорожников и по-прежнему веруя в самоотдачу и оперативность дорожных служб, не придали этому особого значения. Ведь мы наивно полагали, что к нашему выезду как раз успеют дорогу расчистить и песочком посыпать.
Выехали из Улан-Удэ в прекрасное солнечное утро, любовались синим небом и прекрасной Селенгой. Вот уже где пейзажи живописные! По пути заехали в Ильинку в термальный бассейн под открытым небом, подзарядились природной энергией, попили чаю с облепихой, отдохнули и поехали дальше. И вот тут главное, что надо непременно сделать, если вы едете на своей машине, - остановиться на перевале Мандрик, поделиться с духами чем-нибудь, сигаретой, монетками, рисом, капнуть спиртным или просто чаем и своими словами попросить лёгкой дороги, разрешения проехать. К этому можно относиться по-всякому, но мы лично убедились, что лучше сделать, это несложно и ничего не стоит, а ряда неприятностей можно избежать.
В общем, до первого пункта назначения, городка Бабушкин, мы добрались без приключений, хотя снег нас все-таки застал. Хорошо, что машину мы "переобули" в зимнее пару дней назад. Колеса, кстати, заказывали на Озоне с доставкой в Улан-Удэ, причем новые обошлись дешевле, чем просили на Авито за б/у. Летнюю резину так же Озоном отправили в Москву, она будет ждать нас дома.
Прогноз погоды был неутешителен, и в этот раз синоптики не ошиблись. Снегопад шёл всю ночь, к утру машина превратилась в сугроб. Выехали из Бабушкина с намерением погулять по Танхою, но погода - сильный ветер со снегом, настоящая метель - не позволила осуществить наш план, пришлось свернуть намеченную программу и, добежав до нерпочек, вернуться в машину
Поехали дальше. Дорожная ситуация делалась всё сложнее, фур по обочинам становилось всё больше и больше. Неочищенная от снега трасса с накатанными до блеска участками не давала возможность тяжелогруженным автовозам, грузовикам и фурам подниматься на перевалы, и они выстраивались друг за другом в огромные очереди. Дорога почти везде в 2 полосы, разъехаться в некоторых местах стало крайне сложно. Встречались очень узкие места, образовавшиеся в результате съездов в кювет или вовсе опрокидывания фур на встречке. Такие места мы так или иначе проезжали. Но где-то в 30 км перед Байкальском дорожная обстановка ухудшилось до критической. Проезжая очередной бесконечный ряд стоящих на нашей полосе фур, мы догнали очередь из легковых автомобилей. Пробка стояла мертво, что происходит впереди, было непонятно. Водители впереди стоящих машин выходили и шли в начало посмотреть, что там. Через некоторое время началось движение, кто-то "прятался" на полосу между фурами, а кто-то, в их числе и мы, рискнули проехать вперёд. Оказалось, что в очень узкий промежуток между вставшими намертво огромными фургонами отваживались протиснуться немногие. И кто-то разворачивался, если была возможность, а кто-то просто стоял на месте, усугубляя ситуацию. Но очередь все же медленно, но двигалась. На подобные ситуации люди реагируют по-разному. Ко всему привыкшие дальнобойщики абсолютно спокойно курили в своих машинах или общались друг с другом, некоторые из них даже помогали проехать легковушкам, двигая своих гигантов на полметра-метр туда-сюда. А вот некоторые водители частных маленьких машин стрессовали, психовали, ругались на проезжающих мимо, не желая пропускать их вперед. Люди разные, эта мудрость подтвердилась в очередной раз.
Наконец и наша машина оказалась перед узенькой щелью. Огромные грузовики, замершие по обе стороны, выглядели устрашающе. Каждый водитель, решившийся протиснуться в проем между ними, рисковал застрять в нем и тем самым закупорить намертво единственный проезд для других автомобилей. Машина, за которой была наша очередь, была заметно уже нашей, прошла "бутылочное горлышко" сравнительно легко. Нам же пришлось разделиться, я вышла из машины регулировать проезд, вернее протискивание, так как муж сложил зеркала и ориентировался на подсказки мои и добровольного помощника из следующей за нами легковушки. Оказалось, что мы, находясь перед этой щелью, не видели происходящего дальше, всей картины. Таких критически узких мест было не одно, а три подряд. И один из закрепленных грузов на каком-то грузовике, выпирал на довольно низкой высоте, были переживания еще и за крышу нашей машины... Но мы аккуратно преодолели этот затор, я считаю, что благодаря пакетику риса, рассыпанному на Мандрике. Дальше мы ехали без особых проблем, но в пробке, практически до Байкальска. Дорожники встретились только один раз, уже на выходе из этой пробки. Надо сказать, работают они из рук вон плохо, проезд не обеспечивается, вовремя дороги не чистят и посыпкой никто себя не утруждает. Напишу банальность, но не могу не написать. Подобная халатность не просто возмутительна, но и преступна, потому что приводит к трагедиям. В этот раз к моменту нашего проезда по трассе "Байкал" стало известно, что водитель перевернувшейся накануне фуры, спасенный из раскуроченной кабины и вовремя доставленный в больницу, после беседы со своим нанимателем лишил себя жизни из-за невозможности компенсировать ущерб от ДТП. А кто виноват в этом ДТП? Наверняка доля вины, если объективно, лежит на дорожниках...
В городе Байкальске действует горнолыжный курорт, в прилегающих районах всегда много снега. И это разумеется прекрасно. Но безопасный проезд всех видов транспорта должен являться безусловным приоритетом для местных служб и несоответствующее исполнение своих обязанностей должно караться. Жаль, что это не так...
После Байкальска пробка потихоньку рассосалась, мы благополучно доехали до Слюдянки, там на заправке Роснефти купили кофе на вынос, и жизнь окончательно наладилась. Погода становилась всё лучше и лучше, и ближе к Шелехову зима вновь обратилась в сухую золотую осень.
В Иркутск мы приехали как раз вовремя, чтобы немного передохнуть, переодеться и отправиться на празднование дня рождения к институтским друзьям.