США готовится к военной интервенции в Венесуэлу. Американский флот с десантом на изготовке занимает Карибский бассейн уже больше месяца, а в публичной политической плоскости нет пока ничего, что указывало бы на возможность разрешения ситуации мирным путём.
Одним из символических событий, говорящих о вероятности военного сценария, стало присуждение Нобелевской премии мира Мачадо – ничем, кроме вылизывания американских сапог и оправдания военной интервенции в Венесуэлу, не выдающейся местной Тихановской.
Мы подготовили мнения экспертов о происходящем в рубрике #ТГ_Симпозиум.
☀Журналист-международник, латиноамериканист Олег Ясинский подготовил холодную аналитику ситуации с цифрами и фактами, говорящую о том, что США планируют спровоцировать Венесуэлу на военные действия:
– Над Венесуэлой завис призрак пробирки, которую государственный преступник Колин Пауэлл показывал миру накануне вторжения США в Ирак, чтобы завладеть его нефтью. Если кто-то не помнит - Пауэлл был госсекретарем США, а в пробирке были «доказательства» наличия у Саддама Хуссейна химического оружия, что официально самими Штатами через несколько лет было признано фейком. Жертвами вторжения США стали, по разным источникам «от 150 000 до 1 000 000 иракцев». Ещё одна дикость - огромная разница в цифрах западных оценок погибших иракцев, что еще раз подчеркивает реальную «ценность» человеческой жизни обитателей «недемократических стран» для любителей чужой нефти.
Для понимания ситуации вокруг Венесуэлы, несколько цифр о нефти и наркотиках, в торговле которыми её официально обвиняет правительство Трампа.
По данным транснациональной корпорации British Petroleum, ведущие производители нефти обладают следующими разведанными запасами (в миллиардах баррелей):
Венесуэла (18%) 304
Саудовская Аравия (17%) 298
Канада (10%) 168
Иран (9%) 158
Ирак (8%)145
Россия (6%) 108
Кувейт (6%) 102
ОАЭ (6%) 98
ОПЕК считает, что к 2050 году мировой спрос на нефть возрастет на 27%.
Кроме того, Венесуэла занимает ведущие места в мире по запасам газа, золота и огромным потенциалом в области возобновляемых источников энергии, а также месторождениями железа, бокситов, угля, алмазов и стратегических минералов, таких как касситерит, никель, титан, колтан и редкоземельные металлы
Согласно докладу о торговле наркотиками в Латинской Америке Департамента ООН по защите прав человека:
87% колумбийских наркотиков вывозится в США и Европу через тихоокеанское побережье (Колумбия, Эквадор и Перу);
8% наркотиков вывозятся в Северную и Центральную Америку с карибского побережья Колумбии;
5% колумбийских наркотиков пытаются вывозить на карибские острова и в Европу через карибское побережье Венесуэлы. Около 70% этих попыток пресекаются венесуэльскими властями.
Сама Венесуэла не является производителем кокаина. Около 85% прибыли от наркотрафика представляют собой чистый доход финансовой системы США.
После расстрелов в открытом море ВМФ США нескольких рыбацких лодок, не было предъявлено никаких доказательств того, что на них перевозили наркотики. Личность погибших тоже никто в США не пытался выяснить, для их семей эти люди так и останутся пропавшими без вести.
В 2023 году во время предвыборной кампании Дональд Трамп заявил следующее: «Когда я уходил, Венесуэла была близка к коллапсу. Мы бы захватили ее. Мы бы забрали всю ее нефть. Но сейчас мы вынуждены покупать нефть у Венесуэлы».
Сегодня против Венесуэлы действуют 1042 «санкции» США, что на 2022 год привело к потерям на сумму более 642 миллиардов долларов. Сегодня эта цифра намного выше. Кроме того 20 миллиардов венесуэльских долларов были заморожены США и Великобританией в 29 различных банках.
Сегодня напротив венесуэльского побережья находятся 8 боевых кораблей США, атомная подводная лодка, множество самолетов и контингент из около 4500 военнослужащих.
Очевидно, что цель нынешнего вооруженного давления США - спровоцировать военную реакцию Венесуэлы, чтобы создать casus belli.
☀Телеканал «Царьград» обращает внимание на то, что власти Венесуэлы считают военный конфликт неизбежным:
– После ближневосточного «шоу» с Газой, визитов в Израиль и Египет, внутренних проблем в самих Штатах и в преддверии неблизкого урегулирования на Украине Дональд Трамп, очевидно, готовится к новой авантюре.
Поскольку «слопать» Гренландию или Канаду ему не дадут, военная сила может быть применена против Венесуэлы. Власти Каракаса считают это неизбежным, однако у Вашингтона не будет лёгкой и успешной «прогулки».
Режим Николаса Мадуро не так слаб, как может казаться из-за океана.
Снести его будет крайне сложно, как и наложить лапу на венесуэльскую нефть. Американские СМИ сообщают, что военная операция может стартовать в ближайшие месяцы под благовидным предлогом борьбы с «наркокартелем».
Однако Вашингтон грубо просчитывается, не учитывая внутреннюю социально-расовую динамику Венесуэлы. За Мадуро стоит большинство населения — метисы, индейцы и темнокожие, обретшие своё достоинство при чавизме и готовые сражаться против возвращения старой элиты.
Перед Россией в этой ситуации стоит стратегическая задача: мы обязаны сделать всё возможное для помощи Каракасу. На кону — миллиарды долларов инвестиций, уважение и влияние в Латинской Америке, а также защита нефтяного рынка от манипуляций США. Но действовать необходимо гибко и нетривиально.
Идеальным инструментом в такой ситуации могла бы стать наша самая грозная ЧВК, под каким бы именем она ни действовала — «Вагнер», «Моцарт» или «Чапаев». Чтобы избежать дипломатических осложнений, даже лучше, если эти опытнейшие бойцы будут формально «бывшими». Пусть это выглядит как частная инициатива ветеранов, решивших отомстить «за пацанов», погибших от американских авиаударов в Сирии: скинулись и поехали.
☀«Русская народная линия» (t.me/ruskline_ru) опубликовала перевод заметку The New York Times о том, что администрация Трампа отвергла попытки Мадуро решить конфликт экономическими уступками:
– Согласно некоторым источникам, близким к процессу переговоров, власти Венесуэлы, надеясь положить конец конфликту своей страны с Соединенными Штатами, предложили администрации Трампа существенную часть нефтяных и других минеральных ресурсов Венесуэлы. Это далеко идущее предложение обсуждалось в ходе переговоров, пока администрация Трампа называла правительство президента Венесуэлы Николаса Мадуро "террористическим наркокартелем", готовила военные корабли в Карибском море и начала подрыв судов, которые, по словам американских представителей, перевозили наркотики из Венесуэлы. Администрация Трампа в конечном итоге отвергла экономические уступки Мадуро и на прошлой неделе прервала дипломатические отношения с Венесуэлой. По словам источников, близких к переговорам, этот шаг фактически, по крайней мере на настоящий момент, похоронил сделку».
☀Профессор Института медиа НИУ ВШЭ, кандидат политических наук Дмитрий Евстафьев, комментируя ситуацию для RT, обращает внимание на то, что США никогда так долго не готовили интервенцию в страны Латинской Америки:
– Сообщения о том, что по распоряжению президента США Дональда Трампа были прерваны переговоры между делегациями США и Венесуэлы о мирном разрешении назревающего конфликта и деэскалации ситуации, не то чтобы вызвали удивление, но дали изрядную пищу для размышлений. В нагнетании администрацией Трампа напряжённости вокруг Венесуэлы и лично президента Н. Мадуро отразились и изменение ситуации в мире, и сохранение у США имперских амбиций, и внутреннее противоборство в администрации Трампа, и влияние личных амбиций американского президента на принимаемые решения, и возвращение исторических бумерангов.
Самое простое было бы связать прекращение переговоров с тем, что Трамп осознал, что в этом году с Нобелевской премией мира может не получиться (лауреаты должны быть объявлены в четверг) и можно не сдерживать себя в проявлении своей имперскости. Хотя в этом может быть некая толика истины.
Думается, что истоки действий Трампа более глубоки. Начнём с того, что без абсолютного доминирования в Латинской Америке США едва ли могут претендовать на статус бесспорного глобального лидера. И не было более явного свидетельства ослабевания возможностей США не просто в мире, но в своей сфере внимания, чем неспособность сместить президента Н. Мадуро.
Напомним, что попытки сместить Мадуро стартовали в 2019 году, когда президентом был именно Д. Трамп. Так что в какой-то мере он доигрывает свою же «повестку» первого срока. Подобно тому, как президент США Джордж Буш — младший завершал незаконченный разгром Ирака, начатый его отцом. И в этом важная черта американской политики — необходимость завершения незаконченного дела как условие продолжения построения «мира по-американски». Другой вопрос, что для Буша-младшего разгром Ирака был ключом ко второму сроку и способом прикрыть выползающие наружу неприятные подробности дела 11 сентября 2001 года. Трампу тоже есть что прикрыть и каких внутриполитических целей добиться. И это не только «дело Эпштейна». Трампу нужно укреплять образ Верховного главнокомандующего для того, чтобы не возникало сомнений в тех приказах, что он будет отдавать своей армии.
Любопытное обстоятельство: от США переговоры с официальными представителями правительства Венесуэлы вёл Ричард Гренелл — доверенное лицо Трампа с большим, но неоднозначным опытом дипломатической деятельности. Но, как свидетельствует большинство источников, решающим голосом для выхода из переговоров было мнение М. Рубио — известного ястреба, руководителя Госдепа. Институт оказался важнее идеологической близости. Впрочем, как всегда в американской политике. И вероятно, эта тенденция будет проявляться и по другим направлениям.
Интервенция в Венесуэлу выглядела как наиболее лёгкий для США способ доказать свою глобальную мощь и готовность переломить неблагоприятные для Америки тенденции последних лет. Хотя думается, что и для Трампа очевидно, что едва ли интервенция в Венесуэлу, даже если она будет проведена в формате «маленькой победоносной войны», облегчит Трампу решение внутриполитических задач. А если интервенция пойдёт по негативному сценарию?
В Белом доме подобный сценарий допускают. Но важное отличие ситуации вокруг Венесуэлы от прежних американских интервенций в Латинскую Америку в том, что никогда раньше после операции в заливе Свиней (17—19 апреля 1961 года) нагнетание обстановки и наращивание сил не были столь длительными. Обычно американская интервенция в страны Латинской Америки готовилась и осуществлялась молниеносно. Примером тому интервенции на Гренаде (1983 год), в Панаме (1989—1990 годы), даже высадка войск на Гаити (1994 год). Сейчас подготовка к интервенции ведётся уже больше месяца...
☀Военкор Котенок обращает внимание на откровенно террористическую деятельность ВМС США в Карибском море:
– В одном из недавних эфиров я рассказал о том, что ВМС США занимаются каперством в Карибском море. Так вт, я ошибся.
Американцы занимаются прямым террором у берегов Венесуэлы, контролируя её прибрежные воды и топя любые боливарианские суда на свой вкус. Убивают людей, объявляя их причастными к наркотрафику.
Прямой и показательный террор. И как это Трампу Нобеля не дали? Удивительно.
Видимо, отложили на следующий год, чтоб успел собрать жатву на разных континентах.
☀Венесуэла в текущем положении находится в авангарде антиглобалистского движения и подписание договора о стратегическом партнёрстве, подписанном Владимиром Путиным и Николасом Мадуро на фоне угроз США, является важным символическим актом, определяющим то, что мы – на одной стороне, стороне «оси добра».