Как нет дыма без огня, так нет чиновничьих оговорок, особенно оговорок из «высоких уст», без того, чтобы искушенному читателю не стало понятно, куда дует ветер.
Вот и на этот раз недавнее заявление на форуме ответственного представителя Росавтодора, господина Кирюхина о том, что через пять лет все национальные автомагистрали могут стать платными, насторожило вашего корреспондента.
И поскольку спикер добавил, что идея сия его ведомством обсуждается, «ВЕДОМОСТИ Урал» сочли полезным шире разобраться в теме.
А почему возникла идея?
Вообще, проблему низкого качества российских дорожных покрытий и одновременно рецепт её же решения можно уместить в один вопрос: «вам нужны бесплатные дороги или хорошие?»
Звучит метко, но не все знают, что даже те дороги, по которым мы ездим безвозмездно, косвенно нами оплачиваются.
Спросите, как? А через каждый купленный литр бензина на заправке. В его стоимость уже заложен акциз, поступающий в федеральный дорожный фонд, отвечающий за ремонт и содержание наших дорог. Доля от реализации горючего в дорожном «общаке» - самая ощутимая. Хотя от сборов транспортного налога фонду тоже кое-что перепадает, но не в такой мере.
Проблема нехватки ресурсов в дорожном фонде назревала не один год, но сегодня по заявлению того же заместителя начальника управления регионального развития и реализации национального проекта федерального дорожного агентства «Росавтодор» Дениса Кирюхина, стоит достаточно остро. Бюджеты ограничены, а стоимость содержания трасс только растёт.
В падающих поступлениях в ДФ ведомство винит всё увеличивающееся число электромобилей на наших дорогах. Ведь в плате за электроэнергию акцизы, формирующие «дорожные» деньги, не заложены.
Выходит, крутые товарищи на современных электрокарах колесят бесплатно, а водители древних «Жигулей», вставляя шланг в бензобак, пусть косвенно, но за проезд с государством рассчитывается. Вот такая социальная арифметика.
И ещё причина. Модели автомашин год от года становятся совершеннее, моторы «едят» всё меньше горючего. Автомобильные производства заточены на экономию средств завтрашнего владельца. В этом смысле. чем нам, автолюбителям, лучше, тем хуже дорожному фонду.
Так в головах ответственных чиновников, наблюдающих за трендом, укрепляется завтрашняя справедливая модель: «ездишь – платишь, не ездишь – не платишь, а чем заправляешься, неважно» За неё и ратуют.
У модели тотальной платности есть сторонники
Как сообщают наши коллеги из информационного ресурса Бизнес Онлайн , у идеи «каждого возмездного километра» находятся поборники среди народных избранников высокого уровня.
К примеру, депутат Госдумы, господин Еремин, работающий в комитете по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, считает, что дороги невозможно содержать в порядке и развивать, опираясь на ту модель латания дыр и финансирования, в какой дорожный фонд функционирует сегодня.
А потому, считает парламентарий, полностью сменить адресность оплаты, перечисляя средства за хорошие, ухоженные трассы не дорожному фонду, а напрямую операторам дорог, было бы справедливо и перспективно.
С этой позицией, судя по интервью «НИ», солидарен научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, господин Блинкин.
Почему, рассуждает он, за свет, воду, даже вывоз бытовых отходов мы платим непосредственно компаниям, снабжающим нас этими благами, а за дороги рассчитываемся столь сложно и опосредованно – через акцизы, налоги?
Современные автомобили становятся всё продуманнее, всё экономичнее. Это обстоятельство рождает дефицит поступлений топливных акцизов в дорожный фонд, объясняет эксперт.
Доля платных дорог в России
По данным ресурса avtodor-tr.ru, платные отрезки федеральных трасс уже функционируют в двадцати одном российском регионе. Суммарно альтернативно финансируются уже почти 3 500 километров.
И это без учёта возмездных участков муниципальных и региональных дорог, находящихся в управлении бизнеса по договорам о государственно-частном партнёрстве.
Много это или мало? Если учесть, что в РФ проложено свыше 502 тысяч километров магистралей, говорить о монополии «платности» не приходится. С оговоркой – пока не приходится.
Напомним, первая «платка» в стране была запущена ещё в ельцинский период, и являла собой скромные 20 километров участка М-4 «Дон» под Липецком.
О законодательной базе
Правовых основ вокруг темы пока не много. Зато те, что есть, соблюдаются незыблемо.
Главное правило - нельзя строить платную магистраль из пункта А в пункт Б, если между этими пунктами нет альтернативной дороги, по которой можно проехать без денег.
Второе правило. – автомобили экстренных служб, медицинские скорые, пожарные, мчатся по любым дорогам бесплатно.
Обсуждая перспективу тотальной платности, как замену сегодняшней модели дорожного фонда, эксперты сходятся во мнении – в этом случае понадобится серьёзная доработка не одного, а сразу нескольких действующих законов, а также создание отдельных правовых документов.
Из Екатеринбурга в Казань за 10 часов вместо прежних 15?
Сразу оговоримся, платных дорог регионального значения, то есть действующих непосредственно в пределах Свердловской области, пока нет. Вопрос их появления – это, согласно уже реализуемым планам областного правительства, дело недалёкой перспективы, обозначенной 2027 годом.
Зато в минувшем июле было открыто движение по платному отрезку федеральной трассы М-12 «Восток», соединяющему Дюртюли с посёлком Ачит. Сама же магистраль длиною в 275 километров проходит через три региона – Свердловскую область, Пермский край и Башкирию.
Итог открытия «платки» – сокращённое время в пути.
Теперь свердловчанин могут добираться из Екатеринбурга в Казань на три с половиной часа быстрее. Именно так оптимистично обещает на своём интернет- ресурсе Росавтодор.
По информации агентства «Автостат,с июля 2025 года по дорогам России уже колесят сто тридцать восемь с половиной тысяч электромобилей. И цифра растёт!
На то, что эти участники движения не будут питаться бензином, худеющий дорожный фонд явно не рассчитывал.
А как на практике? Ваша корреспондент с удовольствием, на одном дыхании прочла в журнале «Авито Авто» рассказ об опыте такого путешествия, предпринятого искушённым автолюбителем Владимиром Андриановым.
В блоге Владимир не только перечисляет преимущества протестированной им дороги между уральской столицей и столицей Татарстана, но и даёт массу советов, предупреждений. Так что читателям лучше самим изучить текст автора - вот здесь.
«Все дороги платные» – утопия или наша завтрашняя реальность?
Скажу на личном опыте проезда платных дорог в других регионах.
Да оплачиваемые нами магистрали, и впрямь, выигрышно отличаются от своих подразбитых альтернатив, финансируемых из дорожного фонда.
Мчишься без кочек, без светофоров, без открытой опасной «втречки». Летишь с ветерком на разрешённых 130 километрах в час, что означает, возможность притопить до 145 без перспективы штрафа.
Зато, признаюсь, тормозить у терминалов для оплаты, рыться в поисках «пластика», тянуться из окна к дисплею не всегда быстро и комфортно. Например, на М-4 или М-11, что в Московской области, случается, кто-то «застревает». не справляясь с оплатой, и тогда вся очередь вынуждена нервно сдавать назад.
Меж тем, читая отчёт о речи на форуме господина Кирюхина с его так возбудившей всех идеей тотальной платности дорог, уловила благую весть о «бесшовной системе» проезда. Дескать, когда вся дорожная сеть страны перейдёт на возмездную рулёжку, то не будет и швов-терминалов. поскольку отделять платный участок от не платного не понадобится. Не останется ни шлагбаумов, ни касс.
Эксперты уверяют что для IT-специалистов и цифровизации сегодняшнего уровня вообще не проблема найти решение - как с помощью камерной фиксации и передачи данных определять – сколько километров какая машина где наездила. Останется аккуратно выписать счёт для ежемесячной оплаты конкретному владельцу.
Но для того, замечает депутат Госдумы Сергей Еремин, чтобы все автолюбители приняли новые реалии, требуется время, разъяснительная работа и общественная зрелость.
Возникает резонный вопрос к властям. Если в будущем мы станем напрямую компенсировать операторам дорог весь свой наезженный километраж, уберут ли «дорожную составляющую» из стоимости бензина? Ведь в противном случае, можно будет говорить о двойной оплате.