Для начала - мини-ликбез.
Потребительство - это тип социально-экономических отношений, при котором потребление товаров и услуг происходит свыше необходимых потребностей.
Т.е., была у вас потребность - смотреть "АБВГДейку" по субботам в 9:30. И эту потребность вы удовлетворяли просмотром данной программы на черно-белом телевизоре "Рекорд". И тут вдруг вы узнали, что в магазин поблизости завезли новые цветные телевизоры "Рубин". Ваш "Рекорд" не сломался, вы как переключали каналы пассатижами, так и переключаете, как была черно-белая картинка, так и осталась, суть и содержание программы вы понимаете полностью, но вы все равно идете и покупаете новый цветной телевизор, и смотрите "АБВГДейку" на нём. А полностью рабочий черно-белый телевизор отправляется в чулан или на свалку - занимая место в квартире или загрязняя окружающую среду.
Антипотребительство, соответственно, противопоставляемая потребительству идеология, выступающая против приравнивания уровня личного счастья к уровню приобретения и потребления материальных благ.
Сделала ли вас более счастливым покупка телевизора в вышеприведенном примере? Если да, то только ненадолго - когда вы сами посмотрели впервые передачу в цвете, а потом показали друзьям и близким.
И то, часть из них начнет завидовать, воспримет желание поделиться радостью за хвастовство, личный вызов.
А когда кто-то купит более дорогой импортный телевизор с пультом управления, и пригласит вас в гости показать, какая это радость - переключать каналы пультом дистанционно, ваша радость от покупки цветного телевизора сойдет на нет и у вас, возможно, появится потребность купить цветной телевизор уже с пультом! Возможно вы его даже купите, и "Рубин" отправится вслед за "Рекордом".
И всё бы ничего, но если бы вы продолжали смотреть ваш "Рекорд", то не потратились бы на новые телевизоры. У вас было бы больше ресурсов, которые вы могли бы использовать для чего-то другого, возможно более ценного или более выгодного в перспективе.
Если вам кажется, что "Рекорды" и "Рубины" - дело далекого прошлого, и сейчас такого не происходит - вы ошибаетесь. Что касается телевизоров - когда-то FullHD было "золотым стандартом", сейчас - 4K, но "настоящие знатоки" уже ищут и покупают телевизоры 8К.
Как мой сосед - который недавно купил такой телевизор и он у него уже сломался. Телевизор за 120 тысяч купил человек, живущий в однушке. На расстояниях, с которых он смотрит этот телевизор, разницу между FullHD и 8К не разглядеть, но зато "эксклюзив" и "ни у кого такого нет". Он же, слегка за 50, не забывает жаловаться на то, какую маленькую пенсию ему посчитает государство. На его месте я бы вместо телевизора за 120 тысяч купил бы какой-нибудь "тупой" телевизор FullHD тысяч за 20, к нему - "умную" приставку типа SberBox или MiBox, тысяч за 5, а оставшиеся деньги инвестировал в ИИС хотя-бы. Но он, скорее всего, купит другой телевизор за 120+ тысяч, большинство дополнительных функций которого, к тому же, он не понимает, и, соответственно, не пользуется. Уровень понимания можно оценить по его фразе о том, что сломавшийся телевизор как-то "сам раскручивался с двух до шести ядер".
Вернемся к нашему примеру - у человека есть замечательный телевизор с пультом, а в чулане стоят два старых, но полностью работоспособных громоздких телевизора - "Рекорд" и "Рубин". Если у человека сломается телевизор с пультом - разве он достанет из чулана один из старых? Нет, он купит новый с пультом.
А ведь человек из нашего примера был в целом довольно счастлив и с черно-белым телевизором без пульта. Кстати, пульт постоянно теряется, зараза, а если сломается или если его зальют кофе, то придется искать и покупать новый. Да и места в чулане маловато стало, постоянно покупаются новые вещи, а старые еще нормально работают, их жалко выбрасывать, поэтому - в чулан или на балкон.
Согласно опросу, 38% россиян считают отсутствие мест для хранения одной из главных проблем своего жилья. Это является самым частым ответом, опережая даже маленькую кухню (35%).
Конечно мест для хранения не будет хватать, если всё оно забито "старыми, но работоспособными вещами".
Ликбез окончен.
Статью я решил написать, потому что недавно, в рамках эксперимента по продлению жизни старых гаджетов - чтобы не покупать новые - я поменял батарею и чехол своего основного смартфона. Обошлось мне это чуть меньше чем в 1000 рублей, меньше 10% его изначальной стоимости.
Если вы помните, этот смартфон я купил в 2022 году не потому что у меня перестал работать старый, а потому что в старом не было технологии NFC, и мне приходилось носить с собой банковские карты, если я хотел выиграть на кэшбэке.
Ну и как-то так получилось, что после замены батареи в смартфоне перестала работать эта самая NFC. Видимо, что-то там я своими кривыми руками повредил. Обидно. По идее надо бы купить новый смартфон с NFC, да? Самое простое, быстрое и очевидное решение. Я посмотрел магазины, маркетплейсы, и узнал, что аппарат с такими же характеристиками сейчас можно купить за ту же цену, что и в начале 2022 года (фактически он подешевел, получается). Но потом я вспомнил, что у меня уже есть целых три рабочих смартфона без NFC. Их быстродействие достаточно для того, чтобы выполнять функции, не раздражая меня. И подумал - что же тогда я получу за эти деньги?
Экономию времени? Да, приложить смартфон - быстрее, чем лезть в карман за кошельком, выбирать карту.
С другой стороны, большинство трат в последнее время у меня идут по кредитке Сбера, у которой льготный период 120 дней - благодаря высоким ставкам по накопительным счетам, щедрым и внятным категориям кэшбэка (у меня премиум), в большинстве случаев я расплачиваюсь именно ей. Для заказов из Пятерочки я использую "Апельсиновую карту" от Альфа-Банка, да еще, если не выбран лимит по карте Газпромбанка со 180-дневным льготным периодом, то её использую для платежей вне кэшбэчных категорий. По остальным картам очень редко выпадает более выгодный кэшбэк.
Ну то есть в 95% случаев мне не нужно заморачиваться с выбором карты, я могу просто расплатиться сберовской кредиткой. А для этого не требуется ни NFC, ни кошелька с кредиткой - есть как минимум два способа - по QR коду из банковского приложения и "улыбкой".
Можно, конечно, купить NFC-стикер, но тогда можно и телефон новый купить. Купить может любой, а ты попробуй не покупать, сказал я себе :). В приложении Газпромбанка тоже есть быстрый выход на оплату по QR-коду.
Да, с 2022 года прогресс в оплате настолько продвинулся, что оплату можно проводить через смартфон без NFC, и даже вообще без смартфона - просто показав в терминал лицо.
То есть, система, которая раньше выглядела так: 1) Проверить категории по табличке из "заметок" и решить, какая карта выгоднее всего. 2) Открыть приложение "Mir Pay" и выбрать соответствующую карту для оплаты. 3) Приложить смартфон к терминалу, трансформируется в систему: 1) Проверить категории по табличке из "заметок" и решить, какая карта выгоднее всего. 2) Открыть приложение соответствующего банка и выбрать оплату по QR. 3) Навестись камерой смартфона на QR-код на терминале.
Всё те же три действия. Да, поймать в камеру QR-код немного сложнее, чем просто приложить телефон, и в маршрутных такси такие раздолбанные терминалы, что не факт что можно будет комфортно воспользоваться оплатой по QR (там даже оплата по NFC проходит через раз). Но даже если так - можно же для таких редких случаев и карту с собой носить (как и при оплате по NFC).
В начале месяца я определяю кэшбэки, соответственно, ту единственную карту, которая будет использоваться для оплаты транспорта, можно носить с собой.
Да, и некоторые платежи по QR иногда проходят как перевод, соответственно, кэшбэка я не получу, но об этом выводится сообщение при оплате, можно попросить отменить оплату по QR и достать карту.
С другой стороны, если я планирую оплачивать что-то сберовской картой (напомню, 95% случаев), и там, где я собираюсь оплачивать, используется сберовский терминал (а это - примерно 80% мест), то смартфон можно не доставать, а система уменьшается до двух шагов: 1) Проверить, что оплата "Сбером" наиболее выгодна 2) Выбрать на экране терминала "оплату лицом". Получается даже быстрее, чем раньше, с использованием NFC.
Замена батареи дала смартфону новую жизнь. Это не первый раз, когда я так поступаю. Смартфон, купленный в 2016 году, получил не только новую батарею, но и обновление прошивки с Android 6.0.1 до Android 10. Однако сейчас я не хочу использовать его как основной.
Дело в том, что сейчас нормальная продолжительность работы смартфона со включённым экраном составляет 8 часов, а тогда была всего 4. Это уже недостаточно. А функция NFC тогда была экспериментальной, поэтому для оплаты нужно было прикладывать смартфон не тыльной стороной, а экраном или боком. Это неудобно. Мне даже проще носить с собой банковскую карту.
Когда я покупал новый смартфон, NFC ещё не был для меня приоритетом, так как этот способ оплаты тогда не был так распространён.
И вот сейчас, получается, парадигма опять изменилась, и NFC снова перестает быть приоритетом, по крайней мере - для меня.
А в том, что касается электроники - очень часто при бережном использовании она устаревает морально гораздо раньше, чем ломается. Например, приложение Т-банка не будет работать на смартфонах с версией андроида ниже 9. При этом эти смартфоны можно продолжать использовать по их первоначальному назначению - звонить, делать фотки, общаться в соцсетях.
Кстати, когда и почему вдруг наличие банковских приложений и соцсетей на смартфонах стали потребностью?!)))
Сколько прошло лет с того времени, как фраза "Я тебе скину картинку на телефон" перестала звучать поводом для вызова санитаров из дурки?))).
Помните, как все боялись "вживления чипов"? А оказывается, их никуда никому вживлять не надо - оплата проходит по лицу. По всем улицам большинства городов висят камеры, которые способны идентифицировать людей с десятков метров по лицу и походке. Да что камеры - положение любого человека и его передвижения можно определить по смартфону. Да что смартфоны - человека можно идентифицировать, если в помещении работает Wi-Fi.
Ну да ладно, простите мне этот "уход от темы". Я хотел сказать, что если подходить к проблемам креативно, если научиться отличать реальные потребности от навязываемых, то можно значительно сократить количество покупок.
Если мне нужно расплатиться за товар, при этом я могу расплатиться наличными, картой, NFC, QR, лицом, переводом, я не обязан использовать именно тот способ, который в данный момент наиболее популярен, я могу выбрать любой другой, который подходит именно мне - по разным причинам, будь то желание сэкономить, прекратить захламление своей квартиры, уменьшить вред экологии, эффективно использовать имеющиеся средства и т.д.
Например, моя теща платит за такси переводом на карту, не доверяет автоматическим списаниям.
Для тех людей, кто привыкли воспринимать информацию слишком буквально: я не призываю никого восстанавливать старые смартфоны 2016 года и пользоваться ими, страдая от неудобств, или доставать из чуланов старые черно-белые "Рекорды" и пытаться их заставить работать.
Нет, я просто показываю, что очень часто, кроме привычных, навязанных способов что-то делать, есть другие, не менее удобные, или незначительно менее удобные, которые можно использовать для собственной выгоды, если поразмыслить над проблемой немного дольше пары минут. При этом общество потребления часто предлагает нам решения, которые мало того что не способствуют росту "счастья" в долгосрочной перспективе, а еще и увеличивают расходы.
На этом у меня сегодня всё, желаю вам, чтобы ваши возможности значительно превышали любые ваши потребности. Буду рад увидеть в комментариях примеры того, как вы решали какие-то проблемы не самым очевидным способом - покупкой нового устройства или чего-то ещё, а как-то по-другому (не нарушая закон, конечно)).