Найти в Дзене
ПсихоМир ребенка

Развитие самооценки и Я-образа ребенка через игровую деятельность

Ты когда-нибудь замечала, как ребёнок вдруг говорит: «Я — космонавт!», «Я — дракон!» или «Я — супергерой, который спасает всех?»… И как в этот момент его глаза загораются? Это не просто игра. Это он строит своё "я". Через образы, роли и воображение дети не просто развлекаются — они пробуют себя в разных формах: кто они, что могут, чего боятся и что любят. Игровая деятельность – это мастерская психолога прямо у нас под носом. Особенно важно её использовать для развития самооценки и образа "я" у детей 4–10 лет. Почему? Потому, что когда ребёнок играет с кем-то другим – он на самом деле раскрывает части самого себя. Уверенность растёт там, где есть безопасность... а безопасное пространство создаётся через игру. 👉 Вот несколько простых игр и упражнений для дома: 1. "Кто я сегодня?" Дайте ребёнку лист бумаги или картонную маску (можно раскрасить). Предложите придумать себе героя на день: с силой (например, может летать), со слабостью (например, боится темноты) и с добрым делом (спасает кош
изображение от freepik.com
изображение от freepik.com

Ты когда-нибудь замечала, как ребёнок вдруг говорит: «Я — космонавт!», «Я — дракон!» или «Я — супергерой, который спасает всех?»… И как в этот момент его глаза загораются? Это не просто игра. Это он строит своё "я".

Через образы, роли и воображение дети не просто развлекаются — они пробуют себя в разных формах: кто они, что могут, чего боятся и что любят.

Игровая деятельность – это мастерская психолога прямо у нас под носом. Особенно важно её использовать для развития самооценки и образа "я" у детей 4–10 лет.

Почему? Потому, что когда ребёнок играет с кем-то другим – он на самом деле раскрывает части самого себя. Уверенность растёт там, где есть безопасность... а безопасное пространство создаётся через игру.

👉 Вот несколько простых игр и упражнений для дома:

1. "Кто я сегодня?"

Дайте ребёнку лист бумаги или картонную маску (можно раскрасить). Предложите придумать себе героя на день: с силой (например, может летать), со слабостью (например, боится темноты) и с добрым делом (спасает кошку).

Попросите рассказать историю этого героя. А потом мягко спросите:

— А в чём ты похож(а) на него?

— Что бы ты хотел(а), чтобы люди знали о тебе?

🔹 Эффект: Ребёнок начинает осознавать свои качества через метафору.

2. Дворец из качеств

Возьмите коробку кубиков или карточки.

На каждой напишите качество: добрый(-ая), смелый(-ая), аккуратный(-ая), умею слушать других…

Предложите построить «дворец из своих качеств». Каждый блок — часть личности.

Если сегодня было сложно быть терпеливым — можно добавить карточку: «Сегодня учился быть терпеливым».

Эффект: Учит ребёнка видеть ценность в самом старании, а не только в идеальном результате.

3. Сказка про меня

Начинайте рассказ от третьего лица:

«Жил-был мальчик по имени Артём… Он был очень наблюдательным… Но однажды случилось вот что…»

Предложите ребёнку самому выбрать, как будет развиваться история о нём: — Как он справился? — Куда пошёл? — Кого встретил?

Заканчивайте позитивно!

Например: «Оказалось – его наблюдательность помогла всем найти выход из леса».

🔹 Эффект: Формирует внутреннее чувство значимости

Игра никогда не заканчивается так же быстро, как начинается. Она продолжается в поведении ребёнка каждый раз, когда он например говорит

«У меня не получится...»

Вы можете мягко ответить :

«А помнишь того героя , который знал три секретных способ а выйти из затруднительного положения? Может, один из них подойдет сейчас?»

Такие диалоги создают мостик между игровым миром и доверием к внутренним силам .

💫 Важно : Не хвалить бездумно . Хвалите конкретику :

Не: "Какой ты молодец! "

А :"Ты заметил проблему первым . Это требует внимания."

Каждое такое замечание вселяет уверенность.

Маленький шаг в игре становится большим шагом внутри.

За играми остаётся главное — ребёнок учится доверять себе.

Когда мы даём ему пространство быть кем угодно — он тихо находит самого себя.

И это не волшебство. Это работа… души.