Рассказы про тайгу, её жителей и людей тайги манят меня очень давно. Возможно, эта привязанность сформировалась в школьные годы, когда я обожала журнал "Юный натуралист". Позже интерес к жизни животных пополнился желанием узнать как можно больше о взаимодействии человека с живой природой. Привлекает также то, как человек преодолевает себя, как раскрывается его характер в момент единения с природой, в борьбе со стихией.
Так постепенно дома собирается библиотека книг о путешествиях, охотничьих рассказов, об экспедициях и выживании в суровых природных условиях.
💭«Книга, лежащая без дела на полке, — это потраченные впустую боеприпасы.» (Генри Миллер)
Собирая на осень корзинку с книгами, я писала, что для пункта "Утиная охота" хочу прочитать "Весьегонскую волчицу" Воробьёва (она у меня есть в электронном формате) . Но решила в первую очередь взять что-то из книг на моих полках. Сборник Константина Янковского "Дикие камни" куплен давно, а я всё никак в него не загляну.
Человек с таёжным сердцем
Так можно сказать о Константине Дмитриевиче Янковском. Охотовед, исследователь тайги, человек, любящий лес, животных, каждую пичужку, опытный путешественник, защитник природы, не терпящий любого проявления к ней зла.
Был он участником экспедиции Л. А. Кулика к месту падения тунгусского метеорита, позже, в 1958 году, снова искал тунгусский метеорит с экспедицией К. П.Флоренского.
Во время войны командовал батареей на Орловско-Курской дуге, был неоднократно ранен, контужен, вернулся полным инвалидом. Несмотря на приписанный постельный режим , жена увела его в тайгу, и там он потихоньку восстановился и прожил еще 40 лет.
После войны занимался организацией зверофермы, восстанавливал популяцию соболей, занимался расселением на новых территориях бобров, выдр. Это очень тяжелая работа. В книге ''Дикие камни" он об этом рассказывает.
А ещё он считал, что человек губит природу от неведения, поэтому занимался просветительской деятельностью. Был у него любимый участок шиткинской тайги, где он построил избушку. Она стала местом притяжения для студентов-охотоведов в их полевых исследованиях. Дом Янковских всегда был полон народу: студенты, школьники жили у них на правах членов семьи; обучались не только лесным премудростям, но и житейской мудрости, учились доброму отношению ко всему.
Рассказы о тайге
Как я поняла, у меня в руках самое полное собрание рассказов Константина Янковского. Очень жаль, что так мало он написал, - рассказы прелестные: чудесный язык, узнаваемый по рассказам Григория Федосеева таёжный говор, интересные сюжеты, взятые из жизни автора. Можно сказать, что это его путевые заметки, дневник таежной жизни.
Каждая строчка пропитана добротой и любовью к природе. Я уверена, что животные умеют настраиваться на тонкие материи, исходящие от человека. Дикий зверь не подпустит к себе абы кого, его очень сложно приручить. А Константину Дмитриевичу это удавалось и ни раз.
Рассказ "Птица наша серая" зачитывала сыну как пример большой привязанности животных к людям. Автор поведал историю о том, как они с женой приютили у себя немолодого уже дикого гуся. Знакомый нашёл подранка, рука не поднялась добить - принес к Янковским. А те выходили, подружились, и так этот гусь привязался к хозяину дома, что тосковал, когда его долго не было. Бывало, после долгой отлучки возвращаясь домой, первым делом заглядывал в вольер к гусю. Тот быстро семенил к любимому человеку, утыкался в ноги и замирал. Стоило встать, чтобы уйти, птица начинала беспокоиться, кричать; и "столько было тревоги, тоски в его крике", что приходилось снова присаживаться рядом и долго сидеть возле него.
Часто автор называет животных уменьшительно-ласкательно, да и людей, которые ему дороги, - тоже. Доброе сердце в нем говорит, не иначе.
Мне понравилось, как он по-особенному называл, например, медведя, он у него "босоногий старик"; таймень именуется "водяным конём", соболь - "жемчужиной сибирской тайги", а огромные щуки, которые запросто проглатывали бобрят, ни раз назывались "акулами пресных вод". Про опасную щучью рыбалку есть в сборнике рассказ "На речке бобровой".
О том, что читаю, часто рассказываю своим детям. По дороге в школу стала пересказывать Мирону историю "Дикие камни". Вот уже школьная калитка, а я не успела досказать развязку.
- Всё, беги, потом расскажу, чем всё кончилось.
- Ну, мам, ты же хоть два слова ещё можешь сказать?
🤣
Вечером не стала напоминать про недосказанную историю, вспомнит ли сам?! Укладываемся спать. Слышу, бежит: "А что там дальше-то было? Почему собака выла? Правда, гиблое место там? Ты обещала рассказать."
История действительно интересная, напомнила мне рассказ Ивана Ефремова "Озеро горных духов".
Как всегда бывает при чтении таёжных рассказов, узнаю что-то интересное о повадках животных. Несколько раз встречалась мне на страницах книги кедровка. Когда в очередной раз автор её вспомнил, пошла гуглить, что за птица такая.
Я прекрасно представляю хомяка или бурундука, набившего щеки кедровыми орешками, но что б птица подобное делала...
«Кедровка. Эта небольшая птица тоже запасает орешки кедра на зиму. Подлетит к кедру, ударом крепкого клюва сшибет шишку, на лету подхватит её и уже на земле выберет из нее самые лучшие орешки. Проглотит их и, набив зоб, отлетит в сторону, и другой раз довольно далеко. Опустясь на землю, разгребет лапками лесную подстилку и уложит орешки в приготовленную ямку. Потом, как и белка, замаскирует ее, взлетит на дерево, довольно "крекая", и отправится за следующей порцией орешков.»
А вот сын мой Мирон знал, как выглядит кедровка. В учебнике по русскому видел.🤔
Отличный сборник. Кто давно на меня, подписан, знает о моей любви к Григорию Федосееву. Но если сравнивать его "Таёжные встречи" с "Дикими камнями" К. Янковского, то последний сборник мне понравился больше❤️ .
Если вы тоже любите тему бескрайней тайги, то обязательно найдете для себя что-нибудь интересное в моей подборке "С книгой в поход" ⤵️
Ваш "Лайк" - ваше "спасибо" для меня🫶❤️👍