Найти в Дзене
Путешествия Лемурио

Бывшие троллейбусные маршруты Москвы: как они изменились спустя ещё 4 года после отмены троллейбуса.

С августа 2020 года, когда последний троллейбус заезжал в парк на Нагатинской улице уже прошло 5 лет. В сентябре 2021 года я рассказывал, как изменились бывшие троллейбусные маршруты спустя год после закрытия системы -где поехали электробусы, где остались автобусы, а какие маршруты отменились без замены. Этот цикл статей носит исторический характер, здесь я хочу показать всю динамику развития транспортной системы Москвы, где-то отметить какие-то нюансы или особенности, а в каких-то местах указать на вероятные недостатки. Давайте же посмотрим, как изменились троллейбусные маршруты ещё спустя 4 года после моей последней записи об этом. Изменений будет немало, но и некая стабильность тоже будет прослеживаться. В прошлой статье я обозревал все маршруты, с 1 по 95. В этот раз коснусь лишь тех, которые претерпели изменения, в том числе и небольшие. Поехали. Маршрут м1 (бывший троллейбусный маршрут 1) - маршрут не изменился, но конечная на юге теперь называется "станция метро Новаторская".

С августа 2020 года, когда последний троллейбус заезжал в парк на Нагатинской улице уже прошло 5 лет. В сентябре 2021 года я рассказывал, как изменились бывшие троллейбусные маршруты спустя год после закрытия системы -где поехали электробусы, где остались автобусы, а какие маршруты отменились без замены.

Этот цикл статей носит исторический характер, здесь я хочу показать всю динамику развития транспортной системы Москвы, где-то отметить какие-то нюансы или особенности, а в каких-то местах указать на вероятные недостатки.

Давайте же посмотрим, как изменились троллейбусные маршруты ещё спустя 4 года после моей последней записи об этом. Изменений будет немало, но и некая стабильность тоже будет прослеживаться.

Электробус на бывшем 74 маршруте троллейбуса. Фото: Дмитрий Полушкин
Электробус на бывшем 74 маршруте троллейбуса. Фото: Дмитрий Полушкин

В прошлой статье я обозревал все маршруты, с 1 по 95. В этот раз коснусь лишь тех, которые претерпели изменения, в том числе и небольшие. Поехали.

Маршрут м1 (бывший троллейбусный маршрут 1) - маршрут не изменился, но конечная на юге теперь называется "станция метро Новаторская". Речь о недавно открытой станции Троицкой линии.

Маршрут м2 (бывший троллейбусный маршрут 2) - от Рижского вокзала продлён дальше: через улицы Академика Королёва и Ботаническую до ст.м. и МЦК Владыкино. Таким образом, маршрут связал ст.м. Парк Победы и Владыкино.

Маршрут с543 (бывший троллейбусный маршрут 3). Маршрут т3 переименован в с543 с связи некой транспортной реформой, которая осталась на старте. В октябре 2021 вышла новость, что все маршруты города должны были получить буквы (с-социальный, м-магистральный, е-экспресс). Также, все привычные маршруты планировалось переделать в другие номера. Город был условно разделён на секторы и в каждом из них маршруты должны были начинаться с номера сектора. Другая логика с количеством символов в номере. Трёхзначные номера - интервал средний (15-20 мин), маршруты с буквой "с" - своё индивидуальное особое расписание. Короче, намутили тогда такую белиберду. Первый этап проскочил, дальше эту абракадабру приостановили. Много было недовольства.

В общем, бывшая тройка стала социальным маршрутом с "особым расписанием", маршрут чуть-чуть укоротили до Долгоруковской улицы (разворот перед Садовым кольцом).

Секторы, на которые поделили город для присвоения маршрутов
Секторы, на которые поделили город для присвоения маршрутов

Маршрут т4 (бывший троллейбусный маршрут 4). Отменён без замены перед новым пуском серии магистральных маршрутов в ноябре 2021 года.

Маршрут т6 (бывший троллейбусный маршрут 6). Объединён с маршрутом т43 в новый электробусный маршрут 403 в мае 2024 года.

Маршрут 297 (бывший троллейбусный маршрут 7). В ноябре 2021 года в рамках второй части проекта "Магистраль" получил новый номер вместо т7. Конечная "к/т Ударник" стала называться "Болотная площадь". Трасса маршрута не изменилась.

Маршрут т8 (бывший троллейбусный маршрут 8). Отменён без замены в ноябре 2021 года.

Маршрут м9 (бывший троллейбусный маршрут 9). Поглощён маршрутом м2 в ноябре 2021 года.

Маршрут т10 (бывший троллейбусный маршрут 10). Объединён с автобусным маршрутом 700 (от 3-его Павелецкого проезда через ст.м. Нагатинская) и укорочен на Садовом кольце до Нового Арбата. Изменения произошли в ноябре 2021 года.

Маршрут т11 (бывший троллейбусный маршрут 11). Отменён в ноябре 2021 года без замены.

Маршрут м53 (бывший троллейбусный маршрут 13). т13 в ноябре 2021 года получил новый номер и небольшое изменение маршрута: вместо части улицы Советской Армии электробусы поехали по Олимпийскому проспекту и Трифоновской улице.

Маршрут 604 (бывший троллейбусный маршрут 14). т14 в феврале 2024 года объединён с маршрутом с604. От Электрозаводского моста продлён до ст.м. Семёновская. На севере подъезжает к платформе Ростокино МЦК.

Схема ввода нового маршрута
Схема ввода нового маршрута

Маршрут 15 (бывший троллейбусный маршрут 15). Единственный пример, когда автобус имел тот же номер, что и троллейбус. После реализации второй части "Магистрали" отменён без замены.

Маршрут 418 (бывший троллейбусный маршрут 18). В августе 2024 года получил новый номер взамен т18. Трасса осталась прежней.

Маршрут 622 (бывший троллейбусный маршрут 22). Получил новый номер в сентябре 2025 года. Трасса осталась прежней. Конечная остановка - "Восточное Измайлово". У Комсомольской - "МЦД Площадь трёх вокзалов".

Маршрут 624 (бывший троллейбусный маршрут 24). Получил новый номер в декабре 2024 года. Продлён через улицу Пруд-Ключики до Карачарово.

Маршрут м3к (бывший троллейбусный маршрут 25). Введён во второй части проекта "Магистраль", заменив номер т25. м3к является укороченной версией маршрута м3 (проспект Будённого - Серебряный бор).

Маршрут 766 (бывший троллейбусный маршрут 26). В ноябре 2021 года т26 получил новый номер и продлён от Автозаводского моста к МЦК ЗИЛ. С сентября 2025 г. через набережную Марка Шагала и улицу Лисицкого продлён до станции метро "ЗИЛ" Троицкой линии.

Маршрут 138 (бывший троллейбусный маршрут 28). Получил новый номер в ноябре 2021 года. Трасса осталась прежней.

Маршрут 650 (бывший троллейбусный маршрут 30). Получил новый номер в августе 2025 года. Трасса осталась прежней.

Маршрут м5 (бывший троллейбусный маршрут 31). Маршрут А, который заменил классический т31, в ноябре 2021 года направили в сторону Достоевской.

Маршрут 150 (бывший троллейбусный маршрут 34). В августе 2025 года получил новый номер и был укорочен до Киевского вокзала (вместо Парка Победы), полностью повторив трассу классического 34 троллейбусного маршрута.

Маршрут т36 (бывший троллейбусный маршрут 36). Маршрут не изменился, поменялось название конечной на севере - теперь это станция метро "Лианозово".

Маршрут 239 (бывший троллейбусный маршрут 39). Новый номер получен в ноябре 2021 года, одновременно был укорочен до Нового Арбата, как когда-то работал классический троллейбусный 39-й. В феврале 2022 года стал электробусным, а в апреле снова продлён до Триумфальной площади.

Маршрут м95 (бывший троллейбусный маршрут 40). Заменитель т40 был отменён с вводом второй "Магистрали", вместо него пустили м95, однако на Автозаводский мост его не стали заворачивать, он пошёл до Даниловского рынка.

Маршрут м60 (бывший троллейбусный маршрут 41). Новый номер получил в сентябре 2024 года. Трасса маршрута не изменилась, на Комсомольской площади с недавнего времени используются трамвайные пути.

Маршрут 403 (бывший троллейбусный маршрут 43). В мае 2024 года т43 и т6 объединены в один электробусный маршрут 403. Трасса осталась прежней.

Маршрут м6 (бывший троллейбусный маршрут 45). По сути, м6 это удлинённая при вводе второй "Магистрали" версия м8 (отменён). Продлён до Лужников и новая трасса уже сильно отличается от классического троллейбусного в последней версии, хотя и полностью его покрывает.

Маршрут 447 (бывший троллейбусный маршрут 47). Новый номер бывший т47 получил в ноябре 2021 года, а в феврале 2024 года продлён по Коровинскому шоссе до Базовской улицы в связи с тем, что Дмитровское шоссе получило охват в виде новых станций метро Люблинско-Дмитровской линии.

Маршрут т49 (бывший троллейбусный маршрут 49). Отменён в ноябре 2021 года без замены.

Маршрут 765 (бывший троллейбусный маршрут 50). В ноябре 2024 года 650 маршрут получил новый номер и был продлён до Саратовской улицы.

Маршрут м34 (бывший троллейбусный маршрут 54). В августе 2024 года получил новый номер вместо т54. У Белорусского вокзала разворачивается по Тверской Заставе.

Маршрут т56 (бывший троллейбусный маршрут 56). Отменён в феврале 2024 года, его частично заменили 447 и т78.

Маршрут 458 (бывший троллейбусный маршрут 58). В августе 2023 года маршрут т58 продлён (перенаправлен с Петрозаводской улицы) к МЦД Грачёвская, а в октябре 2025 года получил новый номер.

Маршрут т59 (бывший троллейбусный маршрут 59). Из-за строительства станции "Бульвар Генерала Карбышева" Рублёво-Архангельской линии маршрут электробусов прошёл по улице Берзарина и Генерала Глаголева. Улица Маршала Тухачевского в настоящее время недоступна для сквозного движения.

Маршрут м23 (бывший троллейбусный маршрут 61). В связи с открытием Гагаринского моста у ст.м. Мнёвники, в августе 2025 года электробусы т61 получают новый номер и связывают МЦК "Панфиловская" через Филёвскую пойму и Фили (улица 1812 года) со станицей метро "Парк Победы".

Маршрут м16 (бывший троллейбусный маршрут 62). С вводом второй "Магистрали" получил новый номер, трасса осталась прежней.

Маршрут е70 (бывший троллейбусный маршрут 63). С С вводом второй "Магистрали" получил новый номер, трасса осталась прежней.

Маршрут м64 (бывший троллейбусный маршрут 64). Получил новый номер в августе 2025 года, трасса осталась прежней.

Маршрут т67 (бывший троллейбусный маршрут 67). С вводом второй "Магистрали" отменён без замены.

Маршрут м86 (бывший троллейбусный маршрут 71). С вводом второй "Магистрали" получил новый номер. Маршрут обновил трассу в Орехово-Борисове. Вместо Каширского шоссе автобусы следует до метро «Красногвардейская».

Маршрут м74 (бывший троллейбусный маршрут 74). Сегодняшний маршрут м74, получивший этот номер в августе 2025 года увеличился почти в два раза по сравнению с троллейбусным. В декабре 2023 года он продлён до МЦД "Вешняки", а в августе 2025-го ещё дальше - через станцию метро "Выхино" до МЦД "Новогиреево". Но ещё в 2022 году он дважды менял конечную на юге - вместо Марьино была Подольская, 33 и МЦД "Курьяново", которая остаётся до сих пор. Таким образом, маршрут соединяет станции трёх разных диаметров, а так же станции метро трёх разных линий (ЛДЛ, ТКЛ и Некрасовской).

Маршрут 635 (бывший троллейбусный маршрут 75). В марте 2025 года маршрут т75 получил новый номер и в районе Новокосино - изменённую трассу. Вместо Салтыковской и Городецкой улиц пошёл через Новокосинскую и улицу Николая Старостина.

Маршрут 379 (бывший троллейбусный маршрут 79). Новый номер получил при вводе второй "Магистрали". Трасса осталась прежней.

Маршрут м44к (бывший троллейбусный маршрут 80). Новый номер получил в декабре 2024 года, когда т80 и 774 объединили в один маршрут - м44. Часть рейсов пустили до 6-го микрорайона Бибирева.

Маршрут т82 (бывший троллейбусный маршрут 82). Отменён при вводе второй "Магистрали" без замены.

Маршрут м60к (бывший троллейбусный маршрут 83). Новый номер получил в сентябре 2024 года, когда т41 и т83 слились в один магистральный маршрут. Новый выделенный из него маршрут м60к укоротили до ст.м. Черкизовская и Восточного вокзала.

Маршрут 686 (бывший троллейбусный маршрут 88). Новый номер получил в сентябре 2025 года. Трасса не изменилась, за исключением схемы движения на Комсомольской площади.

Это все рассмотренные изменения за последние 4 года. Подавляющее количество маршрутов на электробусах, но дизельные автобусные маршруты всё ещё остались. Однако, столица очень активно заменяет дизель на электротягу.

Изменения маршрутов в городе - практически, еженедельная тенденция. Город всё время трансформируется, строятся новые станции метро и дороги. Не всегда замены и изменения позитивно воспринимаются жителями, но всегда можно пожаловаться на работу маршрута в специальной форме на портале города.

Итак, давайте подведём итоги. Из классических троллейбусных маршрутов дошли до наших дней без изменений (или с очень незначительными изменениями) следующие маршруты: 7, 17, 18, 19, 21, 22, 25, 27, 28, 30, 32, 34, 41, 42, 43, 51, 52, 53, 54, 55, 57, 60, 63, 64, 65, 70, 72, 73, 76, 79, 81, 85, 86, 88. Основные изменения связаны с изменениями дорожно-уличной сети, благодаря чему где-то ушли оттянутые развороты или изменилась схема движения на конечной.
Список троллейбусных маршрутов, которые до наших дней сохранили свою классическую трассу, но были продлены: 9, 14, 24, 26, 29, 31, 38, 50, 61, 74, 77, 78, 80.
Остальные маршруты на сегодняшний день видоизменены (например 23, 58 и др.), либо отменены (4, 8, 11 и др.)

Это был исторический очерк о троллейбусных маршрутах Москвы и некая дань уважения к работе этого транспорта в Москве. Такая вот история.

Всем быстрых и беспробочных поездок по Москве на комфортном транспорте!

Электробус маршрута м16 (бывший троллейбус 62). Автор: Озермос
Электробус маршрута м16 (бывший троллейбус 62). Автор: Озермос