С августа 2020 года, когда последний троллейбус заезжал в парк на Нагатинской улице уже прошло 5 лет. В сентябре 2021 года я рассказывал, как изменились бывшие троллейбусные маршруты спустя год после закрытия системы -где поехали электробусы, где остались автобусы, а какие маршруты отменились без замены.
Этот цикл статей носит исторический характер, здесь я хочу показать всю динамику развития транспортной системы Москвы, где-то отметить какие-то нюансы или особенности, а в каких-то местах указать на вероятные недостатки.
Давайте же посмотрим, как изменились троллейбусные маршруты ещё спустя 4 года после моей последней записи об этом. Изменений будет немало, но и некая стабильность тоже будет прослеживаться.
В прошлой статье я обозревал все маршруты, с 1 по 95. В этот раз коснусь лишь тех, которые претерпели изменения, в том числе и небольшие. Поехали.
Маршрут м1 (бывший троллейбусный маршрут 1) - маршрут не изменился, но конечная на юге теперь называется "станция метро Новаторская". Речь о недавно открытой станции Троицкой линии.
Маршрут м2 (бывший троллейбусный маршрут 2) - от Рижского вокзала продлён дальше: через улицы Академика Королёва и Ботаническую до ст.м. и МЦК Владыкино. Таким образом, маршрут связал ст.м. Парк Победы и Владыкино.
Маршрут с543 (бывший троллейбусный маршрут 3). Маршрут т3 переименован в с543 с связи некой транспортной реформой, которая осталась на старте. В октябре 2021 вышла новость, что все маршруты города должны были получить буквы (с-социальный, м-магистральный, е-экспресс). Также, все привычные маршруты планировалось переделать в другие номера. Город был условно разделён на секторы и в каждом из них маршруты должны были начинаться с номера сектора. Другая логика с количеством символов в номере. Трёхзначные номера - интервал средний (15-20 мин), маршруты с буквой "с" - своё индивидуальное особое расписание. Короче, намутили тогда такую белиберду. Первый этап проскочил, дальше эту абракадабру приостановили. Много было недовольства.
В общем, бывшая тройка стала социальным маршрутом с "особым расписанием", маршрут чуть-чуть укоротили до Долгоруковской улицы (разворот перед Садовым кольцом).
Маршрут т4 (бывший троллейбусный маршрут 4). Отменён без замены перед новым пуском серии магистральных маршрутов в ноябре 2021 года.
Маршрут т6 (бывший троллейбусный маршрут 6). Объединён с маршрутом т43 в новый электробусный маршрут 403 в мае 2024 года.
Маршрут 297 (бывший троллейбусный маршрут 7). В ноябре 2021 года в рамках второй части проекта "Магистраль" получил новый номер вместо т7. Конечная "к/т Ударник" стала называться "Болотная площадь". Трасса маршрута не изменилась.
Маршрут т8 (бывший троллейбусный маршрут 8). Отменён без замены в ноябре 2021 года.
Маршрут м9 (бывший троллейбусный маршрут 9). Поглощён маршрутом м2 в ноябре 2021 года.
Маршрут т10 (бывший троллейбусный маршрут 10). Объединён с автобусным маршрутом 700 (от 3-его Павелецкого проезда через ст.м. Нагатинская) и укорочен на Садовом кольце до Нового Арбата. Изменения произошли в ноябре 2021 года.
Маршрут т11 (бывший троллейбусный маршрут 11). Отменён в ноябре 2021 года без замены.
Маршрут м53 (бывший троллейбусный маршрут 13). т13 в ноябре 2021 года получил новый номер и небольшое изменение маршрута: вместо части улицы Советской Армии электробусы поехали по Олимпийскому проспекту и Трифоновской улице.
Маршрут 604 (бывший троллейбусный маршрут 14). т14 в феврале 2024 года объединён с маршрутом с604. От Электрозаводского моста продлён до ст.м. Семёновская. На севере подъезжает к платформе Ростокино МЦК.
Маршрут 15 (бывший троллейбусный маршрут 15). Единственный пример, когда автобус имел тот же номер, что и троллейбус. После реализации второй части "Магистрали" отменён без замены.
Маршрут 418 (бывший троллейбусный маршрут 18). В августе 2024 года получил новый номер взамен т18. Трасса осталась прежней.
Маршрут 622 (бывший троллейбусный маршрут 22). Получил новый номер в сентябре 2025 года. Трасса осталась прежней. Конечная остановка - "Восточное Измайлово". У Комсомольской - "МЦД Площадь трёх вокзалов".
Маршрут 624 (бывший троллейбусный маршрут 24). Получил новый номер в декабре 2024 года. Продлён через улицу Пруд-Ключики до Карачарово.
Маршрут м3к (бывший троллейбусный маршрут 25). Введён во второй части проекта "Магистраль", заменив номер т25. м3к является укороченной версией маршрута м3 (проспект Будённого - Серебряный бор).
Маршрут 766 (бывший троллейбусный маршрут 26). В ноябре 2021 года т26 получил новый номер и продлён от Автозаводского моста к МЦК ЗИЛ. С сентября 2025 г. через набережную Марка Шагала и улицу Лисицкого продлён до станции метро "ЗИЛ" Троицкой линии.
Маршрут 138 (бывший троллейбусный маршрут 28). Получил новый номер в ноябре 2021 года. Трасса осталась прежней.
Маршрут 650 (бывший троллейбусный маршрут 30). Получил новый номер в августе 2025 года. Трасса осталась прежней.
Маршрут м5 (бывший троллейбусный маршрут 31). Маршрут А, который заменил классический т31, в ноябре 2021 года направили в сторону Достоевской.
Маршрут 150 (бывший троллейбусный маршрут 34). В августе 2025 года получил новый номер и был укорочен до Киевского вокзала (вместо Парка Победы), полностью повторив трассу классического 34 троллейбусного маршрута.
Маршрут т36 (бывший троллейбусный маршрут 36). Маршрут не изменился, поменялось название конечной на севере - теперь это станция метро "Лианозово".
Маршрут 239 (бывший троллейбусный маршрут 39). Новый номер получен в ноябре 2021 года, одновременно был укорочен до Нового Арбата, как когда-то работал классический троллейбусный 39-й. В феврале 2022 года стал электробусным, а в апреле снова продлён до Триумфальной площади.
Маршрут м95 (бывший троллейбусный маршрут 40). Заменитель т40 был отменён с вводом второй "Магистрали", вместо него пустили м95, однако на Автозаводский мост его не стали заворачивать, он пошёл до Даниловского рынка.
Маршрут м60 (бывший троллейбусный маршрут 41). Новый номер получил в сентябре 2024 года. Трасса маршрута не изменилась, на Комсомольской площади с недавнего времени используются трамвайные пути.
Маршрут 403 (бывший троллейбусный маршрут 43). В мае 2024 года т43 и т6 объединены в один электробусный маршрут 403. Трасса осталась прежней.
Маршрут м6 (бывший троллейбусный маршрут 45). По сути, м6 это удлинённая при вводе второй "Магистрали" версия м8 (отменён). Продлён до Лужников и новая трасса уже сильно отличается от классического троллейбусного в последней версии, хотя и полностью его покрывает.
Маршрут 447 (бывший троллейбусный маршрут 47). Новый номер бывший т47 получил в ноябре 2021 года, а в феврале 2024 года продлён по Коровинскому шоссе до Базовской улицы в связи с тем, что Дмитровское шоссе получило охват в виде новых станций метро Люблинско-Дмитровской линии.
Маршрут т49 (бывший троллейбусный маршрут 49). Отменён в ноябре 2021 года без замены.
Маршрут 765 (бывший троллейбусный маршрут 50). В ноябре 2024 года 650 маршрут получил новый номер и был продлён до Саратовской улицы.
Маршрут м34 (бывший троллейбусный маршрут 54). В августе 2024 года получил новый номер вместо т54. У Белорусского вокзала разворачивается по Тверской Заставе.
Маршрут т56 (бывший троллейбусный маршрут 56). Отменён в феврале 2024 года, его частично заменили 447 и т78.
Маршрут 458 (бывший троллейбусный маршрут 58). В августе 2023 года маршрут т58 продлён (перенаправлен с Петрозаводской улицы) к МЦД Грачёвская, а в октябре 2025 года получил новый номер.
Маршрут т59 (бывший троллейбусный маршрут 59). Из-за строительства станции "Бульвар Генерала Карбышева" Рублёво-Архангельской линии маршрут электробусов прошёл по улице Берзарина и Генерала Глаголева. Улица Маршала Тухачевского в настоящее время недоступна для сквозного движения.
Маршрут м23 (бывший троллейбусный маршрут 61). В связи с открытием Гагаринского моста у ст.м. Мнёвники, в августе 2025 года электробусы т61 получают новый номер и связывают МЦК "Панфиловская" через Филёвскую пойму и Фили (улица 1812 года) со станицей метро "Парк Победы".
Маршрут м16 (бывший троллейбусный маршрут 62). С вводом второй "Магистрали" получил новый номер, трасса осталась прежней.
Маршрут е70 (бывший троллейбусный маршрут 63). С С вводом второй "Магистрали" получил новый номер, трасса осталась прежней.
Маршрут м64 (бывший троллейбусный маршрут 64). Получил новый номер в августе 2025 года, трасса осталась прежней.
Маршрут т67 (бывший троллейбусный маршрут 67). С вводом второй "Магистрали" отменён без замены.
Маршрут м86 (бывший троллейбусный маршрут 71). С вводом второй "Магистрали" получил новый номер. Маршрут обновил трассу в Орехово-Борисове. Вместо Каширского шоссе автобусы следует до метро «Красногвардейская».
Маршрут м74 (бывший троллейбусный маршрут 74). Сегодняшний маршрут м74, получивший этот номер в августе 2025 года увеличился почти в два раза по сравнению с троллейбусным. В декабре 2023 года он продлён до МЦД "Вешняки", а в августе 2025-го ещё дальше - через станцию метро "Выхино" до МЦД "Новогиреево". Но ещё в 2022 году он дважды менял конечную на юге - вместо Марьино была Подольская, 33 и МЦД "Курьяново", которая остаётся до сих пор. Таким образом, маршрут соединяет станции трёх разных диаметров, а так же станции метро трёх разных линий (ЛДЛ, ТКЛ и Некрасовской).
Маршрут 635 (бывший троллейбусный маршрут 75). В марте 2025 года маршрут т75 получил новый номер и в районе Новокосино - изменённую трассу. Вместо Салтыковской и Городецкой улиц пошёл через Новокосинскую и улицу Николая Старостина.
Маршрут 379 (бывший троллейбусный маршрут 79). Новый номер получил при вводе второй "Магистрали". Трасса осталась прежней.
Маршрут м44к (бывший троллейбусный маршрут 80). Новый номер получил в декабре 2024 года, когда т80 и 774 объединили в один маршрут - м44. Часть рейсов пустили до 6-го микрорайона Бибирева.
Маршрут т82 (бывший троллейбусный маршрут 82). Отменён при вводе второй "Магистрали" без замены.
Маршрут м60к (бывший троллейбусный маршрут 83). Новый номер получил в сентябре 2024 года, когда т41 и т83 слились в один магистральный маршрут. Новый выделенный из него маршрут м60к укоротили до ст.м. Черкизовская и Восточного вокзала.
Маршрут 686 (бывший троллейбусный маршрут 88). Новый номер получил в сентябре 2025 года. Трасса не изменилась, за исключением схемы движения на Комсомольской площади.
Это все рассмотренные изменения за последние 4 года. Подавляющее количество маршрутов на электробусах, но дизельные автобусные маршруты всё ещё остались. Однако, столица очень активно заменяет дизель на электротягу.
Изменения маршрутов в городе - практически, еженедельная тенденция. Город всё время трансформируется, строятся новые станции метро и дороги. Не всегда замены и изменения позитивно воспринимаются жителями, но всегда можно пожаловаться на работу маршрута в специальной форме на портале города.
Итак, давайте подведём итоги. Из классических троллейбусных маршрутов дошли до наших дней без изменений (или с очень незначительными изменениями) следующие маршруты: 7, 17, 18, 19, 21, 22, 25, 27, 28, 30, 32, 34, 41, 42, 43, 51, 52, 53, 54, 55, 57, 60, 63, 64, 65, 70, 72, 73, 76, 79, 81, 85, 86, 88. Основные изменения связаны с изменениями дорожно-уличной сети, благодаря чему где-то ушли оттянутые развороты или изменилась схема движения на конечной.
Список троллейбусных маршрутов, которые до наших дней сохранили свою классическую трассу, но были продлены: 9, 14, 24, 26, 29, 31, 38, 50, 61, 74, 77, 78, 80.
Остальные маршруты на сегодняшний день видоизменены (например 23, 58 и др.), либо отменены (4, 8, 11 и др.)
Это был исторический очерк о троллейбусных маршрутах Москвы и некая дань уважения к работе этого транспорта в Москве. Такая вот история.
Всем быстрых и беспробочных поездок по Москве на комфортном транспорте!