Найти в Дзене

Женское роевое сознание, как часть женской физиологии

Задумывались ли вы когда-нибудь, одинаково ли люди ощущают мир вокруг? Мы легко соглашаемся, что небо — голубое, а роза пахнет сладко. Но кто знает, как именно вы видите этот голубой цвет или чувствуете аромат розы? Возможно, то, что для одного кажется насыщенно-красным, другой в глубине сознания воспринимает как синий оттенок — просто с детства оба привыкли называть этот цвет «красным». Наш мозг устроен так, что напрямую сравнить внутренние ощущения двух разных людей невозможно. Поэтому каждый из нас, по сути, живёт в своей собственной сенсорной реальности, хоть мы и пользуемся одними и теми же словами для её описания. В повседневной жизни мы редко обсуждаем, как именно кто-то чувствует вкус или видит цвет. Принято думать, что раз все называют сахар сладким, а траву зелёной, то и переживают эти ощущения схожим образом. Однако современные наблюдения и курьёзные случаи показывают: восприятие может заметно различаться у разных людей. Вот несколько показательных примеров: ·      Одна и т
Оглавление

Каждый в своём мире ощущений

Задумывались ли вы когда-нибудь, одинаково ли люди ощущают мир вокруг? Мы легко соглашаемся, что небо — голубое, а роза пахнет сладко. Но кто знает, как именно вы видите этот голубой цвет или чувствуете аромат розы? Возможно, то, что для одного кажется насыщенно-красным, другой в глубине сознания воспринимает как синий оттенок — просто с детства оба привыкли называть этот цвет «красным». Наш мозг устроен так, что напрямую сравнить внутренние ощущения двух разных людей невозможно. Поэтому каждый из нас, по сути, живёт в своей собственной сенсорной реальности, хоть мы и пользуемся одними и теми же словами для её описания.

В повседневной жизни мы редко обсуждаем, как именно кто-то чувствует вкус или видит цвет. Принято думать, что раз все называют сахар сладким, а траву зелёной, то и переживают эти ощущения схожим образом. Однако современные наблюдения и курьёзные случаи показывают: восприятие может заметно различаться у разных людей. Вот несколько показательных примеров:

·      Одна и та же фотография платья в интернете одними людьми воспринималась как сине-чёрное, а другими — как бело-золотое. Спор о «цвете того самого платья» наглядно продемонстрировал, как по-разному наши глаза и мозг могут интерпретировать один и тот же визуальный стимул.

·      Один и тот же звук способен слышаться по-разному. Известна аудиозапись, которую половина слушателей уверенно слышала как слово «Yanny», в то время как другая половина отчётливо слышала «Laurel». Это не шутка — люди реально слышали разные слова, хотя звуковой сигнал был одним и тем же.

·      Даже обоняние и вкус имеют свои нюансы. Например, обычная зелень кинза для одних приправляет блюда приятной свежестью, а для других каждый листик пахнет и на вкус словно мыло. Разница кроется в генетике рецепторов: восприятие одного и того же химического соединения может быть полярным.

Как видим, уже на уровне основных чувств наши ощущения субъективны. Мы можем договориться о названиях («горький», «синий», «громкий»), но то, что творится внутри нашего сознания, остаётся личным переживанием. Философы называют эту неопределённость проблемой квалиа — индивидуальных качеств ощущений. Наука пока не придумала прибор, способный «заглянуть» в сознание и сравнить, одинаково ли двое разных людей видят красный цвет.

Синестезия: когда чувства переплетаются

Если различия в рамках одного чувства ещё можно счесть тонкими, то есть люди, для которых сенсорный опыт смешивается самым причудливым образом. Явление синестезии показывает, насколько разнообразно может быть восприятие у разных мозгов. Синестеты — так называют людей с этой способностью — испытывают дополнительные ощущения в ответ на обычные стимулы. Иными словами, у них чувства «настроены» иначе, чем у большинства.

Представьте, что вы читаете книгу, а каждая буква алфавита у вас ассоциируется с конкретным цветом. Буква А может «показываться» вам светло-розовой, Б — зелёной, В — фиолетовой и так далее, независимо от реального цвета чернил. Или, скажем, вы слышите музыку и одновременно невольно видите разноцветные формы и всполохи перед внутренним взором, как будто «звук окрашен». А кто-то ощущает определённые вкусы во рту, услышав знакомое слово. Всё это — примеры синестезии.

Пример того, как синестетик может видеть буквы и цифры: каждая буква английского алфавита и цифра от 0 до 9 подсознательно «окрашены» в определённый цвет. Даже если текст напечатан чёрным, человек с графемно-цветовой синестезией воспринимает символы в этих оттенках. Такое восприятие возникает автоматически, помимо воли, и служит иллюстрацией одного из самых распространённых видов синестезии.

Учёные описали десятки разновидностей синестезии. Наиболее распространены: - Графемно-цветовая синестезия – когда письменные символы (буквы, цифры) автоматически вызывают ощущение цвета. Человек может видеть или мысленно представлять каждому знаку свой оттенок. - Звуково-цветовая синестезия (она же хроместезия, или «цветной слух») – когда звуки, музыка или голоса вызывают зрительные образы: вспышки цвета, геометрические узоры, «цветные всполохи» перед глазами. - Лексико-вкусовая синестезия – когда слова или имена ассоциируются с определённым вкусом. Например, имя «Маша» может «на вкус» ощущаться, скажем, как шоколад, а слово «вчера» – как привкус лимона. - Осязательно-зрительная синестезия – когда прикосновения или боль видятся как цветные вспышки, или наоборот, вид предмета может вызывать тактильное ощущение.

Для самих синестетов эти переживания – часть их реальности с детства. Они нередко удивляются, узнав, что у других людей буквы не цветные и музыка не разливается красками. Синестезия не считается расстройством; скорее, это особенность восприятия, которая встречается примерно у 2–4% людей. Предполагается, что причиной могут быть необычно тесные “перекрёстные” связи между зонами мозга, отвечающими за разные чувства. Интересно, что у синестетов зачастую наблюдается повышенная креативность: многие художники, музыканты, поэты обладали синестезией и черпали из неё вдохновение. Недаром говорят, что синестезия делает мир богаче и ярче – в буквальном смысле.

Чувствуют ли женщины иначе?

Любопытный факт: исследования указывают, что синестезия чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Ранние работы психологов утверждали о превосходстве в шесть раз – на каждые шесть синестетиков-женщин приходился только один мужчина. Позднее учёные задумались: а не связано ли это с тем, что женщины просто чаще сообщают о своих необычных ощущениях? Последующие, более масштабные исследования скорректировали цифры, показав, что разница не столь драматична. Тем не менее небольшой перевес остался за женщинами – их среди синестетов больше. С чем это может быть связано?

Возможный ответ кроется в особенностях устройства мозга. Установлено, что в среднем у женщин выше взаимосвязанность между полушариями мозга. Иными словами, женский мозг чаще «связывает воедино» разные типы информации – образно говоря, логика левого полушария и интуиция правого больше работают в тандеме. Мужской мозг, напротив, чуть более специализирован по отдельности: нейронные связи у мужчин сильнее выражены внутри каждого полушария, а не между ними. Такая разница в нейронной проводке, по мнению нейрофизиологов, делает мужской мозг эффективным для быстрых действий и координации (перцепция–реакция), а женский – для интеграции разных входящих сигналов и контекстов. Проще говоря, женщинам может быть легче одновременно учитывать несколько разнородных ощущений и факторов.

Кроме того, природа наградила женщин более тонким восприятием в ряде отдельных чувств. Например, обоняние у женщин в среднем острее: исследователи выяснили, что в женской обонятельной луковице на десятки процентов больше нейронных клеток. Эволюционно это имело смысл – хорошо развитый нюх помогал, условно, распознавать съедобность пищи или почувствовать младенца. Цветовое зрение тоже зачастую богаче: почти все случаи дальтонизма случаются у мужчин, тогда как женщины почти никогда не страдают отсутствием какого-либо цвета. Более того, генетики предполагают, что до 10–12% женщин могут иметь четыре типа колбочек в сетчатке вместо обычных трёх. Такие потенциальные «тетрахроматы» теоретически способны различать миллионы оттенков, недоступных остальным. В реальности лишь немногие из них действительно пользуются этим даром, но сам факт впечатляет: бывает, что женский глаз видит то, чего не уловит мужской. Что касается слуха, разница менее выражена, но некоторые опыты показывали, что женщины чуть лучше различают высокие ноты и в целом более чувствительны к сложному звуку (например, к тембру голоса). Наконец, осязание – чувствительность кожи – тоже зачастую выше у женщин, особенно кончиков пальцев. Частично это объясняют меньшим средним размером пальцев: нервные окончания расположены плотнее, давая более тонкое тактильное чувство.

Конечно, всё перечисленное – усреднённые тенденции. Каждый человек индивидуален: встречаются мужчины с утончённым восприятием, а бывают и женщины с «топорными» чувствами. Тем не менее, статистически женский сенсорный мир выглядит немного более насыщенным и переплетённым. Отчасти поэтому женщины нередко тоньше улавливают эмоциональные состояния собеседника, интонации, «атмосферу» окружения. Можно сказать, эмпатия – тоже ведь способность чувства – у них выражена сильнее. И это наводит на мысль: а вдруг существует нечто вроде «особого женского ощущения коллективного»?

«Рой»: метафора или реальность для женщин?

Люди часто описывают большое сплочённое сообщество как единый организм или рой, уподобляя группу пчелиному улью или муравейнику. Разумеется, это всего лишь образ: у человечества нет телепатической связи или общего разума в фантастическом смысле. Однако для некоторых такое объединение может ощущаться куда конкретнее, чем абстракция. Если наш мозг – это гибкая нейросеть, почему бы некоторым людям не чувствовать себя частью большего паттерна, буквально воспринимать коллектив?

Из рассуждений выше мы видим, что женский мозг как минимум более предрасположен к сложным пересечениям ощущений и эмоций. Представим гипотетически: человек, который очень остро чувствует эмоциональные сигналы от других (мимику, тон голоса, «химию» запахов настроения), да ещё и склонен переплетать разные ощущения воедино – разве он не будет воспринимать группу людей почти как единое целое? Для него группа может «звучать» как хор различных эмоций, или даже «выглядеть» особым цветом настроения. То, что для другого останется на уровне умозрительного понимания («ну да, вместе мы сила»), для такого эмпата-синестета может быть полуощутимой реальностью. Недаром говорят про «женскую интуицию» – возможно, под этим народным понятием скрывается как раз повышенная способность подсознательно считывать множество мелких сигналов.

Интересно, что на этой почве возникают и социальные теории. В частности, публицист Антон Сорвачёв выдвинул идею так называемой «феминостратегии власти». Согласно этой концепции, женщины исторически добиваются своего не прямой конфронтацией, а тонкими, коллективными и психологическими методами – образно выражаясь, роем. Возможно, умение негласно координироваться и чувствовать общий настрой – это их своеобразная «стратегия выживания и влияния». Подобные взгляды весьма спорны и не имеют строгих научных доказательств, однако они дают пищу для размышлений. В конце концов, если женское восприятие мира действительно более синхронизировано и взаимосвязано, неудивительно, что им бывает проще «настроиться» друг на друга.

Вместо заключения

Мы привыкли считать реальность чем-то единым для всех, но на деле каждый носит в себе собственный маленький мир ощущений. Для одного человека музыка – это просто звуки, а для другого – феерия красок. Один равнодушен к запаху жасмина, а другой от него плачет от счастья. Наш мозг придаёт краски (иногда буквально) каждому впечатлению. Понимание этого факта учит большему терпению и вниманию к окружающим. Возможно, стоит иногда спрашивать близких: «А что ты сейчас чувствуешь? Какой оттенок имеет для тебя этот вечер?» Ответ может удивить. Мы не можем заглянуть в чужое сознание, зато можем слушать и делиться друг с другом своими уникальными восприятиями. В этом – путь к взаимопониманию, несмотря на бесконечное разнообразие наших внутренних вселенных.