Найти в Дзене
BigDreamTrip

Архангельск. Здесь начинается Арктика (часть 4)

Во время путешествия по Русскому Северу на автомобиле вашими неизменными попутчиками будут реки. Самые крупные на нашем пути были следующие: Вычегда, Сухона, Северная Двина. Самая большая река Севера - Северная Двина, ее длина 744 км, а с учетом Сухоны 1310 км. Ширина русла 400-600 метров. С середины XVI и до начала XVIII веков река была надежным торговым путем, связывающим Россию со странами Европы. Вдоль семикилометровой набережной Северной Двины и расположился город Архангельск. Кстати, до приезда в этот город мы ошибочно считали, смотря на карту, что город, вероятно, должен иметь набережную на берегу Белого моря. Но нет, Архангельск удален от Белого моря, и чтобы до него добраться, нужно будет доехать до Северодвинска (около 50 км). Помимо Белого моря, Архангельскую область на протяжении 3 тыс.км омывают воды еще двух арктических морей: Баренцева и Карского. Исторически Архангельская область – начало Арктики, её наиболее обжитая и развитая часть, центр русской культуры и промышленн
Оглавление

Во время путешествия по Русскому Северу на автомобиле вашими неизменными попутчиками будут реки. Самые крупные на нашем пути были следующие: Вычегда, Сухона, Северная Двина. Самая большая река Севера - Северная Двина, ее длина 744 км, а с учетом Сухоны 1310 км. Ширина русла 400-600 метров. С середины XVI и до начала XVIII веков река была надежным торговым путем, связывающим Россию со странами Европы.

Вдоль семикилометровой набережной Северной Двины и расположился город Архангельск. Кстати, до приезда в этот город мы ошибочно считали, смотря на карту, что город, вероятно, должен иметь набережную на берегу Белого моря. Но нет, Архангельск удален от Белого моря, и чтобы до него добраться, нужно будет доехать до Северодвинска (около 50 км).

Помимо Белого моря, Архангельскую область на протяжении 3 тыс.км омывают воды еще двух арктических морей: Баренцева и Карского. Исторически Архангельская область – начало Арктики, её наиболее обжитая и развитая часть, центр русской культуры и промышленности, поэтому на набережной справедливо установлена жанровая конструкция «Здесь начинается Арктика».

Столица Архангельской области

Архангельск был основан в 1554 году по указу Ивана Грозного. Текущая численность менее 300 тыс. человек, но при этом город кажется гораздо крупнее, мы, ориентируясь на свои ощущения, посчитали, что в городе живет полмиллиона. Видимо, его вытянутость вдоль реки (около 40 км) визуально увеличивает размеры города, при этом еще и город расположен большей частью на ее одной стороне (в основном правой).

Архангельск – первый международный морской порт России, родина судостроения и российского флага. На острове Соломбала была построена первая государственная судостроительная верфь. После постройки первого судна встал вопрос о флаге, под которым нужно было отправлять корабль с товарами. Петр I позаимствовал идею у Голландцев, поменяв полосы местами (красная полоса была перенесена сверху вниз).

Архангельск, деревяная композиция "Экспедиция Георгия Седова"
Архангельск, деревяная композиция "Экспедиция Георгия Седова"

Из Архангельска отправлялись все знаменитые полярные экспедиции. Архангельск – город воинской части. В годы войны он был основным городом страны, через который поступала помощь из Европы и Америки. Через порт прошло более 4 млн. тонн грузов. Предприятия города производили и отправляли на фронт лесоматериалы, волокуши, аэросани, строили и ремонтировали корабли. К сожалению, каждый 5-ый житель города во время войны умер от болезней и голода.

С Архангельском, кстати, мы все довольно часто встречаемся, не замечая того, ведь город расположен на 500 рублевой банкноте.

Северодвинский мост Архангельска – самый северный разводной мост в мире, но он не такой, как вы могли видеть в Санкт-Петербурге. Его разводная средняя часть, как на лифте, на ночь поднимается вверх для прохода кораблей.

В первой статье про Русский Север упоминали о козулях. Козуля – это традиционный архангельский пряник различной формы, украшенный сахарной глазурью, очень ароматный. Козуля – это и игрушка, и лакомство, и поморский сувенир.

Планируя посещение Архангельска, в наши планы входило: прогуляться по набережной Северной Двины и пешеходному проспекту Чумбарова-Лучинского (местный Арбат с образцами деревянной застройки), дойти до памятников Петру I (c банкноты), тюленю-спасателю и Сене Малине (сказочный герой Степана Писахова), посетить музеи (Архангельский краеведческий музей, Северный морской музей, музей-заповедник «Малые Корелы»), совершить прогулку на пароходе «Н.В. Гоголь» и, возможно, успеть съездить на Соловецкие острова.

Не успели попасть в Архангельский краеведческий музей (только со стороны на него посмотрели) и на Соловецкие острова (столько времени у нас не оказалось, только день нужно в одну сторону на дорогу потратить, а еще там день-два, то есть нужно закладывать 3-4 дня только на эту локацию, столько времени у нас в запасе не было). Все остальное успели посетить. Про Малые Корелы и пароход расскажем ниже подробнее.

Малые Корелы

Музей-заповедник «Малые Корелы» был основан в 1964 году и является одним из крупнейших музеев деревянного зодчества под открытым небом. Площадь музея более 140 га, на территории более 100 памятников деревянного зодчества XVI-XIX вв.

Представлены церкви, мельницы, жилища, хозяйственные постройки разных районов Архангельской области. Они разбирались и переносились на территорию музея, где заново собирались и реставрировались при необходимости. Экспозиции и выставки знакомят с жизнью и бытом северных крестьян.

Детям понравилось на разнообразных деревянных качелях покататься. Сын монетку выковал памятную.

Выставок большое количество, особенно понравилась выставка «Рыболовный и зверобойный промыслы Поморья», «Рублено топором», ветряная мельница, избушка охотника.

Для населения, живущего на берегу Белого моря, зверобойный промысел составлял основную статью доходов. В XIX веке популярным объектом промысла был гренландский тюлень, с которого получали сало и кожу. Помимо тюленей активно добывались моржи, белухи, нерпы. Из добываемой рыбы особо ценилась семга, большие объемы добычи приходились на сельдь, которая в копченном или замороженном виде отправлялась в другие регионы России.

Большое значение в 20-ые годы XX века стали приобретать салотопенные предприятия. Жир морских животных использовалась для изготовления хозяйственного мыла. В старину также использовался для смазки втулок гужевого транспорта, мельничных колес, замочных механизмов, добавляли в смолу для герметизации лодок.

Во время Великой Отечественной войны были организованы промысловые экспедиции для охоты на тюленя в Белом и Баренцевом морях. Перетопленное сало тюленя цистернами отправлялось в блокадный Ленинград. Тюленям, спасавших людей от голода во время войны, на набережной в Архангельске даже установлен памятник.

Архангельск, памятник "Тюленю-спасителю"
Архангельск, памятник "Тюленю-спасителю"

После войны дело активно было продолжено. Мясо отправлялось в зверсовхозы, шкуры - на Кировскую меховую фабрику «Белка», а жир применялся в кожевенном производстве, производстве маргарина, свечей, мыловарении, производстве медицинских жиров.

До 1980 годов тюлений жир использовался для смазки орудий Северного и Балтийского флота, в механизмах быстрого вращения и нагревания, в том числе на подводных лодках и ледоколах. До 1960 годов механические и автоматические коробки передач также заправлялись жидкостями, полученными из жира.

Выставка «Рублено топором» рассказывает о строительных технологиях северных плотников, наглядно демонстрирует варианты срубов, обустройства различных типов кровли, применяемые инструменты и многое другое.

На территории музея в одном из мест сосредоточено значительное количество муравейников, больше двух десятков, наверное. Тут же стоит стенд, который рассказывает о таких интересных моментах, как, например, то, что в муравейнике живет обычно 300-700 тыс. муравьев, в крупных – около 1 миллиона. Хвоинки на муравейниках уложены так искусно, что какой бы сильный дождь ни лил, вода быстро стекает и никогда не попадет внутрь. Муравьи регулируют численность вредителей леса. Один муравейник за год уничтожает около 200 млн. насекомых.

Пароход «Н.В. Гоголь»

Колесный пароход «Н.В. Гоголь» - самый старый действующий пароход России, более сто лет на ходу (построен в 1911 году). Более аналогичных судов в нашей стране нет, настоящий памятник истории и достопримечательность Севера. Поэтому неудивительно, что его привлекают регулярно для съемок. Последние съемки, в которых он принял участие, – художественный фильм «Романовы: преданность и предательство».

Длина судна 72 метра. Пассажировместимость при постройке 695 человек. Сейчас 120 человек в целях безопасности. В 1972 году судно было приобретено знаменитым Центром судоремонта «Звездочка». После ремонта началась его эксплуатация в качестве туристско-экскурсионного судна, плавучей базы отдыха корабелов «Звездочка». С 1973 по 2025 гг. на борту парохода совершили путешествия по Северной Двине более полумиллиона человек.

В момент постройки его котлы были рассчитаны на дрова и уголь, в конце 50-х годов их модернизировали под мазут. Но колеса крутятся, как и в те времена, позже выложим видео, довольно интересно изнутри за ними наблюдать.

В ходе речной прогулки по борту прохаживается сотрудник парохода в образе Н.В. Гоголя, очень здорово придумано. За работой колеса и машинным залом интересно наблюдать. По громкоговорителю на палубе парохода интересно рассказывается про историю города и тех мест, которые пароход проплывает. Однозначно советуем к посещению.

В следующей статье расскажем про путешествие в сердце атомного флота России - Северодвинск.

Подписывайтесь на наш канал, это поможет не пропустить новые статьи.

Улыбайтесь миру, мечтайте и пусть все путешествия сбудутся!