Найти в Дзене
Эвелина Пиженко.

В КРАЮ ТАЁЖНОЙ ТИШИНЫ. Ч. 2.

ЗЕМЛЯ МОЯ ЗАВЕТНАЯ. Когда с самого рождения живёшь среди таёжной тишины, то воспринимаешь этот дар природы как нечто само собой разумеющееся. И уж если разбираться с пристрастием, то и не тишина это вовсе, а вполне себе ощутимое звуковое сопровождение лесного бытия. Потому как присутствуют в нём и птичий гомон, и шелест трав, и свист шального ветра. И только познав суету городской жизни начинаешь понимать разницу между тишиной абсолютной, с которой не приведи бог столкнуться, и тишиной природной, определяемой не столько на слух, сколько на душевный отклик. Таёжная тишина – явление отнюдь не повсеместное, присущее маленьким лесным деревушкам и посёлкам. Таким, как мой родной Боровой. Возникший восемь десятков лет назад посреди непроходимой тайги, он так и стоит, окружённый болотами и юркими северными речушками. Одна из них – Ухтарка – протекает рядом с поселковой окраиной. Речка – тоже часть таёжной гармонии. Пробегая по извилистому руслу, она неизменно дополняет здешнюю звуковую гамму:

ЗЕМЛЯ МОЯ ЗАВЕТНАЯ.

Когда с самого рождения живёшь среди таёжной тишины, то воспринимаешь этот дар природы как нечто само собой разумеющееся. И уж если разбираться с пристрастием, то и не тишина это вовсе, а вполне себе ощутимое звуковое сопровождение лесного бытия. Потому как присутствуют в нём и птичий гомон, и шелест трав, и свист шального ветра. И только познав суету городской жизни начинаешь понимать разницу между тишиной абсолютной, с которой не приведи бог столкнуться, и тишиной природной, определяемой не столько на слух, сколько на душевный отклик.

Таёжная тишина – явление отнюдь не повсеместное, присущее маленьким лесным деревушкам и посёлкам. Таким, как мой родной Боровой.

Возникший восемь десятков лет назад посреди непроходимой тайги, он так и стоит, окружённый болотами и юркими северными речушками. Одна из них – Ухтарка – протекает рядом с поселковой окраиной. Речка – тоже часть таёжной гармонии. Пробегая по извилистому руслу, она неизменно дополняет здешнюю звуковую гамму: летом – плеском волн, зимой – едва уловимым звоном голубых льдинок, застрявших до весны на одной единственной ноте.

Ухтарка – не просто водная магистраль, соединяющая елово-сосновые берега. Она – живая артерия, питающая влагой местную почву; она – зеркало, в которое поочерёдно смотрятся небесные светила и роняют лёгкий пух проплывающие мимо облака… Ухтарка – место силы и покоя. В её водах отражается настоящее, её глубины хранят тайны прошлого. Когда смотришь на её спокойную гладь, начинаешь верить, что пройдёт ещё сто лет и всё останется по-прежнему: и посёлок, и лес, и сама речка.

-2

Ухтарка неотделима от Борового хотя бы потому, что со старинных времён является традиционным местом летнего отдыха и рыбалки.

Надо сказать, что «старинные времена» имеют вполне объяснимое историческое ограничение и берут начало с 1947 года. Именно с этим годом связано первое упоминание о Боровом как о населённом пункте, если быть точнее – лагере, в подчинении печально известного Ухтпечлага. Сейчас и не верится, что самыми первыми обитателями здешних мест были заключённые. Не воры, не убийцы, не разбойники с большой дороги, а вполне себе интеллигентные граждане страны Советов, которым в большинстве своём по дурному навету довелось нахлебаться лагерной баланды… Это уже потом, в пятидесятых годах прошлого века хлынули в здешние места вольнонаёмные лесорубы. А тогда, в самом начале истории, лес приходилось валить бывшим бухгалтерам да инженерам, врачам да писателям. И вот удивительное дело… Много горьких судеб увидел здешний таёжный край. Много слёз, пота и крови впитала северная подзолистая почва. Много стонов и проклятий разнесло ветром по округе… Но, несмотря на всю трагичность ситуации, аура у посёлка всегда была светлой. Здесь оставались навсегда. Сюда возвращались. Здесь уважали достойных. Здесь прощали оступившихся. Здесь не помнили зла…

-3

Ещё во времена моего детства стояли на улицах Борового две сохранившиеся лагерные вышки, а на лесных просеках частенько попадались обрубки ржавой колючей проволоки. Однако мы, новое поколение, безбоязненно ходили мимо этих символов чёрного прошлого, искренне уверенные в своём счастливом будущем. Ничего странного в этом не было. Лагеря мы не застали, он был расформирован ещё в конце 50-х. Большинство его обитателей вернулись к семьям, многие впоследствии были реабилитированы. Те, кто остался, работали на новых вольных должностях. Работали добросовестно, предпочитая молчать, глубоко похоронив в памяти горечь и боль вырванных из жизни лет. Это были сильные люди, ставшие основоположниками основных боровских традиций, сохранившихся и по сей день: дружелюбия, взаимопомощи, высокого профессионализма и потрясающего боровского юмора, породившего не одну местную байку. До сих пор существует мнение, что «боровских видно издалека», даже если у них в паспорте другая прописка. А ещё говорят, что бывших боровских не бывает.

Иногда мне кажется, что причиной тому – здешний воздух, который способен чистить не только лёгкие, но и душу.

А ещё – та самая таёжная тишина, в которую всегда хочется вернуться.

***

Укутан вечер в тишину таёжную.

Заря померкла, время не течёт.

Лишь иногда кукушка растревоженно

В лесной глуши срывается на счёт.

Когда уснули птахи беспокойные,

Она лишь славит чудо бытия,

Пропитанные запахами хвойными

Мои Христом забытые края.

И я не сплю... Под звёздными покровами

Брожу привычно: на ночь, не спеша

Там, где корнями цепкими, еловыми

Врастала в север русская душа.

И в сотый раз мерещатся без горести

И близкий холод, и промозглый дождь.

И то, что эту жизнь без русской совести

Как ни старайся, а не проживёшь –

Где печь, дрова и валенки с калошами,

В ведре вода, покрытая ледком...

Мой сон из детства, что порой непрошено

В седое темя бьётся мотыльком.

...И дом, где окна с крашеными рамами

Роняют свет на дорогой порог:

На пядь земли заветную, ту самую,

На перекрёстке всех земных дорог.

Эвелина Пиженко.

Ухта - Боровой.

2025г.