Найти в Дзене
Нос к носу

Чурова кость (3/4)

- Ты знаешь что такое "чурова кость"? - Перешла девушка к насущным вопросам. Начало Предыдущая часть - Знаю, как не знать. На Руси в ряде мест чурову кость давали невесте, выходящий замуж далеко. Очень интересно, но абсолютно непонятно, и не отвечает на её вопрос. Очевидно что нужно было сформулировать как-то иначе. - Для чего она нужна и чем ценна? - попробовала девушка. - Нужна для того чтобы в новом роду невесту продолжали защищать её чуры, - начала объяснение книга. - Ценна, собственно говоря, именно этим. - То есть, имея такую кость женщина может в любое время и в любом месте призвать чуров рода? Условных вязьмичей? - Да. При этом она даже может не иметь ни малейшего отношения к этому роду. Единственное условие: если чурова кость давалась не ей, то есть использовать её она сможет только при отсутствии всех незамужних девушек рода. - Объясни понятней! - жалобно попросила Василиса. - Ну допустим: отдают Веснянку за тридевять земель, куда-нибудь на Десну. И большуха даёт ей с собо

- Ты знаешь что такое "чурова кость"? - Перешла девушка к насущным вопросам.

Начало

Предыдущая часть

- Знаю, как не знать. На Руси в ряде мест чурову кость давали невесте, выходящий замуж далеко.

Очень интересно, но абсолютно непонятно, и не отвечает на её вопрос.

Очевидно что нужно было сформулировать как-то иначе.

- Для чего она нужна и чем ценна? - попробовала девушка.

- Нужна для того чтобы в новом роду невесту продолжали защищать её чуры, - начала объяснение книга. - Ценна, собственно говоря, именно этим.

- То есть, имея такую кость женщина может в любое время и в любом месте призвать чуров рода? Условных вязьмичей?

- Да. При этом она даже может не иметь ни малейшего отношения к этому роду. Единственное условие: если чурова кость давалась не ей, то есть использовать её она сможет только при отсутствии всех незамужних девушек рода.

- Объясни понятней! - жалобно попросила Василиса.

- Ну допустим: отдают Веснянку за тридевять земель, куда-нибудь на Десну. И большуха даёт ей с собой чурову кость. Забрать, отнять или украсть - только себе навредить, должна невеста сама отдать с Добром. Ну или yмeреть, - задумчиво продолжила книга. - Тогда владельцем косточки муж станет, а мужика вокруг пальца обвести ничего не стоит, они женских обрядов не знают.

- Yмeрeть? - Василисе поплохело.

- Ну да. Присела молодуха на сани, приданное ее либо в мужниной семье останется, либо, что редко но бывает, в отцов дом вернут. Тогда могут кость взять кто хочет.

- А что это такое вообще? Как выглядит?

- Когда яга прах с крады сметает, может по просьбе большухи одну косточку приберечь, там много не надо, осколочка достаточно. Потом на этот осколочек нитку мотают и клубочек получается. Вот этот клубочек и отдают. - Очень старый обряд, ныне его и не помнит никто.

- Помнят, - задумчиво притянула Василиса. - Спасибо тебе.

- А ты, юная яга, приходи, про интересное рассказывай. Давно мой архив никто не пополнял.

- Разве же есть то что вы не знаете?- если не удивилась девушка останавливаясь уже на пороге.

Чуть дребезжащий смешок был ей ответом.

- А откуда ты думаешь у меня знания появляются? Когда-то день через день ваши приходили да новости рассказывали, вот я знаний и набиралась. А сейчас словно и вымеpли все, не знаю за сколько зим ты первая пришла.

- Да как же первая? - изумилась Василиса. - Меня предупреждали что с хранителем сложно договориться, значит кто-то пробовал.

Дух книги отчётливо хмыкнул: - ведьмак иногда заходит, он странный конечно, но всё лучше чем одной куковать. Да предшественница твоя являлась, лучше бы не заходила.

Как не глодало Василису любопытство на тему: "что не так было с её предшественницей, про которую уже не первый дух отзывался не очень доброжелательно", уточнять сейчас у неё не было сил.

Девушка поблагодарила хранительницу и вышла.

Оставалось на сегодня ещё одну нерешённое дело - покупки. Гном видимо взвесил риски, и баланс карты приятно порадовал Василису.

Первым делом она оплатила долги ЖКХ и неприлично присвистнула: сумма на счёте весьма ощутимо уменьшилась.

Посещение ближайшего торгового центра удовольствия не принесло ожидаемо: Василиса принадлежала к той странной части женщин, которые терпеть не могли походы в магазин, и необходимость перемерить кучу шмоток чтобы выбрать что-то более или менее подходящее, вызывало у неё отвращение к этому миру.

Отдельно ухудшила настроение вызвала попытка зайти в когда-то любимый фастфуд. Вот это стало прямо-таки эпичным провалом: после натуральных продуктов и блюд от Акулины, картошка фри показалась пересоленной до полной несъедобности, бургер не вызвал ни малейшего желания его съесть, а вкус сока в стакане заставил передёрнуться.

Недовольная обедом и собой, Василиса вызвала такси до Конторы.

В такси девушка задумалась:

Старой ведьме был нужен клубок с чуровой костью, который каким-то образом перешёл от кого-то к Даше. Логично что от матери.

И ведьма точно знает что он есть. Соответственно вопрос: откуда она об этом знает?

Можно предположить что редкий артефакт ощущается, фонит, и опытная старуха его почуяла. Но ведь не через полгорода же!

Тогда что, она вхожа в дом?

Опять куча вопросов без ответов!

Василиса едва не застонала от бессилия.

А главное - клубок в любом случае искать нужно!

Могла заказчица приворота взять его с собой? Так кто ж её знает! Могла и взять, понимая ценность предмета в обмен на который ей помогли. А могла и оставить, не понимая этой ценности.

В любом случае, сначала нужно обезопасить девочку, а для этого - найти чёpтов клубочек!

Василиса поняла что пошла по кругу.

- Попробуем думать логически, - продолжила мысленное обсуждение ситуации сама с собой юная ведьма. - Поскольку артефакт данный передаётся исключительно по женской линии, получить его Даша могла только от мамы.

А та-от своей мамы, и так - очень-очень много лет и поколений. Судя по всему, ни девочка ни её родительница о свойствах этой вещи понятия не имели.

То есть, передавался он в роду долго и хранился при этом, не пропал и не потерялся.

Хотя, наверное, можно предположить что случайно потеряться эта вещь не может.

Многовато допущений конечно, да куда деваться.

Василиса снова взялась за телефон.

- Даша, а у вас в семье есть какие-нибудь наследственные реликвии?

Девочка засмеялась.

- Да какие реликвии, у нас обычная семья, без дворянских корней. - И, предвосхищая следующий вопрос Василисы, продолжила: - бабушку я плохо помню, мама рассказывала что она из Мордовии. Из глухой деревни. Поэтому всё что сохранилась от неё - полотенце вышитое да кукла. Вот и все наши реликвии.

- И то - хлеб, - задумчиво произнесла Василиса. - Можешь показать?

- Фото пойдёт? Я как раз к дому подхожу.

Минут через 10 телефон звякнул - Даша прислала в мессенджере фото и голосовушку.

На фотографии было длинное льняное полотенце - рушник, на котором когда-то красными, а сейчас побуревшими нитками было вышито стилизованное дерево.

Второе фото демонстрировало старинную самодельную куклу. Довольно большая тряпичная игрушка была одета в многослойную одежду, а в руках держала небольшой клубочек и костяную иглу-крючок.

- Вот и всё моё наследство от мамы, - голосовым сообщением пояснила Даша. - И полотенцу и кукле очень много лет, удивительно как они уцелели при всех наших переездах и сохранились такое время.

Однако Василиса уже практически не слушала объяснения - клубок и игла из старой пожелтевшей кости приковали её взгляд. Девушка была уверена она нашла клубок преткновения.

К тому времени такси остановилось возле входа в Контору.

- Костяной царь тебе искал, - мурлыкнул Баюн, благосклонно потёршись о руку присевшей на корточки ведьмы.

Василиса не заставила руководителя себя ждать, и прямо с порога пошла в кабинет за высокими лаковыми дверями.

- Василиса, - не вступая в долгие объяснения, руководитель подвинул к ней тонкую папку,- всё что детей касается - у нас сверхсрочно. Поэтому езжайте сегодня, в крайнем случае - завтра.

Девушка кивнула и вышла.

В светелке пахло пирожками. Плетёнка с ними, румяными и духмяными, стояла на столе. Василиса не удержалась и цапнула первый попавшийся.

- Хозяйка! Ну как же хлеб брать, руки не умыв! - с интонацией заботливой бабушки воскликнула Акулина.

- Прошка! А ты куда смотришь!

Появившийся из ниоткуда домовой укоризненно закачал головой и настойчиво начал совать в руки девушке утиральник.

- Да я не трогала ничего грязного! - Пристыженно забубнила Василиса. У неё в ушах зазвучал голос бабушки, которая точно так же в детстве ругала её, прибежавшую с улицы, за немытые руки.

- Дык ведь не в грязи дело! - Проша аккуратно лил тёплую воду из кувшина на руки хозяйки, и она тонкими звонкими струйками стекала в таз.

- Всяк несмышлёныш беспортошный знает: выходил со двора - омой руки в дом вернувшись.

-Да зачем? - Спорила Василиса исключительно из-за внезапно посетившего её духа противоречия, так-то она эти правила соблюдала.

- А затем! Неизвестно что прицепиться может к человеку, хворь какая, или наговор чужой, или ещё что. А проточная водица все смоет, да дитятю от случайного сглаза убережёт, - серьёзно объяснил домовой.

- Так вроде я уже и не дитя, - вздохнула Василиса, вытирая руки.

Взгляд её зацепился за белёный ничем не вышитый рушник, девушка спросила:

- Акулина, а на длинных таких полотенцах красными нитками деревья вышивали, это зачем?

Кикимора тихонько рассмеялась:

- То свадебные рушники, хозяюшка. И не дерево там вышито вовсе, а род невесты указан. А еще все ветви с которыми они в близком родстве, когда нельзя вместе гнездо вить.

- Им руки жениха и невесты связывали на свадьбе, и хранился такой рушник в родах бережно, а каждая новая невеста новый вышивала да к старому узору свой добавляла, чтобы дети её знали род, чтоб ближе седьмого колена не жениться случайно.

Василиса поблагодарила кикимору уже с набитым ртом: оторваться от пирожков она не могла.

Вот казалось бы: простое блюдо с непривычными начинками, а подишь как вкусно! Даже пироги с кашей, к которым первое время девушка относилась весьма настороженно, были очень и очень вкусные.

Дисциплинированно вытерев руки после еды, Василиса открыла тонкую папочку, полученную от руководителя.

Продолжение следует, Ваша Нос-К-Носу