Главный герой Итен Аллен Хоули живет в городке Нью-Бэйтаун (прим. - городок выдуман автором) со своей семьей - женой Мэри, дочерью Эллен и сыном Алленом - и работает в лавке продавцом.
Итен происходит из некогда могущественного рода Хоули, в прошлом владевшего недвижимостью, китобойными судами, однако, постепенно утратившего свои капиталы. И всё, что осталось - дом, где Итен живет с семьей.
Последним шагом к разорению была его собственная неудачная попытка открыть свое дело:
"...я завел лавку сразу после войны. Продал полквартала недвижимости, чтобы закупить товар для нее. И это было последнее наше предприятие. ... Мне и двух лет не понадобилось, чтобы прогореть почти дотла. Все продал, кроме дома, когда расплачивался с долгами." (с)
Теперь семья живет скромно, а душу Итена царапает неудовлетворенность в связи с его нынешним (унизительным) положением наемного работника, практически не имеющего прав и возможностей изменить судьбу.
Собственно, в этот момент писатель и знакомит нас со своим героем.
Но книга не о бедственном положении наемных работников в Америке.
Книга о метаморфозе героя, который, воспользовавшись случаем и удачным стечением обстоятельств, буквально за два-три месяца развернул судьбу в русло "деньга к деньге".
Три ключевых момента:
Первое - так называемая "порядочность и честность" главного героя, о которой часто пишут в отзывах.
Долго думала над этим, и никак у меня картинка не складывалась, что-то было не так с героем, если исходить из предположения, что он реально честен по своей природе.
А как же "рейдерский захват" лавки? Или доведение до самоубийства (пусть и неумышленное) своего друга детства с целью завладеть принадлежавшим ему участком земли, на котором местные олигархи задумали строить аэропорт? А тщательно планируемая идея ограбить банк (правда, из всех эпизодов именно этот больше похож на фарс, нежели всерьез задуманное предприятие)? Не слишком ли для "порядочного гражданина"? И согласитесь, здесь не один нечаянный шаг, не одно необдуманное действие, повлекшее за собой чье-то разорение или даже гибель. Нет, здесь цепь продуманных шагов и действий, ведущих к обогащению, статусу и прочим плюшкам.
В общем, долго искала ответ. Потом осенило: а что, если посмотреть на историю с другого ракурса, если предположить, что у Стейнбека не про честность, а про репутацию (а это разные вещи). Тогда всё становится на свои места.
Для создания и поддержания репутации вовсе не обязательно быть истинно порядочным и кристально честным. Достаточно создать образ, демонстрировать эти качества в ситуациях, где их заметят, где такое поведение запомнится и принесет в будущем свои дивиденды.
Второй момент - отношения в семье. Если внимательно посмотреть, то между Итеном и его женой, его детьми нет истинной близости. Это не семья, это семейство. И всё в ней происходящее - не по любви, а для поддержания образа добропорядочного отца семейства.
Итен - человек в маске, тщательно скрывающий, защищающий свой внутренний мир. Эта его манера никогда не говорить прямо, открыто, искренне, по душам, а вместо этого постоянно "дурачиться". Эти бесконечные странные эпитеты вместо имён для всех членов семьи, которые звучат порой как глумление.
А его неумение слушать и слышать других. Вспомнить хотя бы эпизод, когда Эллен (дочь) пыталась поговорить с Итеном про брата, который занимался плагиатом при написании сочинения. Ведь если бы Итен по-отцовски усадил её напротив и выслушал, возможно, ничего бы не случилось. Но нет - он отгородился прибаутками и оставил дочь наедине с проблемой. А потом получил то, чего и следовало ожидать.
Да, в итоге Итен своими действиями обеспечил семью, изменил/повысил статус свой и жены в обществе, чем укрепил репутацию хорошего семьянина.
Но эту идиллическую картину подпортил его сын, который "написал" сочинение (насобирав чужих идей и мыслей), вошедшее в пятерку лучших в стране, и едва не прославил семью на весь мир. Здесь слово "прославил" применимо в двух смыслах - сперва возвышающем, а следом - низвергающем с пьедестала и уничтожающем репутацию.
И на этой волне подходим к третьему ключевому моменту - финалу.
Финал внешне выглядит как попытка суицида героя, будто бы не выдержавшего нравственных страданий, где последней каплей стало разоблачение подлога, совершенного сыном. И ключевая роль не столько в самом факте обмана, сколько во внезапной вероятности его широкой огласки.
Именно поэтому такую сильную ярость испытал Итен, когда выяснилось, что о подлоге сына известно посторонним.
Обобщим:
От романа веет холодом. Слово "Зима..." в названии книги вполне соответствует холоду, идущему от нарциссической личности, коей является главный герой. И даже когда речь идет о любви, в нем не чувствуется тепла или страсти. А образы тех, кого Итен якобы любит, автор подпортил легкими, едва уловимыми штрихами.
Стейнбек показывает нам не падение, а метаморфозу нарциссически травмированного человека на пути к обогащению и повышению социального статуса, где главное не в том, каким способом это достигнуто, а в том, чтобы сохранить эти методы в тайне, не уронив репутацию.
"Все так делают" - эту фразу автор вкладывает в уста сына, чтобы четче отзеркалить самого Итена (ты такой же как все!). Вспомните его разговор с мистером Бейкером в конце романа по поводу луга и аэропорта, когда Итен начал диктовать свои условия сделки. Для этого нужно обладать достаточной внутренней силой и уверенностью.
Истинно порядочный человек, совершивший нечто неблаговидное, будет подвержен чувству вины, мукам совести, и поэтому ослаблен психологически. У такого человека почва под ногами качается, страх разъедает душу. А с Итеном ничего подобного не происходит. Он тверд в своей позиции, ему хватает внутреннего ресурса говорить и вести себя с Бейкером, Биггерсом и другими прямо и безапелляционно, и продвигать свою линию, не поддаваясь давлению с их стороны.
Небольшой нюанс, дополняющий портрет нарциссической личности: в лавке Итен имеет обыкновение беседовать с консервными банками, которых он называет "своей паствой". Как вам такое?
Подытоживая:
- книга читалась тяжело, приходилось заставлять себя продолжать чтение через "не хочу", до финала добраться помогло участие в совместных чтениях этой книги на канале "Библио Графия" в Бусти;
- здесь нет атмосферы, в которую погружаешься и проживаешь вместе с героем его путь. Здесь просто наблюдаешь со стороны, порой испытывая довольно неприятные чувства, такие как раздражение или скука;
- тема денег, достижения финансового благосостояния неблаговидными путями неинтересна, затерта, заезжена. Настолько, что в процессе чтения возникла метафора: идея этой книги словно старая побитая молью шаль, которая когда-то была искусно связана и смотрелась ново и изящно, но со временем запылилась и утратила былое великолепие;
- советовать к прочтению не стану, пусть каждый сам решает - браться за этот роман или обойти стороной;
- произведение отлично подходит для психоаналитического разбора при написании, например, дипломной работы или статьи по психоанализу.
И последнее:
Книга "Зима тревоги нашей" написана Джоном Стейнбеком в 1960 году. Это его заключительный роман. И вполне допускаю, что знакомство с творчеством этого писателя стоило бы начать с более ранних его произведений, а "Зиму..." оставить напоследок. Возможно, тогда роман воспринимался бы легче, а вхождение в сюжет было бы не таким трудным.