Больше всего люблю, когда в одном месте собраны сразу все краски и эмоции. Не нужно выбирать между горами, лесом и мощью воды. Все это – соседняя Адыгея. Окунулась в нее с головой на один день, и вот что вынесла для себя и делюсь с вами.
Ольга Кирова
Вместо воды – медовуха
Путешествие из Краснодара в Гузерипль заняло день. Даю первый совет: Какая бы погода не была с утра – надо ехать. Мы выезжали из Краснодара под дождь. Поселок Каменномостский встретил таким туманом, что хоть рукой режь, а вот Хамышки и Гузерипль – золотым солнцем.
Совет второй: Заправляйтесь на АЗС в Каменномостском. Дальше заправок не будет. И возьмите питьевой воды, а то дальше только чай, медовоуха и водка, настоянная на яблоках.
Дорога – это уже аттракцион. Слева – величественный хребет Уна-Коз, словно стена из какого-то эпического фэнтези. Справа оглушительно грохочет неукротимая река Белая.
Уютное село Хамышки
Совет третий: Притормозите в селе Хамышки. Здесь горы обнимают со всех сторон. Ветры сюда не добираются, воздух чистый и звенящий, а каждый взгляд открывает захватывающие виды на вершины – будто ты внутри открытки.
В Хамышках можно многое: скакать на лошадях, реветь на квадроцикле или просто идти пешком, что, уверяю, не менее экстремально для городских лодырей.
Главная знаменитость – гора Монах. Тысяча метров в высоту, а на ее склоне – лик старца, прорисованный самой природой. Стоишь, смотришь на него, а он – на тебя. И в его молчаливом взгляде столько мудрости, что все проблемы с ипотекой и дедлайнами кажутся сущей ерундой.
А «смотрит» Монах, между прочим, на местный археологический парк «Мэзытха».
Ну как парк? Это поляна, с дольменом, треснувшим пополам, словно орех, и адыгейским Стоунхенджем – камнями по кругу. По поверью – дают силу мужчинам, а женщинам помогают найти мужа или… э-э-э… хорошего любовника, видимо, на выбор. Технология проста: погладил камень, прошептал просьбу – и жди результата. Вход бесплатный, цены на небесную канцелярию не кусаются.
Дорога заканчивается, а чудеса – начинаются
Конечная точка – Гузерипль – это место, где цивилизация говорит тебе: «Все, приехали. Дальше – лес». Несколько гостевых домов, рыночек и Кавказский заповедник.
Совет четвертый: Лучше возьмите наличку, иногда проблемы со связью. Билет – 300 рублей. За эти деньги посмотрите дольмен, музей, зоопарк, и пройдете по звериной тропе.
Пересекаешь кордон и попадаешь в место, где время течет по иным законам. Здесь даже искусственный водопад тянет на «Оскар» за натуральность.
Вот и главный «дед» – самый большой дольмен Адыгеи – Гузерипльский. Ему 4 тысячи лет. Ученые до сих пор ломают голову: то ли гробница, то ли домик для карликов, построенный великанами. А еще тут часы отстают. Проводили эксперимент. Клали в дольмен швейцарские часы, доставали через время и они шли с отставанием на пять минут. Так повторили несколько раз, каждый раз фиксировали замедление. Как это использовать никто не придумал. Зато придали волшебную силу песчаным плитам и «наделили» их способностью исполнять желания. Я, конечно, не удержалась и прошептала свое самое сокровенное. Мало ли? Место-то силовое. Если через месяц уеду в Индию, вы знаете, кому сказать спасибо.
Леопардов нет, но есть зубры
Ну и вишенка на торте – зоопарк. Маленький, но гордый. Там живут волки, еноты и прочая пушистая братия под опекой волонтеров. Один из них – глава Адыгеи Мурат Кумпилов. Он, можно сказать, официальный опекун для зубра по имени Муника.
В заповеднике есть «Тропа леопарда». Везде щиты: «Как вести себя при встрече с леопардом». Расслабьтесь. Его тут нет. Вернее, он есть, но где-то очень, очень далеко, как уверял экскурсовод. Зато грибов – хоть косой коси! После дождя они лезут из земли блестящие, ароматные.
Тропа – это два километра сказочного леса, где с пихт, тисов и буков свисает мох, словно бороды у гномов. Возраст некоторых деревьев превышает тысячу лет. По настилами можно пройти к шести метровому красивому водопаду ручья Филимонова.
Совет пятый: В заповеднике есть беседки, где можно отдохнуть, с видом на реку. Но кафе нет, так что берите перекус с собой.
Мост на яйцах, а художник – на колесах
На обратном пути из Гузерипля есть точка – обязательный стоп. Место слияния Белой и Киши. Это не просто две реки встретились, а мощь, грохот, водоворот энергии. Красный гранит, обточенный веками, и два потока, сталкивающиеся в бешеном танце. Никакое фото не передаст и десятой доли ощущений.
Возвращаемся в Краснодар через станицу Даховскую – раздолье для глаз: скалы, гроты, Савранская канатная дорог. Визитка – каменный мост 1906 года постройки. Легенда гласит, что раствор для него замешивали на куриных яйцах, точнее на белках. Кто-то смеется, кто-то уверяет, что в этом и есть секрет долголетия сооружения.
А еще этому месту добавляет шарма 72-летний художник-самоучка Евгений Широков. Его искусство не оценили в родном Калининском районе, и что же он сделал? Оборудовал мастерскую в фургоне и поехал искать вдохновение.
– У меня тут и кровать, и печка, и душ, – с гордостью показывает свой дом на колесах.
Вот он, настоящий дзен. Дедушка мог бы сидеть и деревенской глуши, причитать, что так и не стал Васнецовым. Но он разъезжает по краю, а сейчас обосновался у Даховского моста – пишет его и тут же продает картины. Работы – от 500 рублей. А в этом что-то есть: только ты посмотрел на мост, а тебе уже предлагают его живописную копию. Гениальный маркетинг.
Вот такая Адыгея – загадочная, творческая, запоминающаяся. Зачем Тибет, если под боком камни исполняют желания, зубры дружат с высокопоставленными чиновниками, а художники путешествуют в фургонах. Поезжайте, и не забудьте прошептать свое желание древнему дольмену, а вдруг?