Найти в Дзене

Бои на виражах. Легкомоторные самолеты возвращаются в небо как истребители дронов

Боевые действия во время Специальной военной операции показали важность и эффективность использования беспилотных систем различного назначения. Речь идёт о беспилотниках-разведчиках и всевозможных дронах-камикадзе, используемых для дальних ударов по промышленным и военным объектам в тылу воющих сторон. Господство беспилотников над полем боя заставило стороны конфликта искать дешевые и адекватные средства борьбы с ними. Это особенно актуально в экономической плоскости, когда ракеты систем ПВО, часто оказываются в разы, если не на порядок, дороже стоимости уничтожаемых дронов.
 
На этом фоне использование голландского истребителя 5-го поколения F-35 для поражения дрона типа «Гербера» в небе над Польшей – это реальный пример забивания гвоздей микроскопом, возведенный в абсолют. Здесь стоит учитывать не только стоимость используемой для сбития беспилотника ракеты воздух-воздух, но и стоимость летного часа такого истребителя, как F-35. В поисках альтернативных и недорогих средств борьбы с
Спортивно-тренировочный самолет Як-52, который может использоваться в роли истребителя дронов
Спортивно-тренировочный самолет Як-52, который может использоваться в роли истребителя дронов

Боевые действия во время Специальной военной операции показали важность и эффективность использования беспилотных систем различного назначения. Речь идёт о беспилотниках-разведчиках и всевозможных дронах-камикадзе, используемых для дальних ударов по промышленным и военным объектам в тылу воющих сторон.

Господство беспилотников над полем боя заставило стороны конфликта искать дешевые и адекватные средства борьбы с ними. Это особенно актуально в экономической плоскости, когда ракеты систем ПВО, часто оказываются в разы, если не на порядок, дороже стоимости уничтожаемых дронов.

На этом фоне использование голландского истребителя 5-го поколения F-35 для поражения дрона типа «Гербера» в небе над Польшей – это реальный пример забивания гвоздей микроскопом, возведенный в абсолют. Здесь стоит учитывать не только стоимость используемой для сбития беспилотника ракеты воздух-воздух, но и стоимость летного часа такого истребителя, как F-35.

Як-52 из сюжета программы Вести
Як-52 из сюжета программы Вести

В поисках альтернативных и недорогих средств борьбы с беспилотниками появились огневые мобильные группы, вооруженные стрелковым вооружением – в первую очередь пулеметами: крупнокалиберными и винтовочных калибров. Вторым рубежом борьбы с беспилотниками стали вертолеты, которые от ударных задач над полем боя перешли к деятельности ПВО в тыловых районах.

Ещё одним примером борьбы с беспилотниками стали многочисленные легкомоторные самолеты, которые могут легко работать на высотах до 5000 метров, перехватывая доступную номенклатуру БПЛА как разведчиков, так и ударные дроны. Первыми использовать парк спортивно-тренировочных самолетов, в первую очередь Як-52, начали украинцы.

Постепенно к внедрению таких перехватчиков пришла и Россия. Сюжет о подобных истребителях дронов не так давно появился в эфире государственного телеканала «Россия-1». В сюжете демонстрировались самолеты
Як-52 и Cessna 172.

Важно отметить, что использование Як-52 в качестве истребителя дронов – это воплощение воздушных боев начала Первой мировой войны, когда летчики противоборствующих сторон стреляли друг в друга из револьверов и пистолетов, либо из карабинов.

Стрелок в кабине самолета Як-52, который используется в качестве истребителя дронов
Стрелок в кабине самолета Як-52, который используется в качестве истребителя дронов

В таком исполнении экипаж самолета Як-52 состоит из пилота и стрелка, который поражает дроны из кабины самолета, используя стрелковое оружие. Главным образом это автоматические винтовки, но могут использоваться и пулеметы. В самом крайнем случае подобные самолеты могут сбить разведывательный беспилотник противника и тараном крыла, благо размеры и прочность конструкции позволяют это сделать.

Появившийся ещё в середине 1970-х годов Як-52 выпущен сравнительно большой серией – более 1700 самолетов и впоследствии разошелся не только по бывшим советским республикам, но и по восточноевропейским странам. Практический потолок самолета достигает 4000 метров, а скорость в горизонтальном полете – до 270 км/ч. Это позволяет самолету перехватывать практически все модели беспилотников, за исключением реактивных.

Стоит отметить, что в России уже пошли дальше воздушных боев периода Первой мировой воны. Ещё одним самолетом в сюжете «России-1» стал легкомоторный гражданский самолет Cessna 172. Это настоящий американский бестселлер авиации. Самолет серийно выпускался с 1956 по 2017 год, за это время по миру разошлось более 44 тысяч таких машин.

В отличие от самолета Як-52, представленные в сюжете российские «Цессны» получили на вооружение расположенные под фюзеляжем спаренные пулеметы ПКТ, обладающие полноценной системой наведения и прицеливания. В таком варианте самолет – это уже полноценный истребитель периода Второй мировой войны, поражающий дроны штатным вооружением.

Легкомоторный самолет Cessna 172 из сюжета программы Вести, под фюзеляжем которого размещены пулеметы ПКТ
Легкомоторный самолет Cessna 172 из сюжета программы Вести, под фюзеляжем которого размещены пулеметы ПКТ

Использование самолетов легкомоторной авиации для борьбы с дронами-камикадзе дальнего радиуса действия – это один из самых дешевых способов борьбы с беспилотниками, учитывая низкую стоимость летного часа таких моделей и копеечные расходы на патроны. Важным преимуществом выступает и доступность таких гражданских самолетов, а также запчастей к ним и подготовленных летчиков.