О существовании остатков Симонова монастыря как бы это странно не звучало, я знал. Раздумывая как-то об очередном прогулочном маршруте по Москве, я посматривал в сторону, во-первых памятника народному ополчению, а во-вторых его окрестностям. Благо на карте сейчас не проблема выявить что-то любопытное. Правда, было это несколько лет назад. С тем маршрутом не срослось и тут вдруг случайно так совпало, что нам надо было не только поехать в ту сторону, но ещё и подождать обеденного перерыва друга. Вот что бы как-то убить время мы и прогулялись по району. Так что в этой части посмотрим и на монастырь и ещё на пару занятных мест.
Жена с детьми осталась в детском парке расположенном буквально у стены монастыря, а я пошёл поглазеть на старину. Когда-то я настойчиво таскал с собой везде семейство, но с годами пришёл к выводу, что если они хотят в парк, значит, они идут в парк. Хорошо помню, как в школе нас возили в Оптину пустынь. Или в Коренную? Вот видите, я был и там и там, но в том возрасте, когда на губах рос пушок, меня вообще не интересовало, куда мы ездили. Как пели песни в автобусе хором с одноклассниками, помню. Как мне рассказывали в магазине продавщицы о монахах покупающих спиртное, помню, а где именно это было, не отвечу. И по картинкам ничего не опознаю. Всему своё время.
В общем, отделившись от семейства, пошёл я взирать на остатки былой роскоши. Да, тут надо сразу оговориться. Снос таких сооружений я не одобряю, культура же всё-таки, тем не менее, понять, почему это делали большевики, могу. Примерно по той же причине, по которой, Пётр Первый колокола на пушки переплавлял. Это если в двух словах.
Осталось от монастыря немного. И в данном случае не думаю, что кто-то попробует всё реанимировать. Да, к церкви теперь государство относится лояльно, только вот перестраивать придётся очень многое. Впрочем, у церковников опыт ожидания исчисляется столетиями, и тут не угадаешь.
Работы по восстановлению одной из построек, а это я так понимаю храм, ведутся, но неспешно. Что лишний раз намекает на то, что на всё денег там не хватает. Одно дело отгрохать Храм Христа Спасителя и совсем другая история восстанавливать что-то по-настоящему древнее. Всё как у паствы. Есть проекты для имиджа, есть текучка.
В истории есть определенная ирония. Сейчас много рассказывают о гонениях на священников в 20-е годы, но что если размотать клубок времени? И вот тогда мы узнаем, что в стенах монастыря содержался протопоп Иван Неронов. Это один из предводителей раскола. Проблема-то была не в том, что бы креститься двумя или тремя пальцами. Проблема была в том, что раскольники или правильнее сказать старообрядцы выступали против прогресса. Ну, зачем нам какие-то науки? Деды без них жили и мы проживём. Ничего не напоминает?
Так же тут содержался митрополит Арсений Мацеевич. Этот человек в свою очередь выступал против секуляризации церковных владений. Проще говоря, собственность церкви передавать кому-то ещё было нельзя. Екатерина Вторая думала иначе. Возник конфликт. Забавно, да.
Ну и не менее любопытно, что какое-то время в монастыре был некто Вассиан. Тоже церковный человек, но его обвинили в ереси и в итоге вообще уморили голодом. Правда, в другом монастыре. То есть, вникая во все эти перипетии истории, понимаешь, что в первую очередь все мы люди и ничто человеческое не чуждо и настоятелям монастырей.
Выходим с территории монастыря и видим вот такую застройку. Здесь нет современных высоток или каких-то советских зданий в 17 этажей. Можно сказать, что дома тут щадящие.
Интерес же у меня кроме монастыря вызывало вот это.
Вот это называется ДК ЗИЛ. Построен он по проекту братьев Весниных и тут есть интересный момент. Да, перед нами конструктивизм, но надо всегда держать в уме, что такими проектами занимались архитекторы не просто хорошо разбирающиеся в предмете, но и успевшие что-то построить до этого.
К примеру, в Москве по их проекту построили конюшни Манташева. Сейчас они считаются достопримечательностью. Они же делали фасад торгового дома и банка на Кузнецком мосту. Ещё можно выделить из их ранних работ дом Сироткина в Нижнем Новгороде. Это всё работы осуществлённые при царе.
И вот уже потом в 20-х годах они начали искать новые формы. К примеру, до сих пор сохранилось здание универмага на Красной Пресне. И какая же ирония судьбы. Я там был буквально в двух шагах, когда выходил из метро Улица 1905 года, но не снял его.
Братья строили и клуб бывших каторжан в Москве на Поварской улице. Сейчас там театр киноактёра. Их авторству принадлежит и нефтяной институт в Москве. Там к слову никакого конструктивизма уже нет. Архитектура, как и музыка, меняется регулярно.
Но вернёмся к ДК ЗИЛ. Он занимает внушительную территорию, однако любопытно, что проект не был реализован полностью. Планировался ещё один зал. Хорошо, что сейчас здание не только работает, но как мы видим по фото, его ещё и реставрируют. То есть нельзя сказать, что в столице только плитку ежегодно перекладывают.
Сейчас в ДК располагается куча студий. Можно заниматься хоть вокалом, хоть театральным искусством. Само собой за деньги, да. Если у тебя нет денег, то до твоих талантов и желаний никому нет дела. Такой вот капитализм. И здесь можно сказать, что история снова сделала кульбит. Мы вернулись к тому от чего когда-то уходили.
Прогуливаясь же под стенами монастыря можно сказать, что всё это тлен. Есть вещи вечные и куда более важные. Только об этом хорошо думать в старости. В зрелом возрасте не до вечности. Как раз наоборот предпочтительнее подумать о том, как оплачивать секции и кружки детям.
Есть тут и ещё одно занятное наблюдение. Монахи ведь считаются в религии людьми настолько чистыми, что вот буквально сразу в рай попадают. Видимо, они должны служить примером для общества. Образцом для подражания. Только как быть в таком случае с демографией? Противоречия я тут вижу, как и в любом вопросе касающимся религии.
Правда, прогуливаясь по парку раздумывать об этом не хочется. Я поспешил буквально на несколько дней. Если бы приехал позже, то на дворе наступила бы так называемая золотая осень.
Встретились активные немолодые люди. Москва и в этом плане серьёзно отличается от провинции. Вообще пенсия это ж не приговор какой-то. И лично меня радует, что в столице пенсионеры вот так проводят своё время. Физкультура хорошо, а вот спорт вреден, да.
В столице есть много мест, где я прогуливался, но помню их смазано, и с ними ничего не связывает. В случае с Симоновым монастырём всё сложилось иначе. Я тут ещё умудрился и с сестрой по телефону активно пообщаться. Общались долго, нудно, а я надо заметить вообще не люблю телефонные разговоры, и вообще говорили о чём-то незначительном, чём-то незначительном с моей точки зрения. В её случае это целая жизнь.
Ещё поймал себя на мысли, что детские площадки у дочери больше не вызывают энтузиазма как ещё года три назад. Площадка и площадка. Когда-то они отнимали в отпуске много времени.
Ну да ладно, пора нам уже выдвигаться на встречу к другу.
Соответственно идём обратно и проходим по уже знакомым местам.
Дело двигалось к обеду, но о том, куда можно сходить пообедать в этом районе пообщаемся в следующий раз.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.