Найти в Дзене
Мои Гималаи

Канчха Шерпа: последний из Первых. О славном жизненном пути последнего участника легендарной экспедиции на Эверест 1953 года

Намасте, друзья! История первовосхождения Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея на самую высокую вершину планеты давно превратилась в легенду. Но острые ощущения и эмоции тех бурных дней 72-летней давности, а также колоссальные перемены, которые они принесли в жизнь местных общин у подножия горы, до сих пор оставались в памяти одного человека: Канчхи Шерпы- последнего участника легендарной экспедиции 1953 года. К сoжалению, нет ничего вечного в этом мире; 16 октября Канчха Шерпа тихо скoнчался в доме своего сына в Капане на севере Катманду, где он проходил лечение. 92-летний альпинист был важной частью команды шерпов, которая оказывала поддержку восходителям основного состава в те времена, когда Эверест был далёкой мечтой, а не популярной туристической достопримечательностью. Непальская ассоциация альпинизма сообщила о его смерти, назвав долгожителя «исторической и легендарной личностью». Канчха Шерпа родился 22 марта 1933 года в Намче Базаре, где и прожил бОльшую часть своей жизни. Канчха
Оглавление
Канчха Шерпа. Фото: english.bharatexpress.com
Канчха Шерпа. Фото: english.bharatexpress.com

Намасте, друзья! История первовосхождения Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея на самую высокую вершину планеты давно превратилась в легенду. Но острые ощущения и эмоции тех бурных дней 72-летней давности, а также колоссальные перемены, которые они принесли в жизнь местных общин у подножия горы, до сих пор оставались в памяти одного человека: Канчхи Шерпы- последнего участника легендарной экспедиции 1953 года.

Экспедиция 1953 года.
Экспедиция 1953 года.
Участники экспедиции отдыхают. Фото: UKC Articles
Участники экспедиции отдыхают. Фото: UKC Articles

К сoжалению, нет ничего вечного в этом мире; 16 октября Канчха Шерпа тихо скoнчался в доме своего сына в Капане на севере Катманду, где он проходил лечение. 92-летний альпинист был важной частью команды шерпов, которая оказывала поддержку восходителям основного состава в те времена, когда Эверест был далёкой мечтой, а не популярной туристической достопримечательностью. Непальская ассоциация альпинизма сообщила о его смерти, назвав долгожителя «исторической и легендарной личностью».

Канчха Шерпа в мае 2025 года. Фото: nytimes.com
Канчха Шерпа в мае 2025 года. Фото: nytimes.com

Канчха Шерпа родился 22 марта 1933 года в Намче Базаре, где и прожил бОльшую часть своей жизни. Канчха не знал точной даты своего рождения. Он родился в 1933 году, но понял это только в зрелом возрасте, когда узнал, что по тибетскому календарю он родился в год Петуха.

  • Намче Базар (3440 м) - небольшой поселок в регионе Кхумбу на северо-востоке Непала, известный как "ворота на Эверест" и "столица шерпов". Большинство шерпов, занятых в туристическом бизнесе, родом из района Намче. Ежегодно долину Кхумбу посещают десятки тысяч иностранных туристов, и в целом жители Намче процветают.

Канчха - внук первых жителей Намче. В начале 1900-х годов монах Джамде Кусанг прибыл в Намче из Таме. Лес, изобилующий водными ресурсами, побудил его выбрать это место в качестве своего дома. Вместе с ним приехал Анг Пури - дедушка Канчхи. Чтобы выжить и создать семью, Анг Пури привозил картофель из Таме и собирал в окрестных лесах клубни, листья, крапиву и грибы. Впоследствии семья мальчика выращивала картофель и разводила яков, едва сводя концы с концами. «У нас не было денег и почти не было еды», — вспоминал он.

Канчха Шерпа на фоне родного Намче. Фото: nationalgeographic.com
Канчха Шерпа на фоне родного Намче. Фото: nationalgeographic.com

В детстве Канчха даже не подозревал, что Джомолунгма, большая гора в верхней части долины, где он жил, является самой высокой в мире. Всё изменилось в 1952 году, когда швейцарцы предприняли две решительные попытки восхождения на гору, которую на Западе называли Эверестом. Отец Канчхи был участником одной из этих экспедиций.

Однажды 19-летний Канчха нёс тяжёлую корзину по тропе ниже Намче и встретил трёх хорошо одетых шерпов в западной одежде. Он спросил: "Где вы взяли деньги, чтобы купить эти вещи?" Они ответили: "В Дарджилинге. Мы работаем с Тенцингом Норгеем". В те годы Тенцингу было уже далеко за тридцать, он имел репутацию одного из лучших гидов-шерпов и работал сирдаром.

Тенцинг Норгей и Раймон Ламбер во время горного похода в долине Розенлау недалеко от Майрингена в кантоне Берн, Швейцария, июль 1954 года.  Фото: nationalgeographic.com
Тенцинг Норгей и Раймон Ламбер во время горного похода в долине Розенлау недалеко от Майрингена в кантоне Берн, Швейцария, июль 1954 года. Фото: nationalgeographic.com

После той встречи парень решил уехать в Дарджилинг (штат Западная Бенгалия, Индия), где собирались альпинисты и носильщики. Чтобы добраться до приграничного города на севере Индии, потребовалось четыре долгих дня пути. Молодой человек и двое его друзей пришли в дом Норгея уже после наступления темноты. Тенцинг подошёл к окну и спросил: "Как зовут ваших отцов?" Услышав имена, Тенцинг пригласил войти только нашего героя, а его двум друзьям было велено искать работу в другом месте. Все дело в том, что Тенцинг знал отца Канчхи по экспедиции 1952 года, а вскоре разглядел дар высотного альпиниста и в этом молодом шерпе. Спустя 3 месяца Тенцинг сказал: "Канчха, мы едем в Катманду, а потом на Джомолунгму".

Канчха в юности. Фото: ukclimbing.com
Канчха в юности. Фото: ukclimbing.com

В Катманду они встретились с британцами. Молодой шерпа впервые увидел жителей Запада. «У англичан были круглые глаза, жёлтые волосы, а Хиллари — он был таким высоким!» (У Эдмунда Хиллари был рост 1 метр 98 см. У Тенцинга- 1 метр 73 см. Для шерпы это очень хороший рост. Средний рост шерпов- мужчин - около 1 метра 60 см (а непальцев - около 1 метра 163 см). Поэтому удивление Канчхи вполне можно понять!)

Тенцинг и Хиллари во время экспедиции 1953 года.
Тенцинг и Хиллари во время экспедиции 1953 года.

Экспедиция 1953 года

Так, не имея ни навыков скалолазания, ни снаряжения, Канчха присоединился к британской экспедиции 1953 года под руководством Джона Ханта. Он был одним из более чем 100 шерпов, нанятых для переноски припасов. Юноша был просто в восторге от того, что получил работу. Плата в пять рупий в день была в четыре раза больше той, что он получал, перенося грузы на меньшей высоте в районе Кхумбу.

На Эвересте более опытные шерпы показали ему, как ходить в кошках и пользоваться ледорубом.

«Ледопад был страшным, но мы взяли с собой брёвна, чтобы перебраться через большие трещины».
Канчха Шерпа (отмечен кружком), во время экспедиции на Эверест 1953 года. Стрелочками показаны Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей.
Канчха Шерпа (отмечен кружком), во время экспедиции на Эверест 1953 года. Стрелочками показаны Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей.

Работа была тяжёлой, но необходимой. В качестве высотного носильщика он поднимался по ледяным склонам и крутым скалам с 27-килограммовыми баллонами с кислородом, палатками и едой, закреплял веревки, помогал строить лагеря, каждый из которых представлял собой небольшую базу на горе. Благодаря силе и позитивному настрою Канчхи команда продолжала работать и в целом роль шерпов в итоге стала одним из залогов успеха этой экспедиции.

Как и подавляющее большинство шерпов, Канчха поднимался на Эверест ради финансового вознаграждения, а не ради личного удовольствия. Для команды шерпов 1953 года самым большим призом была доставка груза на Южное Седло, за что британцы обещали премию в 300 рупий. Это был стратегический ход Джона Ханта, который знал, что наличие достаточного количества кислородных баллонов, припасов и других грузов на Южном Седле имеет решающее значение для успеха экспедиции.

Хиллари и Норгей на юго-восточном гребне Эвереста покидают Южное седло за день до восхождения. Фото: Alfred Gregory, Royal Geographical Society/Getty Images
Хиллари и Норгей на юго-восточном гребне Эвереста покидают Южное седло за день до восхождения. Фото: Alfred Gregory, Royal Geographical Society/Getty Images

Вечером 21 мая 1953 года 14 шерпов и трое сахибов ("белых господ") поставили несколько палаток в лагере-7, высоко на склоне Лхоцзе, в дне пути от Южного Седла. На следующее утро группа шерпов из трех человек (включая Канчху) должна была подняться на Южное Седло (лагерь-8), но они были слишком уставшими и испуганными, чтобы выйти из лагеря. Почувствовав неладное, Норгей и Хиллари бросились вверх по склону, чтобы подбодрить уставших людей.

«Тенцинг приготовил нам чай и дал немного еды. У некоторых шерпов мёрзли ноги, и он растирал их, чтобы согреть… Он был очень сильным, но при этом очень добрым к своим работникам».

Когда Хиллари и Тенцинг достигли вершины, Канчха уже был в лагере-2.

«Рации не было, поэтому мы всё ждали и ждали. Когда они спустились, все обнимались, целовались и радовались. Я был так счастлив. Я просто не мог в это поверить!»
Канчха Шерпа с фотографией участников экспедиции 1953 года. Фото: Kanchha Sherpa Foundation
Канчха Шерпа с фотографией участников экспедиции 1953 года. Фото: Kanchha Sherpa Foundation

Последующие годы

В течение 20 лет следующих лет Канчха Шерпа продолжал работать носильщиком в различных экспедициях, достигнув вершин Макалу и Аннапурны III. На Эверест он возвращался 6 раз, однако ни разу не был на вершине. После нeсчастного случая на Эвересте в 1970 году, в результате которого пoгибли шесть шерпов, жена Канчхи Анг Лхакпа посоветовала ему сменить род деятельности. Уйдя из альпинизма, он 13 лет работал туристической компании Mountain Travel Nepal, которая организовывала походы в районах Мустанга, Кхумбу, Макалу, Манаслу, Аннапурны и других.

После чего, воспользовавшись ростом популярности горного туризма в 1980-х годах, Канчха с семьей открыли небольшую и уютную гостиницу с горячим питанием Nirvana Home в Намче. Благодаря этому бизнесу семья смогла дать хорошее образование своим детям.

В 50 лет по совету монаха из монастыря Тенгбоче Канчха Шерпа "пришел" в буддизм, он стал ежедневно молиться, пользоваться чёткими и молитвенными барабанами (мани лхакор). В его молитвах упоминались и первовосходители на Эверест, т.к. он был твердо убежден, что Тенцинг и Хиллари внесли большой вклад в улучшение жизни людей, проживающих в регионе Кхумбу. Эдмунд Хиллари до конца своих дней помогал шерпам, создав Гималайский фонд для строительства школ и больниц.

Скрин страницы Гималайского фонда Хиллари.
Скрин страницы Гималайского фонда Хиллари.
«Может быть, для всего мира они герои, но для местных жителей они боги. Я каждое утро молюсь за Тенцинга и Хиллари, потому что они принесли процветание Кхумбу, шерпам. Благодаря им экономика расцвела, и каждый может найти работу. Даже парень без гроша в кармане может пойти в Луклу и устроиться на работу. Раньше у жителей этого региона не было ни еды, ни санитарных условий, ни образования. Теперь всё совсем по-другому. Жители Кхумбу стали умнее, потому что получили образование. И всё благодаря Тенцингу и Хиллари!»
Канчха Шерпа с молитвенными четками. Фото: ukclimbing.com
Канчха Шерпа с молитвенными четками. Фото: ukclimbing.com

Спустя десятилетия на вопрос: "Как повлиял буддизм на вашу жизнь?", он ответил:

«Это остается моим образом жизни, потому что я убеждён, что в этой жизни мы всегда должны делать только лучшее, уважать людей и животных, помогать нуждающимся. Это радует богов и является правильным путём к будущей жизни (после реинкарнации)».

Даже в свои 80 лет неутомимый шерпа ходил в далёкие монастыри, чтобы помолиться, и всегда был полон энергии.

Канчха Шерпа во время интервью в своей резиденции в Катманду в марте 2024 года. Фото: Niranjan Shrestha/AP Photo
Канчха Шерпа во время интервью в своей резиденции в Катманду в марте 2024 года. Фото: Niranjan Shrestha/AP Photo

В 2017 году Канчха Шерпа основал свой фонд Kanchha Sherpa Foundation с целью оказания образовательной поддержки детям из бедных семей в Непале и гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий. Также целью фонда является сохранение культуры шерпов (в том числе - сбор и сохранения песен, танцев и традиционных историй о горах).

В последние годы он был расстроен тем, как изменился Эверест, став коммерческой достопримечательностью. Увидев фотографии базового лагеря, заваленного мусором и переполненного людьми, он призвал людей уважать Джомолунгму, которую шерпы почитают как богиню-мать:

«Туризм пошёл на пользу шерпам… но навредил богам. Джомолунгма — величайший бог для шерпов. Но люди курят, выбрасывают мусор в горах. Гора была бы лучше, если бы на ней было меньше альпинистов».
Канчха Шерпа. Фото: res.cloudinary.com
Канчха Шерпа. Фото: res.cloudinary.com

Сегодня внук Канчхи Тенцинг Чогьял Шерпа продолжает дело своего деда, работая гляциологом в Международном центре комплексного развития горных районов (ICIMOD) и изучая таяние ледников на Эвересте и в регионе Гиндукуш-Гималаи.

«Мой дедушка — это прошлое региона Эверест, — говорит он. — А я планирую стать будущим и продолжить его дело по сохранению культуры шерпов, окружающей среды и народа».

У Канчхи Шерпы осталась жена, четверо сыновей, двое дочерей, восемь внуков и один правнук. Его пoхороны, согласно традициям шерпов, состоятся 20 октября в районе Эвереста.

Светлая память человеку, так много успевшему сделать в своей жизни. Ом Шанти 🙏

Канчха Шерпа. Фото:  Nepal Mountain Academy
Канчха Шерпа. Фото: Nepal Mountain Academy

Спасибо, что дочитали. Всем добра и Любви!

По материалам: nationalgeographic.com, ukclimbing.com, sherpalifeproject.com, aljazeera.com, ExplorersWeb, nytimes.com и других источников.