Найти в Дзене
Красная ручка

Что это за зверь такой, иллеизм?

В мире слов есть особые приемы, которые подобны старинным ключам: они открывают не двери, а грани человеческого сознания. Один из таких ключей — иллеизм. Это не просто грамматическая причуда, когда человек говорит о себе в третьем лице. Это тончайший инструмент, который способен преобразить речь, отделив повествователя от его же собственной истории. Представьте себе рассказчика, который наблюдает за своими поступками со стороны, как за действиями другого человека. «Он вышел из комнаты», — говорит он о себе. В этой простой фразе кроется целая вселенная отчуждения, созерцательности или безмерной власти. Голос власти и взгляд со стороны. Исторически иллеизм — это язык монархов и вождей. «Мы, Николай Второй…» — это не просто «я». Это «я» как воплощение целой империи, как символ власти, слишком великой для одного местоимения. Это способ дистанцироваться от сиюминутных человеческих эмоций, чтобы предстать в роли незыблемого института. Но у этого приема есть и обратная, лиричная сторона

Ваше Высочество, или как говорить о себе в третьем лице.
Ваше Высочество, или как говорить о себе в третьем лице.

В мире слов есть особые приемы, которые подобны старинным ключам: они открывают не двери, а грани человеческого сознания. Один из таких ключей — иллеизм. Это не просто грамматическая причуда, когда человек говорит о себе в третьем лице. Это тончайший инструмент, который способен преобразить речь, отделив повествователя от его же собственной истории.

Представьте себе рассказчика, который наблюдает за своими поступками со стороны, как за действиями другого человека. «Он вышел из комнаты», — говорит он о себе. В этой простой фразе кроется целая вселенная отчуждения, созерцательности или безмерной власти.

Голос власти и взгляд со стороны.

Исторически иллеизм — это язык монархов и вождей. «Мы, Николай Второй…» — это не просто «я». Это «я» как воплощение целой империи, как символ власти, слишком великой для одного местоимения. Это способ дистанцироваться от сиюминутных человеческих эмоций, чтобы предстать в роли незыблемого института.

Но у этого приема есть и обратная, лиричная сторона. Когда обычный человек говорит: «Петр устал», он совершает маленькое самоустранение. Он как бы смотрит на свою усталость со стороны, анализирует ее, делает ее объектом размышления. В этом есть оттенок отрешенной мудрости, легкой грусти и глубокого самопознания.

Иллеизм в литературе: когда автор играет с тенью.

В руках мастера иллеизм становится мощным художественным средством.

  • Он может создавать эффект эпического спокойствия, как в летописях: «Пошел Владимир на печенегов».
  • Может подчеркивать комическую самовлюбленность персонажа, который выстроил между собой и миром стену из собственного величия.
  • А может — и это самое интересное — передавать состояние раздвоения, внутреннего диалога, когда человек не совпадает сам с собой. Герой говорит о себе «он», потому что не готов принять свои поступки как нечто цельное, принадлежащее ему безраздельно.

Иллеизм сегодня: между нарциссизмом и поиском себя.

В современной жизни постоянное использование иллеизма чаще всего воспринимается как странность или нарциссизм. Фразы вроде «Сергей согласен на встречу» в устах самого Сергея режут слух. Они выдают желание возвыситься, создать персональный бренд из собственной личности.

Однако в моменты сильного стресса или глубокого размышления этот прием может проскальзывать в речи каждого из нас. Это подсознательная попытка отстраниться от боли, страха или сложного решения, чтобы увидеть ситуацию более ясно, словно со стороны. В такие мгновения иллеизм становится не позой, а психологическим убежищем.

Вместо заключения.

Иллеизм — это не просто грамматическая метка. Это тихий сигнал о том, как человек выстраивает отношения с самим собой. В нем смешивается и гордыня, и отчуждение, и мудрость, и боль. Это напоминание о том, что наша личность — не монолит, а сложная, многослойная структура. И иногда, чтобы понять себя, нужно сделать шаг в сторону и посмотреть на свою жизнь глазами постороннего наблюдателя. Произнесите свое имя от третьего лица — и вы услышите в нем эхо собственной тайны.