При взгляде на современные мосты можно подумать, что концепции этого инженерного чуда всего два-три столетия. Однако это не так. Мосты существуют с незапамятных времён. Одним из старейших является мост Аркадико, построенный в микенский период в Греции (ок. 1300-1190 гг. до н. э.).
С тех пор мостостроение кардинально изменилось, раздвинув границы инженерных возможностей. Сегодня мосты — это не просто средство для пересечения реки или дороги, а символ художественного видения архитекторов и дизайнеров.
От мостов, извергающих пламя, до конструкций, сворачивающихся, подобно живым организмам, — вот 7 самых невероятных и футуристичных мостов в мире, которые доказывают, что инженерия — это не только функциональность, но и создание конструкций, вызывающих восхищение.
Читайте: Инженерные гиганты – 7 самых высоких мостов мира, расширяющих границы возможного
Типы мостов
Прежде чем мы рассмотрим эти гигантские сооружения, рассмотрим основы, которые помогут вам понять принципы современного проектирования и строительства мостов.
- Подвесные мосты: в этих конструкциях дорожное полотно поддерживается вертикальными подвесками, прикреплёнными к основным несущим тросам, перекинутым между высокими опорами (пилонами). Известные примеры — мост Золотые Ворота и мост Акаси-Кайкё.
- Вантовые мосты: в таких мостах полотно поддерживается напрямую стальными тросами (вантами), идущими от пилонов. Их диагональные кабели эффективны для средних и длинных пролётов. Эресуннский мост в Швеции — прекрасный пример для изучения таких конструкций.
- Арочные мосты: они используют принцип сжатия, передавая нагрузку по изогнутой траектории на опоры по краям. Основанные на древнем принципе проектирования, они очень эффективны для средних пролётов, где арка может располагаться как над, так и под полотном. Яркий пример — мост Харбор-Бридж в Сиднее.
- Балочные мосты: поддерживаемые опорами или устоями, обычно используются для коротких расстояний. В их конструкциях могут применяться различные материалы, включая сталь, бетон или композиты. Большинство автомобильных путепроводов относятся к этому типу.
- Ферменные мосты: здесь используются соединённые в треугольники стержни (фермы) для распределения нагрузки, что делает их прочными и экономичными. Железнодорожные мосты часто строятся по этому принципу.
- Консольные мосты: эти мосты имеют выступающие балки (консоли), поддерживаемые только с одного конца. Такая конструкция устраняет необходимость во временных опорах и позволяет создавать более длинные пролёты без промежуточных пилонов. Мост Ферт-оф-Форт в Шотландии — отличный пример этого типа.
- Разводные мосты: такие мосты оснащены механическими системами, которые позволяют частям конструкции двигаться, чтобы обеспечить проход как наземного транспорта, так и судов. Тауэрский мост в Великобритании сразу приходит на ум при упоминании этого типа.
Там, где искусство встречается с инженерной мыслью — откройте для себя 7 мостов, которые изгибаются, светятся и вдохновляют дизайн будущего. Давайте перейдём к самим мостам.
1. Виадук Мийо, Франция
- Проектировщики: Норман Фостер и Мишель Вирложё
- Местоположение: Мийо, Аверон, Франция
- Длина: 2 460 м
- Тип: Многопролетный вантовый мост-виадук (виадук — мост большой протяжённости через глубокий овраг или долину)
Виадук Мийо, который выше Эйфелевой башни, — это захватывающий пример вершин, которых может достичь человеческая инженерия. Возвышаясь на 343 м над долиной реки Тарн, этот мост спроектирован так, чтобы выдерживать скорость ветра до 250 км/ч.
Для минимизации сопротивления ветру в его конструкции были заимствованы аэродинамические решения из авиастроения.
Этот инженерный шедевр потребовал революционных методов строительства, включая использование гидравлических систем для надвижки пролётного строения через долину.
На строительство Виадука Мийо ушло около 290 000 тонн материалов, а общая стоимость проекта составила 394 млн евро. Строительство было завершено за 3 года.
2. Мост «Волны Хендерсона», Сингапур
- Проектировщики: IJP Corporation и RSP Architects
- Местоположение: Сингапур (Southern Ridges)
- Длина: 274 м
- Тип: Стальной пешеходный мост с волнообразной структурой
Мост «Волны Хендерсона» — это воплощение математики. Архитектор Джордж Лежандр спроектировал его полностью на основе трёхмерных алгебраических уравнений, что делает его одним из первых мостов, где математика напрямую определила архитектурный облик.
Расположенный на высоте 36 метров над Хендерсон-роуд, он считается самым высоким пешеходным мостом в Сингапуре.
Что касается дизайна, мост имеет изогнутые секции, которые поднимаются над уровнем настила, создавая уединённые ниши, идеально подходящие для сидения. В то же время секции, опускающиеся ниже, обеспечивают структурную целостность.
Деревянные рёбра моста ночью подсвечиваются светодиодными системами, создавая захватывающее зрелище и делая его знаковым символом архитектурных инноваций Сингапура.
3. Сворачивающийся мост, Лондон
- Проектировщик: Thomas Heatherwick Studio
- Местоположение: Паддингтон-Бейсин, Лондон, Англия
- Длина: 12 м
- Тип: Кинетический сворачивающийся разводной мост
Сворачивающийся мост — пожалуй, один из самых инновационных разводных мостов из когда-либо созданных.
Он гораздо интереснее обычных мостов, которые открываются линейно. Эта революционная конструкция состоит из восьми треугольных стальных секций, которые за 2–3 минуты сворачиваются в идеальный восьмиугольник.
Движение моста было вдохновлено тем, как мог бы сворачиваться хвост динозавра. При сворачивании мост превращается из простой ферменной конструкции в консольную, демонстрируя изящное слияние двух подобных типов.
Каждую пятницу в полдень Сворачивающийся мост становится увлекательным зрелищем, привлекая толпы людей, чтобы увидеть его трансформацию над каналом Гранд-Юнион.
4. Мост Тысячелетия, Гейтсхед, Англия
- Проектировщики: WilkinsonEyre Architects и Gifford Engineers
- Местоположение: Река Тайн между Гейтсхедом и Ньюкаслом, Англия
- Длина: 126 м
- Тип: Наклоняемый пешеходный и велосипедный мост
Пешеходный по своей природе, мост Тысячелетия в Гейтсхеде получил прозвище «Моргающий глаз» за свой революционный механизм наклона.
Это первый в мире мост, который поворачивается целиком, а не поднимает или разводит секции.
Он состоит из двух изящных параболических арок (параболических — имеющих форму параболы, симметричной кривой): одна образует пешеходную дорожку, а другая служит опорой. Эти арки вместе поворачиваются вокруг общих точек опоры, совершая наклон на 40 градусов всего за 4 минуты.
Мост наклоняется более 500 раз в год, чтобы обеспечить проход судов Королевского флота и частных лодок, следующих в городскую марину Ньюкасла. Мост также оснащён механизмом самоочистки: во время наклона мусор естественным образом скатывается в специальные ловушки.
5. Эресуннский мост, Швеция
- Проектировщики: Йорген Ниссен, Клаус Фальбе Хансен (Ove Arup & Partners)
- Местоположение: Между Данией и Швецией через пролив Эресунн
- Длина: 7 845 м (мостовая часть)
- Тип: Комбинированная система из вантового моста и тоннеля
Эресуннский мост объединяет мост, тоннель и искусственный остров, чтобы бесшовно соединить два государства — Данию и Швецию.
Считающийся одним из самых амбициозных транспортных проектов в истории, этот мост включает четырёхполосную автомагистраль и двухпутную железную дорогу, поддерживаемые бетонными опорами.
Эресуннский мост спроектирован так, чтобы выдерживать столкновения с кораблями, удары самолётов, землетрясения и сильные ветры. Только мостовая часть весит около 82 000 тонн, а вес опорных подшипников достигает 20 тонн каждый.
Он способен выдерживать вертикальную нагрузку до 96 000 килоньютонов (кН — единица измерения силы, равная примерно 102 кгс).
Проект кардинально изменил транспортное сообщение между Скандинавией и континентальной Европой и служит основой для передачи интернет-данных в регионе, демонстрируя, как современная инфраструктура может одновременно выполнять несколько функций.
6. Мост Дракона, Дананг, Вьетнам
- Проектировщики: Ammann & Whitney Consulting Engineers совместно с Louis Berger Group
- Местоположение: Дананг, Вьетнам (через реку Хан)
- Длина: 666 м
- Тип: Комбинированный арочно-балочно-вантовый стальной мост со скульптурой дракона
Драконий мост во Вьетнаме выглядит так, будто сошёл со страниц аниме. Спроектированный как слияние чистой инженерии и театрального представления, мост буквально извергает огонь и воду.
Каждую субботу и воскресенье он собирает восторженные толпы, которые наблюдают, как дракон трижды извергает пламя и выпускает воду с помощью 18 специально разработанных форсунок. Построенный за 88 млн долларов, он оснащён более чем 15 000 светодиодных ламп, которые ночью превращают конструкцию в мерцающего золотого змея.
Что касается функциональности, мост обеспечивает кратчайший путь от международного аэропорта Дананга до восточных пляжей города и имеет 6-полос для движения транспорта.
Вдохновлённое вьетнамской культурной мифологией, «дыхание» дракона требует точной координации между инженерией конструкций, гидравлическими системами и мерами пиротехнической безопасности.
7. Мост Хеликс, Сингапур
- Проектировщики: Cox Architecture, Architects 61 и Arup Engineers
- Местоположение: Марина-Бэй, Сингапур
- Длина: 280 м
- Тип: Пешеходный мост со структурой двойной спирали
Мост Хеликс имитирует двойную спираль ДНК, черпая вдохновение в фундаментальных строительных блоках жизни. Он пересекает залив Марина-Бэй в Сингапуре, служа функциональным пешеходным мостом.
Для его строительства потребовалось лишь одна пятая от обычного количества стали, необходимого для мостов подобного размера, благодаря высокой структурной эффективности и передовому компьютерному моделированию.
Мост включает 5 смотровых площадок, встроенных в изогнутую структуру, чтобы пешеходы могли остановиться и насладиться панорамным видом на горизонт Сингапура.
Ночью спиральные узоры украшены лентами светодиодной подсветки, превращая мост в мерцающую скульптуру, отражающуюся в водах залива. Философия дизайна этого моста выходит за рамки эстетики, представляя Сингапур как современный, взаимосвязанный и устремлённый в будущее город.
Итог
От простых каменных арок до огнедышащих мостов — мы прошли долгий путь в строительстве.
Сегодняшние мосты показывают, как искусство и инженерия могут прекрасно сочетаться. Они напоминают нам, что строительство — это не только функциональность, но и создание чего-то, что вдохновляет.
Хочу первым узнавать о ТЕХНОЛОГИЯХ – ПОДПИСАТЬСЯ на Telegram
Читать свежие обзоры гаджетов на нашем сайте – TehnObzor.RU