Найти в Дзене

Католицизм, кони и женщины: выставка «Сальвадор Дали. Тайнопись»

Новая выставка Дали собрала довольно редкие, до этого не знакомые широкой публике шедевры мастера. Выросший в Каталонии, Сальвадор Дали впитал южную страстность и восприимчивость ещё в молодом возрасте, пронёс её через всю жизнь и сохранил в своих работах. Сюрреализм возник для выявления тайн. И каждая иллюстрация Дали — это путь к разгадке тайны. Тайны мироздания. Так, на выставке представлена литография Дали «Образ святого Георгия Победоносца». Образ святого подчеркивает важнейшее место религиозной темы в творчестве художника. Сам Дали говорил: «Я был поражен и одержим неизбывным великолепием и роскошью католицизма». Действительно, при всем эпатаже, увлечении всем вычурным, Дали, которого враги клеймили «извращенцем», искренне верил в Бога, проповедовал во многих своих работах свет и считал, что только благодаря искренней вере своей жены Галы он смог достичь успеха. Экспозиция разделена на несколько тематических зон, связанных с сериями работ художника: «Алиса в Стране чудес», «Карме

Новая выставка Дали собрала довольно редкие, до этого не знакомые широкой публике шедевры мастера. Выросший в Каталонии, Сальвадор Дали впитал южную страстность и восприимчивость ещё в молодом возрасте, пронёс её через всю жизнь и сохранил в своих работах.

  Выставка «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Тайнопись» — Мероприятие Культурного квартала Брусницын
Выставка «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Тайнопись» — Мероприятие Культурного квартала Брусницын

Сюрреализм возник для выявления тайн. И каждая иллюстрация Дали — это путь к разгадке тайны. Тайны мироздания. Так, на выставке представлена литография Дали «Образ святого Георгия Победоносца». Образ святого подчеркивает важнейшее место религиозной темы в творчестве художника. Сам Дали говорил: «Я был поражен и одержим неизбывным великолепием и роскошью католицизма». Действительно, при всем эпатаже, увлечении всем вычурным, Дали, которого враги клеймили «извращенцем», искренне верил в Бога, проповедовал во многих своих работах свет и считал, что только благодаря искренней вере своей жены Галы он смог достичь успеха.

Экспозиция разделена на несколько тематических зон, связанных с сериями работ художника: «Алиса в Стране чудес», «Кармен», «Конь смерти», «Трилогия любви», «Треуголка». При рассмотрении сказочных иллюстраций к «Алисе в Стране чудес» можно убедиться, насколько элемент мистики, сказки и ирреальности был важен для Дали. Ни на одной из иллюстраций нет изображения главной героини. Лишь силуэт, мелькающий в пестроте красок. Так художник говорит нам о способности переселения женской души. Оставаться ребёнком, согласно Священному писанию, одно из условий, чтобы попасть в Царствие Небесное. Отчасти безумный, полный причудливого абсурда мир Льюиса Кэролла, очевидно, был очень близок натуре художника, который не утратил детскости до конца своей жизни.

В истории цыганки Кармен, конечно, нет и намёка на христианские ценности. «На родине люди осеняли бы себя крестным знамением при виде женщины в таком наряде», — читаем в поэме Проспера Мериме. Иллюстрации Дали раскрывают всю греховность, духовное падение, внутренний разлом каждого из персонажей поэмы.

  Выставка «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Тайнопись» — Мероприятие Культурного квартала Брусницын
Выставка «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Тайнопись» — Мероприятие Культурного квартала Брусницын

Также на выставке представлено несколько работ серии «Таро», которые он посвятил своей любимой Гале — музе, причисленной им к собственному «лику святых». Сквозь пестроту символов, отсылок и метафор, Дали, например, рисуя аркан Смерти, смотрит глубже и размышляет в целом о вопросе жизни и смерти, а в работе «Императрица» отображает божественное начало каждой женщины как дарительницы любви и жизни.

Картины серии «Конь смерти» Дали, которые здесь также можно увидеть, объединяет тема любви ко всему живому в этом мире. По Дали, это и есть доказательство существования божественного начала: и неважно, изображен ли Инцитат, любимый конь римского императора Калигулы или Буцефал — Александра Македонского.

А почти на каждой иллюстрации к «Треуголке» Педро де Аларкона можно заметить осла. Для Дали это был символ его родины, Испании, истерзанной жесткостью и несчастьем, поэтому святое животное изображено истощенным до костей.