Когда Средневековье ушло в прошлое, вместе с ним постепенно стал ослабевать религиозный контекст, который окружал фигуру Жанны д’Арк. К ней всё больше обращались не как к святой, а как к отважной героине. Крестьянская девушка, которая спасла свою страну, продолжала тревожить умы – то как источник вдохновения, то как воплощение народного духа.
Как Жанна д’Арк стала рыжей?
Рыжие волосы Жанны д’Арк – это почти неизменный атрибут ее образа на картинах XV–XVII веков. Почему художники изображали ее именно так?
Историк Ольга Тогоева в книге «Дева со знаменем» объясняет это тем, что Жанна ассоциировалась с образом Марии Магдалины, которую традиционно изображали рыжей и с распущенными волосами.
В средневековой Европе Мария Магдалина отождествлялась с кающейся блудницей, ее образ был очень популярен в народе.
И в этом сравнении отражалась двусмысленность восприятия Жанны д’Арк – девушки, которая хоть и была Девой, но нарушала общепринятые каноны женского поведения той эпохи.
Есть и другие объяснения – кто-то говорит, что рыжий цвет символизирует силу, энергию, лидерство. Есть еще версия, что это ассоциации с «Огненной девой».
Кстати, колдуньи и ведьмы тоже чаще всего изображались с рыжим цветом волос!
Ярко-рыжей представил Жанну гениальный фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Она тут с белоснежной кожей, с румянцем и вообще просто красавица!
Жанна у Рубенса невероятно женственная и чувственная, несмотря на то, что она в мужских доспехах. Плавность линий, мягкость лица и выразительная поза делают ее больше вдохновительницей, чем воительницей. С такими длинными волосами Жанна вряд ли смогла бы успешно сражаться наравне с мужчинами. Но образ поэтический, да.
В XIX веке Жанну изображали с самым разным цветом волос – от блондинки до брюнетки. Но рыжий так и остался вне конкуренции.
Жанна в тюрьме
Излюбленным сюжетом для художников-романтиков XIX века было изображение Жанны д’Арк в заключении. Это позволяло им показать героиню в момент максимальной эмоциональной напряженности, когда ее сила духа проявляется особенно ярко.
Заключение и одиночество усиливали контраст между слабостью человеческого тела и стойкостью души, что идеально соответствовало романтическому идеалу мученичества и внутреннего подвига.
Для художника это была возможность соединить историю, психологизм и эмоциональную выразительность – то, что романтики ценили превыше всего.
Вот у Делароша, обратите внимание, Жанна д'Арк – брюнетка. Это усиливает контраст со светом, падающим на ее лицо и усиливает драматизм сцены.
Жанна в изображении англичан
В XIX веке Жанна д’Арк перестала быть исключительно французской героиней – ее образ стал по-настоящему общеевропейским. Художники разных стран видели в ней символ духовной чистоты и силы, стоящей выше политических границ.
Но одно дело, когда ее образ писали на своих полотнах немцы и итальянцы. И совсем другое – англичане! Это же некогда ее злейшие враги (наряду с бургундцами).
Время лечит. Страсти улеглись. Англичане, некогда ее противники, теперь изображали Жанну с состраданием, как трагическую жертву фанатизма и несправедливости.
Один из самых известных образов Жанны д’Арк создал английский живописец, стоявший у истоков Братства прерафаэлитов, Джон Эверетт Милле.
У Милле образ Жанны получился настолько романтичным и женственным, что вызвал множество споров. Одни называли эту Жанну лучшей, другие упрекали автора в том, что он создал сентиментальный идеал викторианской эпохи, когда представление о женщине сводилось к тому, что она должна быть «милой и послушной».
Жанна из Эрмитажа
Немецкие романтики тоже не могли устоять перед образом Жанны!
В 1830-е годы в Дюссельдорфе жил и работал живописец Герман Штильке. Он задумал создать триптих, то есть серию из трех картин, посвященных этой героине.
В 1838 году в Дюссельдорф заехал путешествовавший в это время по Европе 20-летний русский цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). Увидев работу Штильке, он был в восторге и тут же высказал пожелание ее выкупить.
Еще 5 лет живописец работал над триптихом. И, наконец, в 1843 году картины были отосланы в Санкт-Петербург и поступили в императорскую коллекцию. Александр сдержал обещание – он отправил немецкому художнику 4 тысячи талеров. По тем временам сумма огромная! В пересчете на современный курс это примерно 175 тысяч долларов.
Сейчас этот триптих украшает коллекцию Эрмитажа. Это его правая и наиболее драматичная часть – Жанна тут изображена в момент казни.
Картина, которая поразила русских художников
На Всемирной выставке в Париже 1889 года одна из картин буквально ошеломила двух молодых русских художников – Валентина Серова и Михаила Нестерова. Серов говорил, что она оставила неизгладимый след в его душе, а Нестеров позже признавался, что вдохновлялся ей при написании своего «Видения отроку Варфоломею».
Автором этой картины был Жюль Бастьен-Лепаж. Он сам был родом из лотарингской деревни, где когда-то ступала нога национальной героини Франции. Жанну д’Арк он изобразил не в сверкающих доспехах полководца, а в скромном домотканом платье крестьянки. Она стоит в саду родного дома в Домреми под раскидистой яблоней, босые ноги утопают в траве, а взгляд устремлен ввысь, ловя таинственные голоса. Позади нее эфемерные силуэты святых, который пророчат ей судьбу.
Особенно завораживает на этой картине взгляд Жанны.
Нестеров говорил:
«Эти глаза были особой тайной художника: они смотрели и видели не внешние предметы, а тот заветный идеал, ту цель, свое призвание, которое эта дивная девушка должна была осуществить».
Странная Жанна от Рериха
Очень по-своему видел Жанну д’Арк русский художник Николай Рерих. Для него она была воплощением духовного подвига, который выходит за рамки временных и географических границ. В контексте философии Рериха, Жанна представляет собой архетип Мученицы и Вестницы Нового Мира, чья миссия была не только исторической, но и космической.
В центре триптиха не Жанна, а «Вечная матерь». Изображение Богоматери с Младенцем символизирует божественное руководство и защиту, которые Жанна ощущала в своей миссии.
На левой панели изображена кульминация трагедии – последние мгновения Жанны на костре. Справа – Жанна молится на коленях перед решающей битвой, позади нее войско. Рерих отвергает линейный нарратив, чтобы передать циклическую природу духа: казнь – это не финал, а катализатор вечного возрождения. В его философии история – не прямая линия, а спираль: страдания (слева) ведут к вечному (центр) и новому началу (справа).
Жанна эпохи модерна
Время менялось – и образ Жанны становился всё более современным. Художники эпохи модерна стремились сделать ее более эмансипированной. Ее наконец-то стали изображать со стрижкой, а не с длинными волосами, что было уже гораздо ближе к действительности.
Разумеется, это только часть картин, посвященных Жанне д’Арк. На самом деле их даже не сотни, а тысячи. В разные эпохи и у разных художников было свое представление об этой национальной героине Франции. Объединяет эти образы то, что художники стремились не к исторической достоверности, а к передаче внутренней силы Орлеанской девы. Им важнее было передать смысл ее подвига, а не достоверность облика.
И всё же в следующей статье мы попробуем разобраться, как же Жанна д’Арк выглядела на самом деле.
#история #Средневековье #ЖаннаДАрк