Найти в Дзене
Блог Петербуржца

Железные дороги Кронштадта

Всем привет! Несмотря на полное игнорирование авторов владельцами ДЗЕН, я продолжаю писать сюда, хоть уже и не так часто. Охватов всё меньше, показов катастрофически мало. Вообщем мотивации с каждой публикацией всё меньше... Вновь объектив нашей камеры фокусируется на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга, где начинается наше очередное железнодорожное путешествие. Исследования показывают, что даже знакомые маршруты, открывающие новые перспективы, способны существенно улучшить эмоциональное состояние и обогатить жизненный опыт. В данном контексте представляется целесообразным рассмотреть нестандартный маршрут до Кронштадта, который пролегает через посёлок Лисий Нос и осуществляется частично посредством железнодорожного транспорта. Посёлок Лисий Нос, являющийся административным районом Санкт-Петербурга, доступен не только по железной дороге, но и посредством городского автобусного сообщения. Железнодорожная станция Лисий Нос (ранее известная как Раздельная) обладает значительной историч

Всем привет!

Несмотря на полное игнорирование авторов владельцами ДЗЕН, я продолжаю писать сюда, хоть уже и не так часто. Охватов всё меньше, показов катастрофически мало. Вообщем мотивации с каждой публикацией всё меньше...

Финлянский вокзал СПБФинляндский
Финлянский вокзал СПБФинляндский

Вновь объектив нашей камеры фокусируется на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга, где начинается наше очередное железнодорожное путешествие.

Исследования показывают, что даже знакомые маршруты, открывающие новые перспективы, способны существенно улучшить эмоциональное состояние и обогатить жизненный опыт. В данном контексте представляется целесообразным рассмотреть нестандартный маршрут до Кронштадта, который пролегает через посёлок Лисий Нос и осуществляется частично посредством железнодорожного транспорта.

Северна горловина станции "Лисий нос"
Северна горловина станции "Лисий нос"

Посёлок Лисий Нос, являющийся административным районом Санкт-Петербурга, доступен не только по железной дороге, но и посредством городского автобусного сообщения. Железнодорожная станция Лисий Нос (ранее известная как Раздельная) обладает значительной исторической ценностью, что делает её посещение особенно интересным. В рамках будущих публикаций планируется детальный анализ исторического контекста данного объекта.

В ожидании автобуса в Кронштадт
В ожидании автобуса в Кронштадт

По прибытии на автобусную остановку в Лисьем Носу, я продолжил своё путешествие до Кронштадта на общественном транспорте. Автобусные маршруты 101 и 101э обеспечивают удобный доступ к острову Котлин, на котором расположен Кронштадт. Дорога к острову пролегает по дамбе, возведённой для защиты города от наводнений. Из окон автобуса открывается захватывающий вид на фортификационные сооружения, некогда защищавшие Санкт-Петербург от внешних угроз.

Уютные улочки Кронштадта
Уютные улочки Кронштадта

До 1996 года Кронштадт был закрыт для свободного посещения, что делало его уникальным объектом для исследователей и любителей истории. Доступ к городу был возможен исключительно по воде, что подчёркивает его стратегическую значимость в контексте морской обороны.

Главная достопримечательность Кронштадта - Морской собор.
Главная достопримечательность Кронштадта - Морской собор.

Особое внимание стоит уделить изменениям, произошедшим в Кронштадте за последние годы.

В новом парке "Патриот".
В новом парке "Патриот".

С увеличением туристического потока и открытием города для посетителей, здесь появились новые кафе и рестораны, а также была проведена масштабная реставрация исторических зданий. Благоустройство парков и сохранение архитектурного наследия превратили Кронштадт в привлекательное туристическое направление.

Портовая узкоколейка.
Портовая узкоколейка.

Возвращаясь к теме железнодорожной инфраструктуры, следует отметить, что до 1980-х годов Кронштадт обладал собственной сетью железных дорог. Первые рельсовые пути на острове Котлин появились в 1860-х годах и имели сугубо военное назначение, соединяя форты и склады. Первоначально движение осуществлялось с помощью лошадей, но впоследствии было заменено паровозной тягой. В настоящее время большинство железнодорожных путей демонтировано, однако сохранились отдельные участки, представляющие историческую ценность.

Остатки железнодорожного полотна в западной части острова Котлин
Остатки железнодорожного полотна в западной части острова Котлин

Один из таких участков был восстановлен и превращён в экспозицию бронепоезда №9 КБФ, который сегодня можно увидеть в парке «Патриот», расположенном на западной части острова Котлин. Бронепоезд, построенный в сентябре 1941 года для защиты города от возможной высадки десанта, является символом мужества и стойкости защитников Кронштадта.

Строительство железной дороги в Кронштадте осуществлялось под эгидой различных ведомств, что привело к разнообразию ширины колеи на разных участках. Портовая узкоколейка с шириной колеи 600 мм и крепостная железная дорога с шириной 1280 мм стали неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Сегодня память о крепостной железной дороге сохраняется в виде порталов в высоких насыпях форта «Шанц».

Западная часть острова Котлин, окружённая густыми лесами и болотами, является ключевым элементом оборонительного комплекса Санкт-Петербурга. Несмотря на отсутствие сухопутной связи с материком и ограниченные возможности механизации, фортификационные сооружения были возведены в кратчайшие сроки. Точная информация о количестве человеческих жертв, участвовавших в строительстве, отсутствует, однако их вклад в создание неприступной крепости неоспорим.

В настоящее время большинство фортификационных объектов доступны для свободного посещения, хотя некоторые из них находятся в ведении министерства обороны и недоступны для широкой публики. Кронштадт, некогда закрытый военный город, превратился в туристический центр, привлекающий внимание как отечественных, так и зарубежных гостей.

Фортификационные сооружения на искусственных островах, ранее использовавшиеся в военных целях, успешно адаптированы для туристических нужд. Однако у берегов Кронштадта до сих пор базируются военные корабли, что вызывает интерес у туристов, не знакомых с историей города.

Остатки узкоколейки у форта "Пётр Первый"
Остатки узкоколейки у форта "Пётр Первый"

Завершая обзор железнодорожной инфраструктуры Кронштадта, следует отметить посещение косы у форта «Пётр Первый», где сохранились остатки портовой узкоколейки. Доступ к этому участку теперь возможен через парк «Остров фортов», созданный для сохранения исторического наследия города. Благодаря многолетней охране со стороны министерства обороны, рельсы узкоколейки сохранились до наших дней, став свидетелями нескольких эпох.

Также стоит упомянуть о памятнике крепостной железной дороги, установленном на острове Котлин. На территории города были обнаружены различные железнодорожные артефакты, представляющие историческую ценность. Точные координаты этих объектов будут предоставлены в отдельном материале, чтобы каждый желающий мог отправиться в железнодорожное путешествие по Кронштадту.

Лисий нос. Подъездной путь к станции.
Лисий нос. Подъездной путь к станции.

Возвращаясь в Санкт-Петербург, я выбрал знакомый маршрут через посёлок Лисий Нос, чтобы сделать несколько фотографий подъездного пути, известного как Малая дорога жизни. В будущем планируется создание более детального сюжета о железнодорожной станции посёлка и её историческом значении.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые выпуски, а также на наше сообщество во «ВКонтакте» чтобы быть в курсе наших железнодорожных приключений.

До электрички в Питер оставалось мало времени, так что я рванул на платформу Лисий Нос. Надеюсь, вам понравилось наше приключение, и вы поставите нам хорошую оценку!