День тридцатый. 27.07.2025
Сегодня мы большую часть дня идем пешком по КБЖД, любуемся видами Байкала и тоннелями, даже пытаемся купаться. Потом переправляемся на другой берег Ангары, в Листвянку. Ночуем в Листвянке, у входа в Прибайкальский национальный парк, около начала Большой Байкальской Тропы.
Продолжение. Предыдущая часть тут:
Ночью с шумом и лязгом прошел один поезд. И всё, больше ничего нас не тревожило, ночевать было весьма комфортно. Главное площадка была ровная, без кочек и торчащих камней. Как ни странно, такие на маршруте вдоль КБЖД еще нужно поискать. Есть, правда официальные площадки для стоянки, одобренные национальным парком. В принципе у мыса Толстый такие есть, мы до них немого не дошли.
Подъем в 7.20. Выполз из палатки, на «улице» довольно тепло. Стал греть воду, и вот те неприятность – что-то случилось с переходником для горелки (на цанговый баллон). Газ не идет, горелка не горит.
Ну что делать, вскипятил котелок на костре из веточек, благо их в округе предостаточно.
Потом на углях разогрел гречу с мясом из ИРП. Пока завтракали мимо нас прошли первые туристы-пешеходники. Мы их потом обогнали и пару раз встречались на остановках на КБЖД. Семейная пара, немного постарше нас. Идут пешком (три дня) от Култука до Листвянки.
После завтрака исследовали заброшенную галерею, рядом с нами. Вначале, кстати, мы думали, что это тоннель. Но потом на просторах интернета узнали, что это не тоннель вовсе, а двухпутная галерея №3, «Осиновская».
Расположена она на 91 км КБЖД. Изначально планировалась постройка тоннеля, но позднее было принято решение строить двухпутную галерею. Все работы по ее сооружению были проведены в 1904 году и галерея эксплуатировалась до 1956 года. Профиль сооружения – параболический; длина 53, ширина 5, высота – 7 метров. Со стороны Култука она слегка виднеется сквозь заросли деревьев, немного левее основного хода железной дороги. А вот если вы двигаетесь от порта Байкал, то на 91 км надо постараться, чтобы ее увидеть - галерею надежно скрывает горная стенка и заросли.
Вообще, для справки железнодорожная галерея представляет собой вид горного сооружения, напоминает тоннель (!), открывается на селевом спуске, сверху и сбоку. Основное предназначение данной конструкции заключается в защите железной дороги от обвала горной породы на косогоре, а, так называемые селе спуски, применяются для обеспечения прохода горного грязекаменного потока над дорогой. На месте крутого косогора у речного или морского берега, в случае необходимости строится подпорная стена. Она-то и должна удержать откос, не позволяя ему разрушиться. Такая стена может защитить железную дорогу от подмыва, когда вода уже соприкасается с основанием путей.
Вышли в 9.15. За час проходим 4,5 км.
В 10.30 нам на встречу прошёл утренний пригородный поезд - "Мотаня". Этот состав отличался от того, на котором мы ехали вчера от Порта Байкал: просто тепловоз и за ним три плацкартных вагона. Вероятно, это тот же поезд, что вез нас вчера от станции Половинной до Итальянской стенки. Он переночевал в Порте Байкал и теперь направляется в Слюдянку.
Около 86 км, спустились на пляж. Пытался купаться, но вода холодная. Так, зашел в воду по пояс, присел, проплыл несколько метров и назад, на тёплые камни. В бухте было уютно, уходить не хотелось.
Отдохнули, перекусили. В 11.50 пошли дальше. Солнце почти в зените и заметно припекает, даже жарко идти.
В 13 часов пришли на Лиственичную падь. Это место интересно тем, что живописной Лиственничной пади (или пади Большой Баранчик) можно поглядеть на уцелевший комплекс построек. Здесь уцелел достаточно большой комплекс построек бывшего разъезда (блок-поста) Лиственничный (на 80 км. КБЖД), в том числе – само здание блок-поста (постройка 1911 год), две путевые казармы постройки 1905 и 1911 годов, хозяйственные строения.
Кроме этого можно полюбоваться живописной падью, по которой протекает река Большой Баранчик, впадающая в озеро прямо у блок-поста.
Отдохнули и пошли дальше. По-прежнему жарко, спина немного болит с непривычки. По пути собирали геокешерские тайнички. Вначале думали даже в Лиственничной пади сесть на «Мотаню» (как раз скоро должна была прибыть), и доехать до Порта Байкал, но тогда бы пропустили два тайника. Так геокешинг победил усталость, и мы двинулись дальше пешком.
В 14.10 дотопали до Первой галереи. Здесь нас обогнала «Мотаня».
Но мы уже не спешили. Исследовали и это место. Первая – потому что, если двигаться по старой трассе Транссиба от Порта Байкал в сторону Слюдянки, то на 77 км нам встретится первое подобное сооружение – отдельно стоящая каменная противооползневая галерея №1. Галерея построена в неглубокой выемке. Имеет длину 83 метра. В поперечном сечении имеет параболическую форму, при этом высота и ширина галереи составляют 9 метров. Галерея предназначена для двух путей. В плане имеет форму кривой с радиусом 300 метров. Строительство этой галереи шло с 17 апреля по 1 августа 1904 года. После 1962 года путь, лежавший у подножия скал, был демонтирован.
В 15.30 дошли на начала поселка Байкал. Ещё раз спустились на пляж. Купаться не стал, зашёл лишь вводу немного выше колен и ополоснулся.
Всё же вода холодная. Полчаса посидели на пляже и потопали вдоль посёлка к Порту Байкал. Сейчас в посёлке проживает примерно 500 жителей. Своеобразие поселка обусловлено, в первую очередь, рядом географических особенностей: это и берег Байкала, и берег Ангары, и рельеф местности. Строения расположены на узкой полосе берега вдоль железной дороги и внутри четырех распадков.
Самый большой и разветвленный называется местными жителями «Баранчик» (говорят, что слово произошло от эвенкийского слова «баранчук», но что оно значит - сейчас уже никто не помнит), другой, узкий и длинный, именуется «Щелка». Ещё два выходят на берег Ангары.
Пришли в Порт Байкал в 16. 20 часов. Но на ближайший паром, что в 16.30, не влезли, опять перед нами было больше 20 человек. Следующий только в 17.45. Но ничего, мы не спешим. Решили не пользоваться дорогим катером, а подождать паром. Пока сходил в магазин, купил чай, кофе, пирожки за 350 рублей.
Наконец пришел паром погрузились на него.
И минут через 15 уже переправились в Листвянку; дошли до машины. Загрузились и доехали до центра посёлка. Припаривались на углу ул. Гудина и что-то там купили на рынке неподалёку. А потом поехали вверх по улице Гудина, к началу Большой Байкальской Тропы. Там, в долине речки Черемшанки, у входа в национальный парк, на карте была отменена поляна для кемпинга.
До поляны, правда доехать не получилось. Пришлось припарковаться перед будкой, где оформляют разрешения на посещение Прибайкальского национального парка. Но этот «мини офис» уже был закрыт – работает только до 18 часов. До нужной полянки пришлось пройти с вещами порядка 200м. Пришлось раза три туда – сюда сходить.
На полянке кроме нас еще как раз ставила палатку семейная пара туристов-переходников из Екатеринбурга. Они как раз закончили маршрут от Больших Котов.
Погода стала портиться, а вечером, так вообще разразилась сильная гроза. Хорошо, что мы заранее накрыли палатку большим тентом.
А вот растянуть его там было невозможно. Ужинали в тамбуре. Отбой в 22.30
А дождь шёл полночи, барабаня по палатке.
Продолжение следует:
Начало повествования:
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!