Найти в Дзене
proninfotograf

Миграция-2030: Зачем Россия переходит от «открытых дверей» к «умному фильтру»»

15 октября 2025 года была утверждена Концепция государственной миграционной политики на 2026-2030 годы. И это не просто планы на бумаге. Это — прямой ответ на вызовы, которые мы с вами чувствуем каждый день на улицах наших городов. Почему это важно? Потому что миграция — это не абстракция. Это безопасность наших детей, стабильность на рынке труда и, в конечном счете, суверенитет страны. Давайте без эмоций, по-человечески, разберемся, что же нас ждет. Диагноз: Почему менять подход было жизненно необходимо Давайте смотреть правде в глаза. Предыдущие годы показали системные проблемы. Согласно тексту Концепции, «среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники». Что это значит на простом языке? Наша экономика долгое время подсаживалась на «миграционную иглу» дешевой рабочей силы. Это создавало перекосы: снижалась мотивация к автоматизации и, что главное, росли социальные риски. Пандемия COVID-19, как указано в
Оглавление

15 октября 2025 года была утверждена Концепция государственной миграционной политики на 2026-2030 годы. И это не просто планы на бумаге. Это — прямой ответ на вызовы, которые мы с вами чувствуем каждый день на улицах наших городов.

Почему это важно? Потому что миграция — это не абстракция. Это безопасность наших детей, стабильность на рынке труда и, в конечном счете, суверенитет страны. Давайте без эмоций, по-человечески, разберемся, что же нас ждет.

Диагноз: Почему менять подход было жизненно необходимо

Давайте смотреть правде в глаза. Предыдущие годы показали системные проблемы. Согласно тексту Концепции, «среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники».

Что это значит на простом языке? Наша экономика долгое время подсаживалась на «миграционную иглу» дешевой рабочей силы. Это создавало перекосы: снижалась мотивация к автоматизации и, что главное, росли социальные риски.

Пандемия COVID-19, как указано в документе, стала стресс-тестом, показавшим хрупкость всей системы. Но сейчас потоки восстановились, и проблема не исчезла — она трансформировалась. В страну едет все больше людей из государств с визовым режимом, а это требует совершенно иного уровня контроля.

Курс на «цифру» и безопасность: Три столпа новой стратегии

Итак, что же предлагает новая Концепция? Я выделяю три ключевых направления, которые перевернут наше представление о миграции.

1. «Умный фильтр»: Цифровизация и биометрия как основа контроля.

-2

Власть делает ставку на технологии. Это уже не будущее, это настоящее, которое будет тотально внедрено к 2030 году.

Цифровые профили мигрантов. У каждого въезжающего будет создан комплексный цифровой профиль, объединяющий все данные: от биометрии до медицинских осмотров и разрешительных документов.

Биометрический контроль на границе. Эксперимент по сбору отпечатков пальцев и фотографий при пересечении границы станет нормой. Цель — исключить въезд по поддельным документам и выявить тех, кому въезд запрещен.

Искусственный интеллект для анализа данных. Представьте себе систему, которая в режиме реального времени анализирует гигантские потоки информации и выявляет риски. Это не сценарий из фильма, это запланированная реальность.

Проще говоря, для добропорядочного мигранта процедуры упростятся (меньше бумаг), для нелегала — станут непреодолимым барьером.

2. «Целевой набор»: Трудовая миграция по правилам.

-3

Вот здесь — корень изменений. От хаотичного притока низкоквалифицированной силы страна переходит к целевому организованному набору.

Конкретный работодатель, конкретное место. Мигрант будет приезжать не «на удачу», а по четкому контракту к конкретному работодателю на конкретное рабочее место.

Ответственность работодателей. Наниматели будут нести полную ответственность за своих иностранных работников, вплоть до «сопровождения процесса их пребывания». Это убьет серые схемы и полурабский труд.

Борьба с анклавами. Прямо в документе заложена задача «противодействие формированию этнических анклавов». Власть намерена мягко, но настойчиво интегрировать приезжих, не давая им замыкаться в гетто.

3. «Идеологический отбор»: Приоритет — своим и близким по духу.

Это, пожалуй, самый дискуссионный и глубокий пункт. Концепция прямо заявляет: главный источник восполнения населения — это естественный прирост. Миграция — лишь вспомогательный инструмент.

А кого хотят видеть в качестве новых граждан?

Соотечественники. Программа по переселению соотечественников из-за рубежа будет усилена.

Разделяющие традиционные ценности. Документ открыто говорит о создании благоприятного режима для тех, кто бежит из стран, «навязывающих деструктивные неолиберальные идеологические установки». Это прямая отсылка к защите нашего культурного кода.

Что это значит для простого россиянина?

Честно? Если концепция будет реализована так, как задумано, нас ждут серьезные перемены к лучшему.

Безопасность. Снижение уровня нелегальной миграции — это снижение криминогенной обстановки. В документе это прямо прописано как одна из целей.

Стабильность. Упорядочивание трудовой миграции снизит напряженность на рынке труда. Исчезнет демпинг зарплат, вырастет мотивация работодателей инвестировать в технологии, а не в дешевые руки.

Сохранение идентичности. Курс на интеграцию и приоритет для тех, кто разделяет наши ценности, — это долгосрочная инвестиция в общественную гармонию.

-4

Конкретные шаги, которые бросаются в глаза:

Жёсткий контроль вместо запретов. Упор — на цифровизацию, биометрию и точечный отбор. Хотят знать, кто, зачем и на каких условиях к нам едет. Это повысит управляемость потоками и снизит риски.

Борьба с нелегалами. Усилят борьбу с незаконной миграцией, административное выдворение и депортацию. Цель — очистить страну от тех, кто нарушает наши законы.

Приоритет — свои. В документе чётко сказано: главный источник сил для страны — мы сами, наше естественное воспроизводство. Мигранты — лишь вспомогательный ресурс для экономики, пока есть дефицит кадров.

Акцент на интеграцию. Будут создавать условия, чтобы приезжие, которые хотят здесь жить, учили язык, уважали наши законы и традиционные ценности. Важный пункт — недопущение создания этнических анклавов, чтобы избежать замкнутых сообществ внутри общества.

Особый подход к соотечественникам. Программа по переселению соотечественников из-за рубежа, особенно тех, кто разделяет наши духовно-нравственные ценности, будет развиваться и дальше.

Вывод: Не революция, но решительная эволюция

Новая концепция — это не жесткий закручивание гаек ради самого закручивания. Это взвешенный, технологичный и суверенный подход. Россия больше не хочет быть «донором» для проблем других стран. Она выстраивает интеллектуальную, управляемую систему, где интересы российского гражданина и национальная безопасность стоят на первом месте.

Как вы думаете, способны ли современные технологии решить проблему нелегальной миграции? И готово ли наше общество к приему тех, кто действительно хочет стать частью России, а не просто заработать? Поделитесь своим мнением в комментариях — эта тема касается каждого из нас.

Если материал был вам полезен, поделитесь им с друзьями — обсудим вместе это важное для страны решение.

П. С.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2026 - 2030 годы

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2026 - 2030 годы (далее - Концепция).

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию Концепции;

б) утвердить до 31 декабря 2025 г. план мероприятий по реализации Концепции;

в) осуществлять контроль за реализацией Концепции и обеспечивать ее своевременную корректировку;

г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о реализации Концепции.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при осуществлении своей деятельности в сфере миграции.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года.

II. Условия формирования и реализации миграционной политики

4. Современные тенденции международной миграции в Российскую Федерацию обусловлены в основном экономическими, социальными и внешнеполитическими факторами.

5. Общемировые тенденции миграционных процессов, геополитическая ситуация, политическое и экономическое давление некоторых иностранных государств на Российскую Федерацию не оказали существенного влияния на структуру миграционных потоков в Российскую Федерацию.

6. Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким уровнем технологического развития и организации труда в некоторых отраслях российской экономики.

7. В 2019-2025 годах миграционные потоки в Российскую Федерацию претерпели значительную трансформацию. Ключевыми факторами стали кардинальные изменения социально-экономической ситуации и временные ограничения на межгосударственное транспортное сообщение, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В настоящее время динамика въезжающих в Российскую Федерацию и выезжающих из Российской Федерации иностранных граждан относительно стабильна и вернулась к допандемийным значениям. В то же время фиксируется рост численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, в том числе из государств, с которыми у Российской Федерации установлен визовый

режим въезда. В перспективе до 2030 года данная тенденция будет сохраняться, обусловливая необходимость удовлетворения потребности российской экономики в иностранных работниках соответствующей квалификации.

8. Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей стала значимым фактором для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства иностранных граждан из государств, навязывающих деструктивные неолиберальные идеологические установки.

III. Оценка результатов реализации миграционной политики

9. В 2019-2025 годах реализован комплекс мер, направленных на упрощение порядка получения отдельными категориями иностранных граждан разрешительных документов, необходимых для пребывания, осуществления трудовой деятельности, проживания в Российской Федерации, а также для приобретения гражданства Российской Федерации. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы гражданства России, предусматривают прием в российское гражданство в упрощенном порядке участников специальной военной операции и членов их семей. Кроме того, законодательно урегулирован вопрос приема в российское гражданство иностранных граждан, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией в культурно-гуманитарной сфере, в сфере науки, техники, производства, спорта, а также внесших значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации либо обладающих профессией или квалификацией, которая представляет интерес для России. Введена единая электронная однократная виза для краткосрочных поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию. Участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей предоставлены дополнительные меры государственной поддержки.

10. Расширен перечень категорий иностранных граждан, подлежащих государственной дактилоскопической регистрации, фотографированию и медицинскому освидетельствованию.

Проводится эксперимент по апробации правил и условий въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан, в рамках которого осуществляется сбор биометрических персональных данных иностранных граждан при пересечении ими государственной границы Российской Федерации через соответствующие пункты пропуска. Введены дополнительные требования к получению иностранным гражданином, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

11. Введен режим высылки в отношении иностранных граждан, не имеющих оснований для законного нахождения на территории Российской Федерации. Органы внутренних дел Российской Федерации наделены полномочием назначать иностранным гражданам административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Усилена уголовная и административная ответственность лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных с организацией незаконной миграции.

12. Определены требования к уровню владения русским языком, уровню знания истории России и основ законодательства Российской Федерации в зависимости от цели нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Введено ограничение на выдачу сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации (выдача осуществляется только государственными учреждениями), а также запрет передавать права и обязанности по проведению экзамена и выдаче сертификата третьим лицам. Установлены правила, предусматривающие прием на обучение по основным общеобразовательным программам только законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан при условии успешного прохождения ими на бесплатной основе тестирования на знание русского языка при приеме на обучение по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

13. В целях повышения информированности российского общества и прибывающих в Российскую Федерацию иностранных граждан организовано освещение в государственных информационных ресурсах принимаемых государственными органами мер по упорядочению въезда в Российскую Федерацию

и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, профилактике и пресечению правонарушений, в том числе направленных на провоцирование конфликтов между различными социальными и этническими группами.

14. Появление новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования миграционной политики. Возрастает значимость надлежащего выполнения уполномоченными государственными органами мероприятий по предупреждению и пресечению незаконной миграции, ведению реестра контролируемых лиц и соблюдению ограничений, установленных для включенных в него иностранных граждан, профилактике распространения радикальных религиозных и экстремистских взглядов в среде выходцев из иностранных государств. Внедрение новых механизмов биометрической идентификации личности и цифровизация процесса передачи сведений о результатах медицинского освидетельствования иностранных граждан будут способствовать повышению эффективности контроля въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан. Цифровизация процессов миграционного учета обеспечит соблюдение правил учета иностранных граждан по месту их пребывания.

15. Усилия органов государственной власти будут направлены на ускорение перехода к целевому организованному набору иностранных работников (прежде всего прибывающих без виз), предусматривающему возможность работы у конкретного работодателя, на конкретном рабочем месте в течение определенного срока на основании трудового договора и разрешения на работу.

16. Необходимо принятие дополнительных мер, направленных: а) на повышение ответственности работодателей;

б) на снижение нагрузки на социальную, медицинскую и иные сферы, связанной с пребыванием в Российской Федерации неработающих и не проходящих обучения членов семей иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность или получающих образование в Российской Федерации;

в) на совершенствование налогового администрирования в части, касающейся уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов за иностранных граждан;

г) на недопущение территориального обособления иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.

17. Эффективность реализации миграционной политики зависит от качества и результатов применения миграционного законодательства Российской Федерации, результативности мер противодействия коррупции при осуществлении государственного контроля (надзора) и предоставлении государственных услуг в сфере миграции, а также от степени информированности иностранных и российских граждан о требованиях законодательства Российской Федерации и мерах ответственности за их нарушение.

18. Для повышения эффективности административных процедур в сфере миграции, для профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, а также для применения мер административного воздействия в этой сфере необходимо использование современных цифровых технологий и информационно-технических средств.

IV. Цель, основные принципы и задачи миграционной политики

19. Миграционная политика направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации и реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

20. Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере обеспечения безопасности государства, социально-экономического, научно-технологического, пространственного развития страны, повышения качества жизни ее населения, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.

21. Основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика должна являться вспомогательным средством для решения экономических проблем в части, касающейся

обеспечения приоритетных отраслей российской экономики иностранными работниками на период сохранения дефицита национальных трудовых ресурсов.

22. Миграционная политика должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в Россию лиц (в том числе покинувших ее), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества. При этом, обеспечивая соблюдение разумного баланса государственных, общественных и частных интересов, важно сохранять открытость Российской Федерации для тех иностранных граждан, которые не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не намерены полностью интегрироваться в российское общество, но стремятся приехать в Россию как в страну, предоставляющую им благоприятные условия для туризма, трудовой или предпринимательской деятельности, получения образования, поддержания родственных, социальных и культурных связей с проживающими в России иностранными и российскими гражданами, соблюдают требования законодательства Российской Федерации, бережно относятся к ее материальным и культурным ценностям, окружающей среде и природным ресурсам, уважают многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации.

23. Характер и направление миграционных потоков, их влияние на российское общество во многом определяются качеством жизни в Российской Федерации, в том числе состоянием правопорядка, степенью развитости транспортной, энергетической, телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, наличием высокооплачиваемых рабочих мест и благоустроенностью общественных мест.

24. Эффективность реализации предусмотренных настоящей Концепцией мер обусловлена проводимыми Российской Федерацией государственной политикой в сфере обеспечения безопасности государства, социально-экономического развития, промышленности, науки, инноваций, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, регионального развития и государственной молодежной политикой, а также внешней политикой России.

25. В соответствии с настоящей Концепцией совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации предполагает прежде всего установление простых, понятных для иностранных и российских граждан и исполнимых правил, отвечающих цели, основным принципам и задачам миграционной политики, исключающих административные барьеры и обусловленные ими издержки.

26. Основными принципами миграционной политики являются: а) приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории; б) комплексность решения задач миграционной политики с учетом необходимости обеспечения безопасности государства, социально-экономического, научно-технологического, пространственного, культурного и иного развития Российской Федерации; в) учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации; г) обеспечение простоты и прозрачности процедур и условий въезда в Российскую Федерацию и временного пребывания на ее территории, получения права на осуществление трудовой деятельности или проживание в Российской Федерации; д) координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции; е) участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

27. Задачами миграционной политики являются:

а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих:

добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом;

проживание в Российской Федерации и прием в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, которые благодаря

своим инвестициям, знаниям, умениям и навыкам вносят вклад в развитие российской экономики, науки, профессионального образования, искусства, а также разделяют традиционные российские духовно-нравственные ценности;

Въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, осуществлять предпринимательскую деятельность, изучать русский язык, историю и культуру России;

Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами исходя из потребности российской экономики в иностранной рабочей силе при условии прозрачности процессов привлечения иностранных работников, осуществления контроля за этими процессами и управления ими;

Прохождение иностранными гражданами процедур сбора биометрических персональных данных, медицинского освидетельствования, подтверждения имеющегося образования и квалификации, стажа профессиональной деятельности, а также иных процедур, необходимых для верификации их личных качеств;

Создание условий для адаптации иностранных граждан к ПРАВОВЫМ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ, КУЛЬТУРНЫМ И ИНЫМ УСЛОВИЯМ жизни в Российской Федерации;

б) совершенствование механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, развитие цифровой среды государственного управления и внедрение современных информационных технологий для обеспечения контроля в сфере миграции;

в) оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации отдельным категориям иностранных граждан гуманитарной поддержки.

V. Основные направления реализации миграционной политики

28. Решение задач миграционной политики, указанных в подпункте «а» пункта 27 настоящей Концепции, осуществляется по следующим основным направлениям:

а) расширение практики использования цифровых технологий в сфере миграции, в том числе для профилирования данных об иностранных гражданах, создания возможности регистрации в единой биометрической системе за пределами Российской Федерации с использованием специализированных программных средств, создания информационно-телекоммуникационного (электронного) механизма уведомления о планируемом въезде в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также использование технологий искусственного интеллекта для обработки большого массива данных;

6) создание условий для возвращения, в том числе из-за рубежа, жителей Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, покинувших места постоянного проживания в период проведения специальной военной операции;

в) совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

г) содействие переезду в Российскую Федерацию иностранных граждан, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности;

д) расширение перечня организованных форм привлечения в Российскую Федерацию иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в целях повышения эффективности регулирования численности привлекаемых иностранных работников, учета потребностей экономики Российской Федерации, интересов ее граждан, а также ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения;

е) совершенствование механизмов целевого организованного набора иностранных работников, а также создание инфраструктуры, обеспечивающей отбор и подготовку иностранных граждан в государствах их проживания;

ж) совершенствование механизмов обмена между заинтересованными государственными органами информацией о нахождении иностранных граждан в Российской Федерации и их перемещении по ее территории;

з) развитие инфраструктуры государственной границы Российской Федерации, в том числе в целях проведения сбора биометрических персональных данных (фотографического изображения лица и папиллярных узоров пальцев рук человека) иностранных граждан и направления этих данных в информационные системы уполномоченных государственных органов;

и) достоверное информирование иностранных граждан о порядке пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, создание в этих целях единого информационного пространства для взаимодействия органов публичной власти и заинтересованных организаций;

к) ограничение пребывания в Российской Федерации неработающих и не проходящих обучения членов семей иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность или получающих образование в Российской Федерации;

л) совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность;

м) повышение интереса активной иностранной молодежи к российскому образованию и изучению русского языка, в том числе за рубежом, и обеспечение доступности соответствующих услуг;

н) содействие продвижению русского языка и русской культуры на территориях иностранных государств, граждане которых прибывают в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и получения образования в порядке, не требующем получения визы;

о) содействие адаптации иностранных граждан, способствующее успешному освоению ими русского языка, усвоению общепризнанных в российском обществе норм поведения, формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры, приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;

п) формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации иностранных граждан, включая принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории

Российской Федерации иностранных граждан и лиц, приобретших гражданство Российской Федерации;

р) повышение уровня информированности иностранных граждан об условиях жизни в России с учетом этнокультурного многообразия народов Российской Федерации и о нормах российского законодательства.

29. Решение задач миграционной политики, указанных в подпункте ”6" пункта 27 настоящей Концепции, осуществляется по следующим основным направлениям:

а) совершенствование административных процедур в сфере миграции и обеспечение межведомственного электронного взаимодействия в целях повышения прозрачности административных процедур и их защищенности от коррупции, снижения вероятности принятия необоснованных решений и допущения технических ошибок, сокращения временных, организационных и финансовых издержек, связанных с предоставлением государственных услуг и их получением;

6) формирование цифрового профиля иностранного гражданина для иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию, а также находящихся на ее территории;

в) совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе регулирование ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и повышение эффективности взаимодействия территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации с организациями, уполномоченными на оказание им содействия, в том числе путем размещения сотрудников (работников) подразделений таких органов по вопросам миграции и уполномоченных организаций на одной площадке;

г) создание информационной инфраструктуры государственного управления в сфере миграции, обеспечивающей эффективное регулирование миграционных потоков на основе широкого внедрения информационных технологий и использования биометрических персональных данных при осуществлении государственного контроля (надзора) и предоставлении государственных услуг в сфере миграции; д) совершенствование технологических средств учета иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации,

в том числе создание системы, позволяющей регулировать миграционные потоки;

е) противодействие нарушению работодателем, заказчиком работ (услуг) или принимающей (приглашающей) стороной, которые привлекают иностранных граждан к трудовой деятельности, требований миграционного законодательства Российской Федерации;

ж) цифровизация процесса привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации, в том числе посредством заключения трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера в электронной форме;

з) совершенствование механизма квотирования, применяемого к иностранным работникам, въезжающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и предусматривающего внедрение реестровой системы и цифровизацию соответствующих процессов;

и) стимулирование работодателей к использованию организованных форм привлечения иностранной рабочей силы, способствующих сокращению нерегулируемого сегмента рынка труда иностранных работников;

к) формирование отдельного порядка привлечения работодателями — физическими лицами иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности;

л) повышение ответственности работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан, возложение на работодателей обязанностей по сопровождению процесса пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, обеспечение оптимального механизма их взаимодействия с органами государственной власти;

м) обеспечение миграционной безопасности в рамках государственного контроля (надзора) в сфере миграции и его совершенствование в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе по противодействию криминальной, террористической, диверсионной и экстремистской деятельности;

н) усиление контроля за соблюдением требований трудового законодательства работодателями, привлекающими к трудовой деятельности иностранных работников;

о) повышение эффективности исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации и их депортации, а также совершенствование порядка передачи иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;

п) проведение профилактической, информационной и разъяснительной работы с работодателями, заказчиками работ (услуг) в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;

р) модернизация инфраструктуры, используемой органами внутренних дел Российской Федерации для обеспечения биометрической идентификации и верификации, в том числе бесконтактных устройств, позволяющих отождествлять иностранных граждан с предъявляемыми ими личными документами, выявлять лиц, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен, в том числе которые оформили документы на других лиц;

с) обеспечение реализации запретов, исключающих возможность участия в гражданских и иных правоотношениях лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации;

т) противодействие формированию этнических (полиэтнических) анклавов;

у) введение механизма установления высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации запрета (ограничения) постановки на миграционный учет и проживания иностранных граждан на территориях отдельных муниципальных образований.

30. Решение задачи миграционной политики, указанной в подпункте «в» пункта 27 настоящей Концепции, осуществляется по следующим основным направлениям:

а) поддержание высоких стандартов и дальнейшее развитие механизмов оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации, в соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации и с учетом соблюдения интересов российских граждан;

6) создание дополнительных инструментов регулирования миграционных потоков с учетом общественно-политической и социально-экономической ситуации в государствах, из которых в Российскую Федерацию прибывают иностранные граждане.

VI. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере миграции

31. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере миграции осуществляется по следующим направлениям:

а) реализация международных договоров Российской Федерации в сфере миграции;

б) заключение при необходимости международных договоров Российской Федерации с учетом цели, основных принципов, задач и основных направлений реализации миграционной политики;

в) обеспечение взаимных интересов государств — членов Евразийского экономического союза;

г) участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, взаимодействие с иностранными партнерами и международными институтами в целях совершенствования качества регулирования международных миграционных потоков;

д) повышение эффективности международных механизмов противодействия незаконной миграции, направленных на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, торговли людьми, использования принудительного труда, в том числе реализуемых совместно с компетентными органами иностранных государств;

е) продвижение интересов Российской Федерации при взаимодействии с иностранными государствами, международными организациями и объединениями по вопросам формирования международной повестки дня в сфере миграции;

ж) обмен опытом по реализации миграционной политики и управлению миграционными процессами;

з) совершенствование механизмов обмена сведениями о гражданстве и иными сведениями, касающимися мигрантов, а также повышение уровня защищенности таких сведений при их обработке и трансграничной передаче;

и) мониторинг общественно-политической и социально-экономической ситуации в иностранных государствах, гражданам которых в Российской Федерации предоставлена защита.

VII. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики

32. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики предусматривает:

а) совершенствование описания миграционных процессов и миграционной ситуации в целях создания точного и однозначного представления о реализуемой миграционной политике;

б) расширение использования современных цифровых технологий, в том числе обеспечивающих развитие межведомственных систем мониторинга и оценки миграционной ситуации, контроля за ходом выполнения и эффективностью мероприятий по реализации миграционной политики, направленных на координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

VIII. Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики

33. Основы миграционной политики определяются Президентом Российской Федерации.

34. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации ведут работу по законодательному обеспечению миграционной

ПОЛИТИКИ.

35. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой миграционной политики.

36. Совет Безопасности Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности государственных органов в сфере миграции.

37. Министерство внутренних дел Российской Федерации является органом, ответственным за выработку и реализацию

МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.

38. Федеральные органы государственной власти при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принимают меры по реализации миграционной политики.

39. Основными механизмами реализации миграционной

а) осуществление на плановой основе мер по реализации

МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ;

6) представление Президенту Российской Федерации доклада Правительства Российской Федерации о реализации настоящей Концепции;

в) обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц государственных органов, реализующих

МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.

г) объективное информационное освещение вопросов миграции и реализации миграционной политики.

40. Корректировка настоящей Концепции осуществляется по решению Президента Российской Федерации на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации, с учетом результатов мониторинга реализации настоящей Концепции и изменений социальных, экономических, внешнеполитических и иных условий, оказывающих существенное влияние на ее реализацию.

IX. Ожидаемые результаты реализации миграционной политики

41. Результатами реализации миграционной политики к 2030 году должны стать:

а) снижение числа незаконно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан;

б) снижение уровня преступности и административных правонарушений среди находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, в том числе несовершеннолетних;

в) снижение доли незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации иностранных граждан;

г) снижение доли находящихся на территории Российской Федерации детей иностранных граждан, не посещающих общеобразовательные организации;

д) увеличение доли иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях;

е) увеличение доли иностранных граждан, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в порядке целевого организованного набора, исходя из потребности российской экономики в иностранной рабочей силе;

ж) увеличение числа иностранных граждан, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности и переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.

42. Показатели состояния миграционной ситуации в Российской Федерации, порядок и методика их pacueтa определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации.

43. Мониторинг состояния миграционной ситуации в Российской Федерации осуществляется на постоянной основе и предусматривает:

а) анализ состояния миграционной ситуации в Российской Федерации;

б) оценку эффективности мер и инструментов реализации миграционной политики;

в) анализ вызовов, угроз и возможностей, которые определяют основные направления совершенствования миграционной политики.

44. Мониторинг состояния миграционной ситуации в Российской Федерации осуществляется на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и заинтересованными организациями в соответствии с их компетенцией.

45. Показатели состояния миграционной ситуации в Российской Федерации используются для анализа сведений о преступлениях, совершенных иностранными гражданами, с учетом их гражданской принадлежности и целей пребывания, для формирования перечня рисков и угроз общественной безопасности на территориях субъектов Российской Федерации, а также для выработки мер по нейтрализации этих рисков и угроз.

46. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации настоящей Концепции, содержащий в том числе результаты мониторинга состояния миграционной ситуации в Российской Федерации, ежегодно представляется Президенту Российской Федерации.