Детектив входит в число моих любимых жанров, и мне казалось — я знакома уже со всеми его направлениями: юридические, шпионские, военные, медицинские, полицейские… Но, случайно наткнувшись на роман «Барселона под звуки смерти» Анны Ореховой, я вдруг поняла, что даже не подозревала о существовании такого поджанра, как туристический детектив! И, сделав это открытие, сразу села читать столь заманчивую историю.
Сюжет романа «Барселона под звуки смерти» Анны Ореховой
Полгода назад жизнь Верони́ки Ло́вкиной разделилась на до и после. Возвращаясь домой, она сбила насмерть известного в Краснодаре хирурга, который сперва наглотался таблеток, а потом, цепляясь за остатки сознания, выбежал на дорогу. Позже судмедэкспертиза доказала, что тем вечером Макси́м Анато́льевич Подста́вкин умер дважды, потому что доза лекарства в его крови была смертельной. Учитывая данное обстоятельство, отец Вероники — адвокат Семён Анато́льевич Ло́вкин — сумел вытащить дочь из передряги, и дело закрыли за отсутствием состава преступления. Однако от нападок прессы это всё равно не спасло. Имена Ники и убитого ею врача ещё долго полоскали в социальных сетях и репортажах местного ТВ, открыто говоря о подкупе следователя. А папину карьеру вообще вывернули наизнанку, пытаясь доказать, что тот всегда выигрывал дела взятками и связями. Но самым страшным последствием была даже не грязная компания в СМИ, устроенная женой Подставкина. В результате аварии Вероника лишилась слуха, получив группу по инвалидности с диагнозом «тугоухость четвертой степени». Окружающий мир навсегда утратил для неё звуки.
После выписки из больницы потянулись месяцы заточения дома, когда она рыдала до головокружения и тошноты, не представляя, как жить дальше и стоит ли вообще жить. В довершение Вероника потеряла прежнюю высокооплачиваемую работу, и, как скоро выяснилось, глухой маркетолог, даже с великолепным послужным списком и пятилетним стажем, никому не требуется. Все накопленные средства быстро испарились, долги начали расти как на дрожжах, и впереди замаячила безмолвным призраком единственная её возможная перспектива — повторить путь хирурга Подставкина.
Чудо случилось, когда Вероника уже перестала на него надеяться. Берлинскому медицинскому центру «NewHear» потребовались добровольцы для тестирования кохлеарных имплантов нового поколения. И старший брат Вероники — Михаил, который работал там IT-специалистом, вписал сестру в закрытую экспериментальную программу. А уже через неделю после операции Веронику встретила ещё одна потрясающая новость: подруга Женька порекомендовала её Рома́ну Валенти́новичу Горде́еву, директору «Царской трапезы», на временно освободившееся место секретаря. Тот кандидатуру сразу одобрил, не проверяя резюме и, соответственно, так и не узнав о специфической особенности своей новой работницы.
Первым заданием Вероники становится командировка в Барселону, где запланирована конференция для владельцев ресторанов. Гордеев хочет сорвать там куш — получить договор на поставку чёрной икры для американской сети отелей «Сэфер», за который придётся побороться с основным конкурентом «Царской трапезы» — компанией «Русский деликатес». Для Вероники эта поездка тоже решающая. Женька намекнула, что Гордеев планирует взять в штат маркетолога и если она сумеет себя показать, то получит шанс вернуться в любимую профессию. Однако девушка не догадывается, что за инновационной разработкой идёт охота. Корпоративный шпионаж, воровство, убийство — не так Вероника представляла себе эту поездку. Куда бежать? Кому довериться в чужой стране? И как быть, когда единственное, что ты слышишь, — это звуки собственной смерти?
Жанровая структура, анализ содержания, персонажи и темы романа «Барселона под звуки смерти» Анны Ореховой
Детектив в определённом смысле — коварный жанр. Например, автор вполне может сосредоточиться лишь на распутывании головоломки, и мы, читатели, не имеем права его в этом упрекать. Такой вариант тоже допустим. Но как же здорово, когда за ширмой «узкого» жанра встречаешь историю, которая полноценно погружает тебя в жизнь персонажей: их проблемы, страхи, надежды, победы и поражения. Ведь жизнь — не тонкий тихий ручеёк, а широкая и часто бурная река, которая к тому же время от времени делает резкие повороты. Именно на одном из них главная героиня романа «Барселона под звуки смерти» оказывается сбитой с ног. Буквально.
Для Вероники Ловкиной — некогда амбициозной и успешной молодой женщины — всё перечеркнула автомобильная авария, после которой значимыми в глазах окружающих стали лишь два её социальных статуса: убийца (приставка «непредумышленный» в данном случае ничего не меняла) и инвалид. Красивое утверждение «Человек — венец природы» мгновенно перестало распространяться на неё. В силу вступил закон джунглей, причём люди, как выяснилось, предпочитают избавляться от слабых сами, не полагаясь на «хищников» и прочих «санитаров леса». Вероника не ожидала столкнуться с подобным отношением, потому её ущербность оказалась вдвойне тяжёлым испытанием. Да, не без серьёзных потерь для самооценки, но она с ним справилась, заодно избавившись от мнимых друзей и розовых очков. А ещё научилась видеть жизнь такой, какая она есть, и вгрызаться в неё из последних сил. Однако внешний мир, сменивший, наконец, во внутреннем эквалайзере Вероники «шуршаще-бухающую» какофонию от слуховых аппаратов на долгожданный электронный поток кохлеарных имплантов, приготовил ей новый тест на прочность.
Увидев в салоне самолёта директора «Русского деликатеса» Алекса́ндра За́йцева и его бизнес-партнёра Кири́лла Ра́зумова, которые тоже направлялись в Барселону, Вероника поняла, что ей предстоит жёсткая схватка за самого выгодного покупателя. А в её случае ещё и за место маркетолога в компании «Царская трапеза». Сколько же креатива она проявляет, готовясь к презентации, сколько тратит сил и энергии, не считаясь с личным временем и физическими неудобствами! Однако уже к вечеру первого дня конференции эйфория победы меркнет на фоне двух страшных известий — пропажи одной серёжки-импланта, которую Веронике пришлось снять и убрать в футляр из-за поломки, и трупа неизвестного мужчины, взломавшего дверь в её номер. Будучи связанной с «NewHear» договором о неразглашении информации об операции, сеньорита Ловкина умалчивает столь важный факт от испанской полиции, и в результате оказывается один на один с безжалостной сетью международного корпоративного шпионажа!
Бизнес-детектив в сочетании с медицинским триллером — это уже очень крутой замес. Современные научные технологии, закулисные будни корпоративных шпионов и киллеров, виртуозная работа систем безопасности, амбиции, обиды, предательства, жажда мести. Истоками этой истории в разное время послужили несколько человеческих трагедий, но вместе им суждено было сойтись именно в чарующе-прекрасной Барселоне, куда приехала ничего не подозревающая Вероника Ловкина, ставшая обладательницей первых кохлеарных имплантов «NewHear». В критический момент, пытаясь скрыться от преследователей, она бежит по ночному городу в то место, которое успела посетить накануне — знаменитый парк Гуэль. И он становится ареной финальной схватки! Благодаря специфической акустике, каждая его достопримечательность превращается для Вероники то в средство спасения, то в ловушку! Никогда ещё мне не приходилось «посещать» столь фантастически продуманную и необычную экскурсию! Потому, несмотря на наличие других великолепно проработанных жанровых составляющих «Барселона под звуки смерти» в первую очередь воспринимается как туристический детектив!
При этом нельзя не отметить психологическую драму, которая и сделала детективный микс по-настоящему ярким и цепляющим. Развернувшийся вокруг Вероники кошмар взвинчивает в душе девушки боль, страхи и комплексы на максимум, сводя с ума и срывая все предохранители. И если бы не помощь малознакомых, но не равнодушных людей, вряд ли бы у неё получилось выкарабкаться из этой передряги. Особенно меня впечатлили дотошный старший инспектор Рами́ро Фуэ́нтес, «стойкий оловянный солдатик» Кири́лл Ра́зумов с покалеченным от горя сердцем и товарищ по несчастью, колясочница Марибе́ль Корбе́ро, сказавшая те самые важные слова, которые нужны были главной героине, чтобы окончательно встать на ноги:
«Используй свою особенность! Перестань относиться к себе как к калеке! И тогда остальные не будут тебя так воспринимать… Твою особенность надо превратить в преимущество».
Рекомендации к чтению
Роман «Барселона под звуки смерти» Анны Ореховой — идеальное чтение для тех, кто желает погрузиться в детективную историю с запутанной интригой, элементами драмы и производственного (маркетингового) романа, капелькой юмора и непременным хэппи-эндом для главных героев.
Оценка: 5/5