Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Почему в Европе короли, а в России цари

Испокон веков так повелось: у нас цари, у них – короли. Но почему русских правителей называли царями? Кто был первым и последним царем-батюшкой? И правда ли, что русскими все-таки правили короли?

В этимологическом словаре Макса Фасмера указано, что «царь» восходит к древнерусскому «цѣсарь» (от латинского cаеsаr). Нетрудно догадаться, что слово является аналогией имени первого римского единоличного правителя – Гая Юлия Цезаря.

Напомню: «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмерасамый полный словарь, анализирующий происхождение слов русского языка. Составлен в 1938–1950 годах российским и немецким учёным Максом Фасмером на немецком языке. Сам Макс Фасмер – выходец из обрусевшей немецкой семьи, родился, учился, начал работать в Петербурге, в 1918 г. переехал в Тарту, где преподавал. Его брат Рихард Фасмер, известный специалист-нумизмат, знаток арабского языка, остался в России, был арестован и умер в лагере под Ташкентом.

Первый выпуск словаря опубликован в 1950 году в Берлине, издание закончено в 1958 году в Гейдельберге издательством «Карл Винтер». В 1964–1973 годах словарь был переведён на русский язык и дополнен О. Н. Трубачёвым.

И очень интересно, многие «иностранцы» стали крупными филологами: И.А. Бодуэн де Куртенэ, специалист по славянским языкам, Д.Э. Розенталь, автор ряда учебников по грамматике и стилистике русского языка.

Карл Великий
Карл Великий

А вот происхождение титула «король» связана с именем другого правителя – короля франков Карла Великого. Такую версию происхождения приводит и Г. Крылов, и Н. Шанский в своих этимологических словарях. Макс Фасмер не исключает, но считает менее вероятными другие варианты происхождения «короля» – от славянского «карати» (наказывать) или прагерманского «karlja, karlaz» (свободный, независимый человек).

Хотя «царь» имеет западные корни, употребляется слово исключительно в качестве титула славянских монархов. Интересно, что к латинскому «cаеsаr» этимологически близко и «кайзер» (титул немецких правителей), и русский «князь» (от германоязычного konungr – вождь, которое, в свою очередь, восходит к «королю»).

Получается, что русские князья должны были именоваться королями. Но как же получилось, что правители Руси стали называть себя царями?

Первым русским царем стал Иван Грозный. Такие авторитетные историки, как Н. Костомаров, Р. Скрынников и В. Кобрин, полагают, что инициатива называться царем не могла исходить от 16-летнего Ивана. Вероятнее всего, идею подсказал ему могущественный митрополит московский Макарий. В. Ключевский не согласен: Иван Васильевич вполне мог самостоятельно «додуматься до царства», что стало полной неожиданностью для боярства.

Но почему Грозный выбрал титул царя, а не короля или кайзера, которые по семантике были ближе к княжескому титулу русского правителя? Дело в том, что для православных образцом всегда была Византия с ее «боговенчанными правителями-царями». Грозный лишь желал подкрепить авторитет Москвы как наследницы царь-града Константинополя – колыбели православия. Как наследник Восточной Римской империи, Грозный взял традиционный титул «царь» – именно так именовали правителей Восточной Римской империи, Византии.

Венчание на царство кесаря в Константинополе
Венчание на царство кесаря в Константинополе

Слово «византийцы» использовалось для обозначения жителей Константинополя – по названию древнего города Византий (Βυζάντιον), который был своего рода «предтечей» Константинополя, а сами жители империи называли себя ромеями – римлянами (Ρωμαίοι), ими правил римский император – василевс (Βασιλεύς τῶν Ρωμαίων), а их столицей был Новый Рим (Νέα Ρώμη) – именно так обычно назывался основанный Константином город. Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали ее «Империей греков», в Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», ее столицу – Царьградом, а правителя – кесарем – царём.

Русские князья упорно подчёркивали, что Рюриковичи тесно связаны с Греческим царством: Владимир принял в жёны греческую царевну, дочь императора Романа II.

Есть и ещё важное предание: в XVI веке была записана легенда о подвигах князя Владимира Мономаха, который совершил столь успешный поход во Фракию, что византийский император Константин Мономах, испугавшись новых поражений, отправил к Владимиру своих послов с богатыми дарами, в их числе был и царский венец с головы императора.

«И с того времени, – сообщает сказание, – князь великий Владимир Всеволодович наречеся Мономах, царь великий России», а потом тем же венцом венчались и его потомки.

Шапка Мономаха
Шапка Мономаха

Политический смысл легенды очевиден. Она нужна была московским государям, только что собравшим под свою руку русские земли, для провозглашения особого характера своей власти, преемственной от Византии, Второго Рима. Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать – лозунг и мораль этой идеи.

В первой половине XIII в. государства Восточной Европы, в том числе и Русь, пережили ряд потрясений. Одним из них стало падение в 1204 г. Византийской империи, правитель которой (император или базилевс) в русской государственной традиции именовался «царем» и считался вышестоящим монархом по отношению к русским князьям-Рюриковичам.

Упразднение Византийской империи и, соответственно, исчезновение «царя» («природного кесаря») создало для русских князей разрыв в международной иерархии. Ни захватившие Константинополь крестоносцы, создавшие здесь эфемерную Латинскую империю, ни греческие правители Никейской империи не рассматривались русскими как полноправные преемники Византии.

А затем восстановление Византийской империи в 1261 г. привело к тому, что новые императоры и константинопольский Патриархат вступили с Ордой в союзнические отношения. С точки зрения русских князей это обеспечило бесповоротную законность нового государства Восточной Европы и закрепило царский титул правителя Золотой Орды на мировоззренческом уровне.

Подчинение Руси Золотой Орде позволило заполнить этот разрыв: новым «царем», «кесарем» для русских князей стал золотоордынский правитель – хан. Это признание в известной мере позволило русским князьям смириться с потерей независимости в результате монгольских походов 1237-1242 гг. В соответствии с новой идеологией русские земли подчинялись, платили дань и принимали власть не из рук диких кочевников, «сыроядцев», а от законных ордынских «царей» — высоко стоящих в международной иерархии правителей.

«Добрый ордынский царь»
«Добрый ордынский царь»

Идея преемственности власти Золотой Ордой от Византии в глазах русских идеологов весьма красноречиво отразилось в средневековых летописях. Так, например, в знаменитом летописном Лицевом своде, созданном по повелению Ивана Грозного в третьей четверти XVI в., имеются миниатюры, на которых византийский император и правитель Золотой Орды Батый показаны в совершенно одинаковых «царских венцах», т. е. императорских коронах. В такой же короне далее изображен и сам Иван Грозный, претендовавший на правопреемство от Золотой Орды. Подчинение «царям», таким образом, не было оскорбительно для Руси: западноевропейские государи также признавали высокое положение ханов Золотой Орды, именуя их императорами.

Справедливости ради скажем, что обряд венчания на царство появился еще в 1498 году, когда Иван III венчал своего внука и наследника Дмитрия Ивановича. Но вплоть до Ивана Грозного использовался титул «государь и великий князь всея Руси», а не царь.

Последним русским царем стал Петр Первый. Чтобы дополнительно подкрепить свой авторитет в Европе, он решил в 1721 году именоваться Императором Всероссийским. Императорами изначально называли себя начальники римских легионов, и только со времен правления Августа (27—14 гг. до н. э.) титул императора, исторически связанный с Римом, стал употребляться в монархическом значении. Но петровская смена монархического титула не помешала народу и в дальнейшем называть всех правителей царями, тем более что до 1917 года и «царь», и «князь» входили в большой титул Всероссийских императоров.

По традиции европейских королей, начиная с Карла Великого, короновали Папы Римские, но за всю многовековую историю Руси лишь один правитель получил титул короля из рук верховного правителя Католической Церкви.

В 1253 году Папа Римский Иннокентий IV в обмен на обещание перехода в католичество наделил титулом «король Руси» правителя Галицко-Волынского княжества Даниила Романовича. Внук Даниила Романовича Юрий Львович также оставил «короля» в своем титуле, что подтверждает его печать с оттиском на аверсе «Rex Russiae» (король Руси).

Использованная литература

Майоров А.В. Даниил Галицкий и крестовый поход в Пруссию. // Русин. - 2011. - № 4.

Курбатов Г.Л. История Византии: От античности к феодализму. — М.: Высшая школа. 1984.

Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. - СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012.