Найти в Дзене
What A Movie

Фрэнк Диллэйн о фильме "Сорванец" и своём герое Майке, музыкальной карьере и новом проекте

В своей глубоко человечной роли бездомного Майка в картине Харриса Дикинсона «Сорванец» Фрэнк Диллэйн обнаружил в себе магнетизм ведущего актёра. Того самого типа исполнителя, после лицезрения которого остаётся больше вопросов, чем было до; его ненасытное стремление раскрывать новые истории может помочь ему стать одной из самых питающих сил кино будущего.
В Фрэнке Диллэйне есть нечто принципиально артистичное. Он часто пересматривает собственные ответы, сильнее и сильнее хмурит брови, размышляя, беспокойно взъерошивая свои каштановые волосы. Он сидит в офисе своего пресс-агента в пасмурный вторник в начале октября и рассуждает о проблеме Лондона, о – «за неимением лучшего слова» – бездомности. Когда речь заходит об этом и в частности о клейме, ярлыке, которое общество навешивает на тех, кто напрямую сталкивается с этой бедой, голос 34-летнего актёра дрожит от силы его эмоций. «Просто скажи «доброе утро», понимаешь? «Привет, как дела, приятель?». Просто помаши, улыбнись, признай челове
Photo: Branislav Šimončík
Photo: Branislav Šimončík

В своей глубоко человечной роли бездомного Майка в картине Харриса Дикинсона «Сорванец» Фрэнк Диллэйн обнаружил в себе магнетизм ведущего актёра. Того самого типа исполнителя, после лицезрения которого остаётся больше вопросов, чем было до; его ненасытное стремление раскрывать новые истории может помочь ему стать одной из самых питающих сил кино будущего.

В
Фрэнке Диллэйне есть нечто принципиально артистичное. Он часто пересматривает собственные ответы, сильнее и сильнее хмурит брови, размышляя, беспокойно взъерошивая свои каштановые волосы. Он сидит в офисе своего пресс-агента в пасмурный вторник в начале октября и рассуждает о проблеме Лондона, о – «за неимением лучшего слова» – бездомности. Когда речь заходит об этом и в частности о клейме, ярлыке, которое общество навешивает на тех, кто напрямую сталкивается с этой бедой, голос 34-летнего актёра дрожит от силы его эмоций.

«Просто скажи «доброе утро», понимаешь? «Привет, как дела, приятель?». Просто помаши, улыбнись, признай человека», – вздыхает он. «В нас есть это смущение – как у привилегированных людей с деньгами – мы не хотим осознавать, насколько мы холодны, – продолжает он. – Насколько остекленели наши сердца. А человек перед тобой вовсе не притворяется, что его нет. Он просто ещё один человек. Он, возможно, даже ничего от тебя не хочет».

Photo: Branislav Šimončík
Photo: Branislav Šimončík

В первые минуты фильма «Сорванец» – режиссёрского дебюта актёра Харриса Дикинсона – главный герой Диллэйна, бездомный Майк, показан просящим милостыню на улицах. Дикинсон, возможно наиболее известный своей яркой ролью в «Плохой Девочке» с Николь Кидман, снял смелую, мрачную драму, исследующую бурю в душе антигероя через призму зависимости, преступности, безработицы и одиночества. «Было поучительно почувствовать на собственном опыте, как люди тебя игнорируют», – говорит Диллэйн о съёмках тех первых сцен, снятых скрытыми камерами. «И те, кто тебя не игнорируют, – это как раз те, от кого меньше всего этого ожидаешь». Он вспоминает одного мужчину в рабочей форме, который дал ему пять фунтов. «Могу ошибаться, но мне кажется, у него нет кучи денег. Думаю, он занимается дорожными работами или чем-то подобным. И именно он остановился. Люди в костюмах, как правило, не останавливаются».

Роль Майка оказалась созвучна желанию Диллэйна испытать себя как актёра, а также его альтруистическим наклонностям – он несколько лет работал волонтёром в благотворительной организации для бездомных (The Single Homeless Project) ещё до того, как фильм был задуман. Однако он уточняет: «Я не хочу, чтобы этот фильм воспринимали только как фильм о бездомности. Для меня – и если поговорить с Харрисом, он скажет то же самое – это фильм об отчуждении, о людях, которые «чужие» по отношению к тебе. Он про человечность, про то, что значит быть человеком».

Осознание ответственности за то, чтобы отдать должное своему персонажу, привело Диллэйна к лучшей работе в его карьере. «Были определённые деликатные моменты, которые я действительно хотел понять, – говорит актёр. Мы не хотели рассказывать жалостливую историю. Мы хотели дать Майку достоинство». С такой сострадательностью Диллэйн и Дикинсон буквально вылепили роль с тем самым вниманием к нюансам, которого удаётся добиться лишь немногим экранным релизам. Как зритель, вы полностью и всесторонне верите Диллэйну в роли Майка – обаятельному, но проблемному молодому человеку, чьи постоянные уклонения от правильного решения загоняют его в зыбкую почву, где семя стабильности, кажется, не может прорасти.

Чтобы достичь синергии между собой и своим экранным образом, актёр полностью погрузился в мир, в котором живёт Майк. Дикинсон утвердил Диллэйна примерно за восемь месяцев до того, как фильм получил финансирование, и тот начал готовиться почти сразу. «Мы ходили в тюрьму, и я разговаривал с одним парнем о его опыте – что он чувствует, что происходит, как проходит его день, – вспоминает Диллэйн. – У меня много друзей, которые живут впроголодь, поэтому я проводил как можно больше времени на улице, пытаясь понять, что значит не иметь возможности закрыть дверь, не иметь личного пространства. И мы много разговаривали с Харрисом. Отправляли друг другу видео, он познакомил меня с консультантами. Я пару дней проработал на кухне и научился быть су-шефом. Так что да, подготовка была тщательная».

Постигая корни характера Майка и развивая его особенности, Диллэйн постепенно вошёл в физику своего героя. «Помню, как Харрис сказал, что хочет, чтобы Майк выглядел как цветок, из которого высосали всю влагу», – говорит он. Поэтому Диллэйн немного похудел и стал внимательно наблюдать за тем, как двигаются разные люди. «Я буквально помешался на том, насколько по-разному все ходят. Если присмотреться, у некоторых походка просто невероятно выразительная. Мне хотелось, чтобы в Майке сочетались и некая спортивность, и сутулость. Бойцовский дух, низкая самооценка, некая лисья хитрость».

В основе его игры лежит «органичное понимание мира»: в том, как Диллэйн воплощает Майка, есть надломленная энергия и помятая мужественность. Эти качества прорезают городскую суровость и местами фантастическую атмосферу фильма. В нём чувствуется дыхание Андреа Арнольд, отголоски Кена Лоуча, немного Шейна Медоуза – всё это переплетено с уникальным взглядом Дикинсона на современную Британию. Хотя это его первый опыт за камерой, он справляется с задачей с точностью режиссёра, у которого за плечами десятилетия работы.

История, полностью придуманная Дикинсоном, дышит его особым темпераментом – «чувствительностью, состраданием и гением, которые позволили нам по-другому осветить этот мир», – считает Диллэйн. И тот факт, что Дикинсон тоже актёр – он сыграл второстепенную роль в фильме, на что его, по словам Фрэнка, пришлось уговаривать, – помог ему глубже раскрыть уязвимость Майка. «[Харрис] не испугался. Он был готов ко всему. Он понимал, что я делаю, и создавал для этого пространство – а это, на самом деле, редкость. Он режиссёр, который чувствует актёров. Это очень важно – быть рядом со своими исполнителями, понимать их, направлять. Мне кажется, этого сегодня не хватает».

Это одно из лучших британских творческих сотрудничеств года – уникальная и яркая работа, которая поднимает обоих её авторов на новую ступень признания. Для Диллэйна это ощущается переломным моментом. Хвалебные отклики сыплются один за другим. В мае он получил «сюрреалистическую», по его словам, награду за лучшую мужскую роль в секции Un Certain Regard Каннского кинофестиваля. А впереди многообещающее будущее: «Появляется всё больше сценариев, и всё чаще приглашают без проб – это приятно». Сам он шутит: пора бы уже. «Я ведь всё это время был здесь».

Выбор актёрского пути, возможно, был предопределён ещё в детстве – его отец Стивен и мать Наоми тоже актёры. «Я какое-то время сопротивлялся этому, – признаётся он. – Был период, когда, именно из-за родителей, я не хотел полностью окунаться в это дело. Но, наверное, это то, что у меня получается лучше всего. И теперь я действительно люблю актёрство». Несмотря на первоначальную застенчивость, Диллэйн довольно рано получил первую роль – и сразу в одной из самых знаковых франшиз своего поколения. «Я был ребёнком, – восклицает он, вспоминая себя-подростка в роли Тома Риддла (молодого Волан-де-Морта) в фильме «Гарри Поттер и Принц-Полукровка». – Посмотрите на меня тогда – я ведь был ребёнком! Но я помню, что был безумно счастлив. Это были долгие, изнуряющие пробы».

Photo: Branislav Šimončík
Photo: Branislav Šimončík

Преобразив юного Волан-де-Морта в нечто вроде подросткового кумира, Диллэйн уже тогда показал огромный потенциал, который позже реализовал, углубляя мастерство во взрослом возрасте. Он окончил RADA в 2013 году и начал получать роли. Были успехи: он снялся вместе с Крисом Хемсвортом, Томом Холландом и Киллианом Мёрфи в морской эпопее Рона Ховарда «В Сердце Моря», а также сыграл наркозависимого Ника Кларка в четырёх сезонах сериала «Бойтесь Ходячих Мертвецов», прежде чем попросил вывести своего персонажа, чтобы заняться другими проектами. Были и неудачи: в 2014 году он снялся в музыкальной драме «Вьена и «Призраки» с Калебом Лэндри Джонсом, Джереми Алленом Уайтом, Джоном Бернталом, Зои Кравиц и Дакотой Фаннинг. Фильм пролежал на полке шесть лет, вышел только в 2020-м и провалился, несмотря на звёздный состав. «Он не стал тем, чем мы надеялись, что станет, – признаётся актёр с улыбкой. – Я, кстати, так его и не посмотрел. Забавно: я ведь дружу и с Джереми, и с Калебом – Калеб один из моих самых близких друзей. Интересно наблюдать, как мы все выросли».

Был период и в начале 2020-х, когда Диллэйн полностью исчез с актёрской карты, занявшись другой своей страстью – музыкой. Он мультиинструменталист, певец и автор песен, который провёл большую часть поздних подростковых и двадцати лет, будучи вокалистом и играя на бас-гитаре в разных группах. Возможно, устав от 44 серий «Бойтесь Ходячих Мертвецов» и изматывающего графика («по 13 эпизодов в сезон, очень тяжёлые часы»), он кардинально сменил направление.

«Я переехал в Берлин на два года, – рассказывает он с лёгкой ностальгией. – Было здорово. Я поехал туда работать с другом детства, Франческо, который уже жил там. Мы записали альбом Hiroshima Tarantula – проект назывался Olmo Mathilda. Мы сделали альбом и много гастролировали по Европе, потому что в Германии проще выступать – там сильнее жажда живых концертов. Мой друг Фран уже несколько лет жил там до меня, поэтому у нас была база, и мы смогли быстро войти в ритм и начать играть». Альбом получился тонким и выразительным, охватывающим разные жанры, с необычными интонациями и интересными аранжировками.

Так что же заставило странствующего музыканта покинуть гостеприимные объятия культурного центра Германии? «Когда альбом был готов, дружба… ну, едва выжила, – смеётся он. – Нет, я люблю Франа – он мой старейший и один из самых дорогих друзей. Но когда играешь в группе, становишься слишком близок – всё время вместе. Так что мы закончили альбом и решили, что не хотим делать следующий – хотим заняться сольными проектами (у меня сейчас два таких в работе). А потом случился Брекзит, и мне пришлось вернуться в Англию. И, кроме того, я скучал по актёрству».

После двухлетнего «откомандирования» в музыку Диллэйн быстро вернулся на съёмочную площадку. «Это напомнило мне, сколько труда нужно вложить в любое искусство, особенно в актёрство», – размышляет он о своём насыщенном 2024, когда он появился сразу в нескольких проектах: приключенческом эпосе Disney+ «Разбойница Нелл», криминальной драме ITV «Джоан» с Софи Тёрнер и сюрреалистической жемчужине MUBI «Жатва». «Я отсутствовал два года, так что пришлось начинать заново. Этот период был о возвращении в ритм, о том, чтобы вспомнить, как всё это делать».

А затем и «Сорванец» – доказательство того, как стремительно может измениться жизнь. Всего за пару лет – от почти полного избегания актёрской карьеры до всеобщего признания – Диллэйн превратился из творца, неуверенного в своём пути, в одного из самых востребованных молодых актёров Британии, удостоенного похвал за роль, которая не только демонстрирует его мощный талант, но и вскрывает болезненные язвы британского общества.

Фрэнк Диллэйн – артист, исполнитель, мыслитель, актёр в полном смысле слова; теперь он более чем когда-либо готов бросать себе вызовы ради искусства и идти туда, куда оно его приведёт. Его следующая подтверждённая роль – совместно с Дейзи Эдгар-Джонс в новой экранизации Разума и Чувств Джейн Остин от Джорджии Окли. И в этом образе, как и во всех последующих, неизбежно будут отголоски Майка и сотрудничества с Дикинсоном.

«Потрясает, насколько обыденными могут быть обстоятельства, которые приводят тебя на улицу, – размышляет он. – Это может быть что-то простое – партнёр ушёл, умер член семьи. Иногда вмешивается гордость – не хочешь, чтобы люди знали, в какой ты ситуации. Но улицы полны невероятных историй и невероятных людей».

Автор оригинальной статьи: Бен Тиббитс.

По материалам ресурса Man About Town.