Найти в Дзене

Метод самовоспитания от Елизаветы Кульман

Зера Черкесова1 Из книжки читаемой в Ленинке, РГБ, Интересного в ней уйма. Вот образчик. Гросгейнрих, Карл Фридрих (1783-1860). Елисавета Кульман и ее стихотворения / Соч. К. Гросгейнриха; Пер. с нем. Марии и Екатерины Бурнашевых. - Москва : тип. К. Крайя, 1849. - IV, 155 с.; 21. В конце предисл. авт.: Карл Гросгейнрих О каком Франклиновом методе самовоспитания говорит Лиза? Но каково! Такая мотивация к самовоспитанию помимо мощного познавательного стимула! Давайте и мы так попробуем. Илл.:скриншот стр.14 Оптимизировала до 300 КБ с 600 КБ оригинала. А конвертировать не стала, пусть так:виртуальный листок, вырваанный из книги. Расширьте на весь экран страничку и читать старорусскую орфографию, это сначала напрягает, а потом перестает замечаться. Отрывок: «Действительным образом благоприятною минутою, такъ точно поступилъ и теперь. — „Я не знаю, отвѣчалъ онъ, способа лучшаго, какъ Франклинова“. Послѣ чего онъ вкратцѣ разсказалъ жизнь пѣсняго, чтобы въ глазахъ ея придать бо

Зера Черкесова1

Метод самовоспитания от Елизаветы Кульман (Зера Черкесова1) / Стихи.ру

Скриншот из старинной книги, РГБ, Ленинская библиотека.
Скриншот из старинной книги, РГБ, Ленинская библиотека.

Из книжки читаемой в Ленинке, РГБ,

Интересного в ней уйма.

Вот образчик.

Художественный образ Лизы Кульман, моя цифровая картина.
Художественный образ Лизы Кульман, моя цифровая картина.

Гросгейнрих, Карл Фридрих (1783-1860).

Елисавета Кульман и ее стихотворения / Соч. К. Гросгейнриха; Пер. с нем. Марии и Екатерины Бурнашевых. - Москва : тип. К. Крайя, 1849. - IV, 155 с.; 21.

В конце предисл. авт.: Карл Гросгейнрих

О каком Франклиновом методе самовоспитания говорит Лиза?

Но каково!

Такая мотивация к самовоспитанию помимо мощного познавательного стимула!

Давайте и мы так попробуем.

Илл.:скриншот стр.14

Оптимизировала до 300 КБ с 600 КБ оригинала.

А конвертировать не стала, пусть так:виртуальный листок, вырваанный из книги.

Расширьте на весь экран страничку и читать старорусскую орфографию, это сначала напрягает, а потом перестает замечаться.

Отрывок:

«Действительным образом благоприятною минутою, такъ точно поступилъ и теперь. — „Я не знаю, отвѣчалъ онъ, способа лучшаго, какъ Франклинова“. Послѣ чего онъ вкратцѣ разсказалъ жизнь пѣсняго, чтобы въ глазахъ ея придать болѣе важности и въ его методѣ. — „Къ тому-жъ способъ этотъ самый простой. Надобно сдѣлать таблицу, и означить въ ней одинъ подъ другимъ всѣ пороки, отъ которыхъ хочешь отстать. Вверху же таблицы поставить числа мѣсяца“».

-----

Страница, переписанная современной орфографией:

"Действительным образом благоприятною минутою, так поступлю и теперь.

«Я не знаю, отвечал он, способа лучше Франклинова». После чего он вкратце рассказал жизнь последнего, чтобы в глазах её придать больше важности и в его метод. «К тому же способ этот самый простой. Надо сделать таблицу, и означить в ней один под другим все сроки, от которых хочешь отстать. Вверху же таблицы поставить числа месяца».

Ложь.

Лень.

Безпорядок.

Гнев.

Непослушание.

Невоздержность.

Эту таблицу должно взять каждый вечер перед сном, медленно пройти все события дня; потом, в каком пороке провинились, обозначить его под числом дня крестиком и звёздочкой, нисколько себя не щадя. В какой же порок впадали, то место остается бело. Тогда мысленно разделяем дни на печальные, утешительные, счастливые и блаженные. Печальные, когда всё, или почти всё, места отмечены знаками; утешительные, когда три или четыре места остались белыми; счастливые, когда всего только один, или много что два знака стоят; блаженные, когда нет ни одного. По прошествии недели надобно заметить, в какой порок мы чаще всего впадали, потом остерегаться его пуще всех. Из обозрения этой таблицы выходит радость, или печаль; первая, когда мы замечаем успехи в исправлении; вторая, когда все повторяются те же пороки. Однако последнее не должно устрашать нас, ни мешать новым большим попыткам к исправлению. Франклин ручается, что мы добьемся желаемого, если только крепко захотим. — От вас же, продолжал наставник, можно ожидать больше, нежели обыкновенно требуют от детей. Советую вам к этому вечернему испытанию совести присовокупить еще другое, приятное и также очень полезное упражнение. Скажу даже, что каждое упражнение, которое вы будете делать с удовольствием, будет вам полезно".

Конец цитаты.

Ещё раз:

🌴Классификация дней по таблице самовоспитания Лизы Кульман

Дни классифицируются в зависимости от количества отмеченных в таблице пороков:

Печальные дни: отмечены все или почти все пороки.

Утешительные дни: три или четыре порока остаются без отметок.

Счастливые дни: отмечен только один или два порока.

Блаженные дни: ни один порок не отмечен.

Эта система помогает отслеживать прогресс и мотивировать на дальнейшее самосовершенствование.

15.10.2025 20:41

© Copyright: Зера Черкесова1, 2025

Ссылки по эссе и переводам по Елизавете Кульман

Зера Черкесова1

Ссылки по эссе и переводам по Елизавете Кульман

Илл.:Шедеврум по моему промту.

Лиза пишет...Русский сарафан, книги, керосиновая лампа. 1820-е гг.

Здесь немецкая подборка стихов ЕК:

http://www.wortblume.de/dichterinnen/kulm161b.htm

Зера Черкесова1 автор публикаций:

1.

http://stihi.ru/2025/10/06/297

О Елизавете Кульман, девочке-поэте

05/10/2025

2.

http://stihi.ru/2025/10/06/3246

http://stihi.ru/2025/10/06/3353

Елизавета Кульман. Der Morgen. Утро. С немецкого

06.10.2025

3.

http://stihi.ru/2025/10/06/3557

Литсеминар с картиной. Елизавета Кульман. Утро

07.10.2025

4.

http://stihi.ru/2025/10/11/5511

Синергия в языках и стихах Елизаветы Кульман

11.10.2025