Найти в Дзене
Fon Kraft

УАЗ-3909 - модель на стыке эпох | Можно ли построить УАЗ-452 из современного УАЗ-3909

- Мы стоим на стыке эпох! - уверенно заявил однажды Юлий Цезарь.
- Что он сказал? - зашушукались в задних рядах свободные граждане.
- Мы стоим на стыке и пох, - шёпотом повторили для них патриции.

С недавних пор начали привлекать ретроавтомобили. Не вот эти вот рычащие "классики" с заваренным межколёсным дифференциалом и препарированной подвеской, а то, что было на ходу и в моде в прошлом веке, лет, этак 50-60 тому назад. Одно время даже подумывал прикупить ИЖ-комби, что стоял у соседнего дома и меланхолично врастал в кусты бурьяна. Потом всерьёз взялся просчитывать вариант "Машина выходного дня" в виде ВАЗ-21051 в ярко-красном цвете из ранних выпусков. Помню, в моём детстве пару лет подряд таких машин на весь наш областной центр было всего две и одна из них принадлежала моему деду. Тогда это была диковинка и редкий инспектор ГАИ не останавливал нас для, якобы, проверки документов, а на самом деле - просто рассмотреть поближе и внимательнее новинку Волжского автогиганта.

Почему до сих пор не купил себе советскую "классику"? Всё просто: посчитав суммарные затраты на исходную машину и необходимые запасные части (в случае с ИЖ-комби), добавив трудозатраты на ремонт-покраску-полировку, я пришёл к выводу: лучше буду ностальгировать на ретро-парадах, а ездить (это мне нравится ещё больше) буду на чём-то современном.

И всё-таки нет-нет, да и да: накатывает волна ностальгии, и я берусь строить модели гражданской техники в различных масштабах.

Пересматривая, в очередной раз, замечательный советский кинофильм "Королева бензоколонки", во мне зародилась идея построить ещё моделей гражданской техники. А ведь мой масштаб - "тридцать пятый". Что там может предложить отечественная модельная промышленность кроме танков? Не-не-не, ЗИЛы и УАЗ-469-ый появились не так давно. К этому времени мне уже был подарен набор от "Звезды" для постройки УАЗ-3909, в обиходе знакомый как "Буханка".

Набор для постройки стендовой модели российского автомобиля повышенной проходимости УАЗ-3909. Масштаб: 1/35. Производитель: "Звезда" (Россия). Фото из личного архива автора © 2025 год
Набор для постройки стендовой модели российского автомобиля повышенной проходимости УАЗ-3909. Масштаб: 1/35. Производитель: "Звезда" (Россия). Фото из личного архива автора © 2025 год
Сборная модель УАЗ-3909 1:35 — купить по низкой цене на Яндекс Маркете

Так вот, всезнающий интернет и рядовые обыватели уверяли, что-де наш отечественный автопром настолько нерасторопный, что "Буханка" как выпустилась в 1950-ых годах прошлого столетия, так до нас и добралась безо всяких изменений. Ну, потому что сразу красивой получилась!

Так вот, наслушавшись порядком, я и загорелся идеей построить из современного набора "тот самый УАЗ". А что могло пойти не так? Набор - есть. УАЗ - выпускается. Беглый взгляд по коробкам-деталям подтвердил: вот крыша, вот боковины кузова, вот всё та же рама - ничего не поменялось, берём и строим!

Это ж я только потом понял, что "Звезда", как и Ульяновский автозавод, без сюрпризов не могут. Но об этом я узнал только когда по уши погрузился в новый проект.

И всё-таки они разные

Сказал бы итальянский классик, если бы Великая Инквизиция не превратила его в пепел. Так вот, распаковав коробку с деталями, я взялся изучать комплектность и, попутно, материальную часть прототипов. "Звезда", конечно, снабдила набор некоторыми избыточными деталями, которые весьма кстати сгодятся при работе над другими проектами. Но это потом. А сейчас меня привлекала возможность постройки старой модели. Я и краску уже заготовил. По советской терминологии это был "Бежевый", хотя производитель упорно меня убеждал, что де в руках я держу колер "Слоновая кость".

В процессе постройки стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год
В процессе постройки стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год

Мне же казалось, что это тот самый аутентичный цвет гражданского "УАЗика". Во всех своих радужных снах я спал и видел всегалактическое признание и, может, даже Самый Главный Верховный Конструктор-Технолог от "Звезды" в восхищении жмёт мне руку. "Вы сделали ту самую "Буханку", с которой всё начиналось", - в восхищении сказал Самый Главный, и все вокруг захлопали в ладоши, в копыта, в щупальца, в триподы, и ещё во что-то там, не переставая заливисто смеяться и показывать в меня псевдоотростками и сепульками. И тут я проснулся.

И только потом понял, что аутентичной "Буханки-из-прошлого" из этого набора мне не создать, потому что, например, зеркала заднего вида по моде тех времён были круглыми, и на тонких стойках-усиках. А не вот эти чёрные лопухи на массивных поворотных стойках.

И тут же: странное решение: изготовить в комплекте два вида рулевого колеса - современный двухспицевый, и архаичный трёхспицевый руль.

Фрагмент литниковой решётки из набора для постройки стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год
Фрагмент литниковой решётки из набора для постройки стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год

Пожалуй, именно этот момент меня и сбил с панталыку. Там же не только рулевое колесо - там ещё и сама рулевая колонка разная: можно создать нечто архаичное "труба - колесо", а можно современный "хайтек": и колесо современное, и труба в пластиковом кожухе.

И только потом, когда концепция будущей модели уже выстроена в голове, и маховик желания раскрутился, начинаешь натыкаться на странные несоответствия. Например, на современные сиденья с подголовниками.

В процессе сборки и окраски стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год
В процессе сборки и окраски стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год

И, главное, они - безальтернативные. То есть, можно поставить архаичную рулевую колонку и руль в виде трёхлучевой звезды, но от подголовников никуда не деться. Как и от современной формовки сидений. А чтобы жизнь совсем малиной не казалось - рядом будет другая современная деталь - передняя панель, с отпечатанными тумблерами-клавишами и контуром Самого Главного Прибора. И - да, он тоже "без вариантов".

Фрагмент литниковой решётки из набора для постройки стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год
Фрагмент литниковой решётки из набора для постройки стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год

Оставим под днищем то, что и так не видно - банку катализатора, а она там тоже есть.

Непонятная ситуация и с колёсными дисками: комплект передних отличается от комплекта задних. При этом ступица заднего моста не прикрыта декоративными колпаками. А они есть у современных "Буханок", а вот "голые" ступицы, как раз, присутствовали у машин старого выпуска. На передних колёсах есть те самые колпаки. И очень оригинальное решение: если вы хотите сделать контрастный окрас (например, диски серебристые, а колпаки - чёрные), то это удастся без проблем: диски и колпаки - разные детали. И их можно окрашивать до финальной сборки. Очень удобно. Но, опять же, вы можете сделать только один вариант: современные передние ступицы. Если вам "приспичило", как и мне, создать УАЗ-452 - то тут ничего не выйдет без покупки допов: под колпаками нет никаких деталей, то есть ступица - безальтернативная.

В процессе сборки и окраски стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год
В процессе сборки и окраски стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год

Отдельная тема - выштамповки на дверях и боковинах кузова. Если рассмотреть УАЗ-452, то мы увидим, что его двери - гладкие: вокруг ниш дверных ручек нет никаких бортиков/буртиков. А петли передних дверей не имеют никаких декоративных накладок - это всё удел современности.

УАЗ-452 (Архивное фото). Со временем "Буханка" утратила хромированные детали и двуцветную окраску кузова, но приобрела увеличенные зеркала и дополнительные пластиковые накладки
УАЗ-452 (Архивное фото). Со временем "Буханка" утратила хромированные детали и двуцветную окраску кузова, но приобрела увеличенные зеркала и дополнительные пластиковые накладки
Со временем "Буханка" утратила хромированные детали и двуцветную окраску кузова, но приобрела увеличенные зеркала и дополнительные пластиковые накладки.

То есть для того, чтобы создать аутентичный УАЗ-452 - придётся аккуратненько поковыряться модельным ножичком и срезать лишние элементы с деталей набора.

И без шпаклёвки тоже не обойтись. И я сейчас не про стыки панелей - здесь, на удивление, всё стыкуется ровно, а про повторитель указателя поворота, что располагается на боковых стойках фургона. Дело в том, что "Звезда" отформовала посадочное отверстие под плафон рассеивателя. Да, отверстие глухое, но оно там есть. А вот на "452-ом" никакого повторителя не было (сравните фото выше). Потому - хотите старого УАЗа - не ставьте повторитель, а выштамповку под него аккуратно замажьте шпаклёвкой.

В процессе сборки и окраски стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год
В процессе сборки и окраски стендовой модели УАЗ-3909 "Буханка". Производитель "Звезда", масштаб 1/35. Фото из личного архива автора © 2025 год

Ну, и фальшрадиаторная решётка: её предстоит докрашивать по контуру в цвет кузова. В аккурат по тогдашней моде прошлого столетия. Современные "Буханки" щеголяют единой выкрашенной деталью: так проще в производстве, и достигается унификация: чёрную рамку можно свободно прикручивать к любому кузову без дополнительной окраски.

А в остальном - модель порадует процессом сборки и окраски. Достаточно простая, достаточно логичная. На мой взгляд: это набор "зайдёт" и опытному моделисту, и для начинающего. Только следует учесть: модель достаточно крупная, потому все огрехи в покраске будут видны. Впрочем, с моделями автотранспорта всегда так. Поэтому красим с соблюдением технологии, как всамделишный большой прототип.

Ну, а если вы пока не знаете, как правильно окрашивать модели, то я вам оставлю ссылку на свой небольшой гайд (краткий курс) о том, как правильно красить модели:

Поддержать автора монетками на утренний кофь можно по ссылке:

Fon Kraft | Дзен
Для отправки разового доната достаточно зайти либо в канал автора, либо в любую статью или видео, и после нажать на кнопку «Поддержать автора». Чтобы отправить донат, пользователь должен авторизоваться в Дзене.

Ваш Fon Kraft, © 2025 год

Мягкой золотой осени и тёплых деньков бабьего лета - кому оно ещё досталось! И не забывайте, что единомышленников всегда можно найти в нашем Чате Моделистов "Флудилка Фон Крафта".

Напомню, что помимо Дзена с его непредсказуемостью, у Fon Kraft'а есть ТГ-канал, из которого можно узнать анонсы новых публикаций, и, с недавних пор, даже промокоды и выгодные предложения для моих читателей. Присоединяйтесь: в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций. А ещё Фон Крафт есть в ОК, Телеграм-канале, в общем, обеспечивает МАКСимальный охват аудитории.

Найти меня в "Телеграме" очень просто - достаточно кликнуть на ссылку: @Fon-Kraft