Трещина обечайки гитары. Отклейка деки от обечайки. Кто виноват и что делать?
Гитара с резонатором из древесного массива — это всегда риск заполучить трещину в какой угодно момент и в каком угодно месте. Не зависимо от возраста инструмента. Если причины растрескивания дек более-менее известны, то почему растрескиваются обечайки, один Аллах ведает. Тщательно вымоченная древесина на момент гнутья подвержена сильному нагреву. Все провокационные места радиально распиленного дерева тотчас дают растрескивание и заготовка отбраковывается уже на момент изготовления гитары. Поэтому данная категория ремонта, слава богу, редкость. И тем не менее, нет-нет, да и принесут старый или новый инструмент с трещиной обечайки. Повторяю, неизвестно, кого винить в таком происшествии, когда гитара куплена вот-вот совсем недавно. Не владельца гитары, который её хранил "неправильно", — это уж точно. В конфликтной ситуации музыкальный магазин должен бы гитару заменить на исправную, хотя по справедливости и магазин не виноват. То есть на вопрос "кто виноват" ни наука ни практика ответ дать не могут.
Что делать? Ремонтировать, разумеется. Важнее, однако, не "что делать", а "когда делать?" В данном случае и наука и практика тянут руку вверх, как школьник, хорошо выучивший урок. "Как можно скорее ремонтировать!" — отвечает Коля Синицын и получает заслуженную "пятёрку". На фото поста — обечайка гитары Мартин из махагона, владелец которой проявил некоторое легкомыслие. Едва заметная трещина обечайки сперва не сильно его обеспокоила: гитара почти не изменила своего звучания, ремонт представлялся ему пустяшным делом. Что чаще всего мы откладываем в долгий ящик? Именно пустяки.
Древесина, будь она хоть столетней усушки, как бы не нагревалась в процессе гнутья, была, есть и будет биологической тканью. Для растущего дерева обмен влаги с атмосферой — жизненно важное обстоятельство. Поэтому и умершее (срубленное-спиленное) в биологическом смысле дерево, продолжает сложный осмотический процесс обмена влаги с атмосферой. В зависимости от характера обмена влаги и степени свободы заготовки, дерево меняет свою конфигурацию в малых толщинах. Контур обечаек исправной гитары, приклеенный к краю дек, этой склейкой сформирован и стабилен. Как только обечайка растрескивается или отклеивается от одной или обеих дек, интенсивность влагообмена в упомянутом месте меняется. По одну сторону трещины — один осмотический процесс, про другому краю трещины — другой. Всё это потому, что древесина на протяжении своём всегда разнородна. У каждого отдельного участка древесины — уникальная структура, а значит и специфический осмос и характер деформации при малых толщинах. Стоит такому участку получить возможность деформации — и он тотчас её проявит в своём уникальном виде. Это самое своенравие вы и наблюдаете на фото поста. Пошло время и едва заметная трещина обратилась в то, что вы видите. Акустический результат — размытое, с дребезгом звучание гитары. Отклеенная от деки обечайка получает возможность впитывать больше влаги из атмосферы. В следствии этого отклеенный участок обечайки не только деформируется, но и становится больше по объёму.
Следующая ступень легкомыслия как правило такая. Пошевелив пальцами упругую обечайку, владелец мыслит, что "аккуратненько склеить" — не такое уж мудрёное дело. "На тренировке", пока не нанесён клей, всё получается ладно и тут-то и кроется коварство этого ремонта. Нет. Оказывается совсем не просто. Тришкин кафтан... Одно дело, если владелец клеил сам, — тут винить некого, кроме самого себя. Другое дело, если клеил первый подвернувшийся под руку умелец. Вот он тогда во всём и виноват, хотя я думаю, это спорно. "Алексей Игоревич, а нельзя её (обечайку) теперь как-нибудь оторвать и склеить заново?" Ключевое слово — "как нибудь", уже третья ступень легкомыслия.
Итак, уяснив, что на обечайке треснуло дерево (а не лак) — мгновенно ремонтировать. Разумеется, убедившись, что мастер, берущийся за такой ремонт, способен его выполнить профессионально. Вся эта спешка относится только к трещине обечайки и отклейке обечайки (в том числе и фанерной обечайки) от деки акустической гитары. О трещинах дек я расскажу вам в отдельной публикации.