Здравствуйте, товарищи дети и их родители.
Продолжаем-с читать классику!
На очереди мое любимое (и не любимое сыном) произведение - "Мертвые души".
Николай Васильевич Гоголь умеет заинтриговать, с этим трудно поспорить. Гений, которому удавались сказки, мистификации, сатира самой высшей пробы и по-настоящему смешные персонажи.
Так вот... "Мертвые души"...
✅Поэма? Но в прозе. Мы, конечно, помним про роман в стихах "Евгений Онегин", но все же жанр удивляет.
✅Мертвые души? Про зомби что ли? Необычное название для 1835 года все же, согласитесь. Как может быть православная душа - мертвой?
✅Да к тому же все 11 глав главный герой куда-то едет. Да, было уже "Путешествие из Петербурга в Москву", но его уж даже в те времена подзабыли, когда оно было издано (извиняйте)
Приглядимся внимательно к этому загадочному road movie. Тем для размышлений и сочинений тут не мало.
Начнем с простого вопроса. Не пользы ради, а смеха для.
Road movie мы читаем или все же нет?
Господин Чичиков для достижения своей загадочной цели едет в бричке от одной встречи до другой. Так что перед читателем расстилается русская провинциальная дорога во всей своей красе и уродливости.
Казалось бы , ответ найден, товарищи. Но все не так просто.
Термин road movie обозначает жанр кинематографического фильма, сюжет которого разворачивается вокруг путешествия главного персонажа или группы персонажей.
Его признаки:
1. Дорога — символическое пространство, в котором персонажи встречают новых людей, сталкиваются с внутренними и внешними вызовами, а также переосмысливают жизнь.
2. Социальные и культурные контексты. Роуд-муви часто исследуют такие аспекты, как различия в классах, этнические конфликты, разрыв между поколениями.
3. Откуда и куда происходит путешествие - не важно.
4. Главный посыл - возможность духовного роста, разрешения внутреннего конфликта, осознание себя.
5. Свобода, независимость и бунт против рутинной системы, с которой герой не может смириться - краеугольные камни такого фильма.
Но Н.В.Гоголь использовал дорогу и движение по ней все же с абсолютно иными целями.
1. Дорога в поэме не символ, а совершенно полноправный герой сюжета.
По пути к Коробочке Чичиков едет под дождем и дорога превращается в непролазное болото - "Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку". Да и потом выясняется, что завела эта дорога кучера в поле. Самому Чичикову потом тоже при беседе с Коробочкой было невероятно тяжело вытащить из нее хотя бы проблеск разума и согласия на его предложение.
К Манилову герой еле добрался, потому что дорога постоянно удлинялась, ведь помещик с самого начала неверно обозначил расстояние, словно заманивая гостя в свою глушь. Но зато и желаемое получил Чичиков бесплатно. Так и хочется повторить "Не потопаешь, не полопаешь".
Лирические отступления и описания дороги встречаются на протяжении всего повествования. Запутанный путь ГГ к своей не самой лучшей цели - «Дороги расползались во все стороны, как пойманные раки, когда их высыпят из мешка». Яркая и доходчивая картинка того, как по-разному живут люди на Руси - Чичиков «намекнул как-то вскользь» губернатору, «что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные», но дорога к Манилову, не слишком похожа на райскую: «Едва только ушел назад город...Попадались вытянутые по шнурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Несколько мужиков по обыкновению зевали, сидя на лавках перед воротами в своих овчинных тулупах. Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон; на нижних глядел теленок или высовывала слепую морду свою свинья. Словом, виды известные»
2. Никакого духовного прогресса или развития Чичикова не происходит. Да и не может произойти.
Черным по белому автор описал нам его - в нем нет ни положительного, ни отрицательного начала, все сколько-нибудь существенные внешние и внутренние черты личности нивелируются: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод», «никогда не позволяет себе неблагопристойного слова», «в приемах... что-то солидное».
Чичиков пуст. Но не только пуст, он еще и мимикрирует. Он меняет лица в зависимости от обстановки и собеседника, часто становясь подобием того помещика, с кем торгуется: с Маниловым Чичиков сладкогласен и предупредителен, его речь, точно сахарный сироп; с Коробочкой держится проще и даже сулит ей черта, приходя в ярость от ее «дубинноголовости»; с Собакевичем Чичиков прижимист и скуп, такой же «кулак», как сам Собакевич, оба они видят друг в друге мошенников; с Ноздревым Чичиков держится запанибрата.
Собирательный образ бедного помещика, среднего чиновника, который при всей своей духовной бедности, под влиянием и отца, и учителей, и всей среды обитания своего, говорит нам, читателям о том, что главное - "...больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете."
Завету своего отца - копить, угождать, устраиваться поудобнее в жизни - и следует покупатель "мертвых душ". Возможно, во 2 томе после краха (который ожидался в 9 и 10 главах) Чичиков бы и смог подняться над собой, измениться или хотя бы начать путь к воскрешению души. Но этого мы, к сожалению, уже никогда не узнаем. У нас есть лишь намек на то, что это могло произойти - лирическое отступление о "птице-тройке", на которой Чичиков вообще-то тоже сидел.
Делаю вывод. Дорога у гениального Гоголя - это вам не road movie с понятным и однобоким конфликтом.
Дорога в "Мертвых душах" - живая, сильная и активная участница повествования, благодаря которой читатель может лучше узнать всех героев.
Продолжение следует....На очереди вереница пошлейших типов - помещиков, которые всерьез рассуждают о сделках над умершими людьми.
#литература #школа #уроклитературы #герои #подростки #чтение #грибоедов #классика #анализ #сочинение