Найти в Дзене
Стражи Родины

Как в Питере ограбили британского посла и при чём здесь Глеб Жеглов?

Всего двадцать лет прошло с середины нулевых годов, а как сильно изменилась наша жизнь. Карманные кражи практически ушли в прошлое, всякие там «гоп-стопы» и грабежи на улицах тоже стали редкостью и, можно сказать, экзотикой, а наши граждане без страха ходят по улицам в дорогой одежде и с не дешевыми айфонами. А тогда, в 2005-м прямо посреди улицы могли обокрасть практически любого, даже британского посла!

Эта история случилась в июне в центре Санкт-Петербурга. Сэр Энтони Брентон и его супруга Сьюзен прогуливались по северной столице, любуясь красотами ее архитектуры. Уже вечером, после обхода Невского проспекта, вдохновленная увиденным парочка подошла к гранд-отелю «Европа». В этот момент Брентон почувствовал, что в его кармане шарит чья-то рука. Обернувшись, посол увидел какого-то мужичка нерусской внешности и схватил его, но в тот же момент появился сообщник грабителя, надававший дипломату пинков. В свою очередь в схватку с британской стороны вступила Сьюзен, но и ее грубо отшвырнули, вывихнув руку… Посол в итоге лишился 3000 рублей, 200 долларов, двух кредитных карт, водительского и дипломатического удостоверений.

-2

Надо отметить, что Брентон стал отнюдь не единственной жертвой уличных грабителей, шайки которых орудовали по всему центру Питера. Примерно в то же время группой подростков-цыган был обкраден корейский турист, лишившийся 6 тысяч рублей и банковского чека, и итальянец, у которого стащили 3 тысячи рублей и 100 долларов). За короткий срок в Санкт-Петербурге ограбили начальника протокольного отдела посольства Эфиопии, атташе посольства Сирии, посла Ганы, супругу военного атташе посольства Уругвая, атташе посольства Бразилии, консулов Финляндии и Швейцарии, вице-консула Чехии, третьего секретаря посольства Великобритании и т.д. И в большинстве случаев преступниками оказались нелегальные мигранты, в том числе цыгане. Грабили не только в Питере, но и в других популярных локациях, например, в Царском Селе и Петергофе. Причем как на улице, так и в транспорте. Услышав характерную речь на иностранном языке, жулики начинали «пасти» жертв, выжидая удобного момента. Например, группа туристов садилась в вагон метро, прямо перед закрытием дверей воришки резким движением выхватывали у них сумки и в последний момент выбегали на перрон.

Что касается Брентона, то он не стал вызывать милицию, а вместо этого вернулся в Москву, а уже там, спустя чуть ли не три недели подал официальную ноту протеста в российский МИД. Мол, что за безобразие, средь бела дня посла с женой грабят и чуть ли не избивают прямо у входа в гостиницу! Позор русской полиции! К слову, период работы Брентона в Москве (2004 – 2008) совпал с резким ухудшением российско-британских отношений, в том числе из-за «оранжевой революции» на Украине и ее безоговорочной поддержки Великобританией и самим Брентоном. Поэтому подобный скандал был в общем-то на руку последнему, дескать, все это не ограбление, а целенаправленная травля неугодного дипломата. Возможно даже, что длительная пауза между преступлением и нотой была связана именно с желанием англичан усложнить работу следствия. Кого они там найдут через столько времени? Однако этот фокус не удался. Дело взял на личный контроль тогдашний министр внутренних дел Рашид Нургалиев, и шайку грабителей достаточно быстро задержали. Состав ее оказался довольно пестрым: 37-летний монгол Зоригта Шарав, его 22-летний земляк Батболд Ядамсурэн, 31-летний ставрополец Александр Луценко, 34-летний таджик Ильхомджон Очилов, 28-летний петербуржец Владимир Батуревич и 21-летний инвалид Александр Кузнецов.

-3

Напомним, в известном фильме «Место встречи изменить нельзя» вор в законе Ручечник умыкнул в вестибюле Большого театра номерок у британского посланника, после чего сообщница Волокушина получила по нему норковую шубу его супруги. А потом Глеб Жеглов пугал жулика указом «семь-восемь» («сегодня вышла у вас промашка ужасная»). Мол, шубу вы взяли у жены дипломата, а компенсировать утрату придется государству. А это уже подпадало не под статью УК «Кража», по которой ворам полагался «от силы трёшник», а под хищение социалистической собственности. Позже Жеглов еще посоветовал коллеге при возврате шубы послу сказать тому, дескать, «в Англии не меньше нашего воруют».

Спустя 60 лет (действие фильма разворачивается в 1945-м) в нашей стране многое изменилось. Никто, разумеется, не стал говорить Брентону, что в Англии тоже воруют. Весь ущерб ему компенсировали. А в мае 2006 года Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга приговорил шестерых обвиняемых в ограблении посла Великобритании и его супруги к условным срокам лишения свободы от одного до трех лет. В наказание зачли и время, проведенное ими в СИЗО. Необычайная мягкость приговора (статья предусматривала до 7 лет) тогда удивила даже российских журналистов. А спустя 20 лет невольно задаешься вопросом, может это действительно была чья-то еще не рассекреченная операция?

Дмитрий ДЕГТЕВ