Чтобы насилие прекратилось, нужны три вещи:
- чтобы насилие было названо "насилием".
- чтобы было признано, что насилие в целом и данное насилие в частности - это неприемлемо, ненормально.
- и чтобы тот, кто совершал насилие - пережил искреннее раскаяние по поводу совершённых насильственных действий.
Если эти условия соблюдены не будут, то насилие никогда не прекратится - важно это понимать.
Именно поэтому в каких-то системах, группах, отношениях, семьях и в обществе в целом - насилие снова и снова повторяется. Потому что оно не было названо "насилием", потому что не признали недопустимость этого насилия, и потому что тот, кто совершил насилие, не пережил раскаяния по поводу своих насильственных действий.
Важно понимать, что раскаяние - это про внутренний процесс, а не про внешние действия. Раскаяние - это некое страдание, которое переживает человек, когда осознаёт и признаёт, что сделал что-то, что было неприемлемым, причинил другому человеку какой-то ущерб, нарушил моральные нормы.
Это чувственный процесс, человек проживает это страдание внутри себя. И когда он его проживает, то это нередко вызывает в человеке желание извиниться перед тем, кому он навредил, и как-то ещё компенсировать ему причинённый ущерб.
Человек, переживший раскаяние - не может дальше продолжать совершать действия, по поводу которых он чувствовал раскаяние. Так устроен этот процесс.
Раскаяние - очень трансформирующее чувство. Когда мы переживаем раскаяние - мы меняемся, меняется наше поведение. И мы не можем дальше делать то, в чём мы раскаялись. Это невозможно.
И даже, если мы совершили действие, по поводу которого мы раскаялись, но потом вдруг выяснилось, что мы в силу каких-то причин не можем не совершать снова подобного действия, что мы над этим бессильны - и поэтому мы снова сделали это. То мы не сможем всё оставить как есть, если мы действительно пережили искреннее раскаяние по этому поводу. Мы будем испытывать сильное страдание из-за того, что снова делаем то, в чём мы раскаялись и раскаиваемся.
И это страдание будет нас побуждать искать способы что-то сделать с собой, найти какие-то варианты - чтобы никогда больше не совершать действия, по поводу которого мы раскаялись. Мы будем искать и всё сделаем, чтобы найти способ больше никогда не совершать подобного действия. Если мы действительно пережили раскаяние.
И мы будем искать эти способы не потому что нас на это мотивирует кто-то другой - мы сами лично будем заинтересованы в их поиске, если мы действительно пережили раскаяние.
А если человек, например, извиняется по поводу совершённого насильственного действия, но потом продолжает совершать снова это действие - это 100% признак того, что он не переживал никакого раскаяния.
Раскаяние - это всегда трансформирующее переживание, в результате проживания которого наше поведение меняется. И мы не можем продолжать с лёгкостью делать то, по поводу чего мы раскаялись. Так устроено это чувство.
А если человек продолжает повторять то, за что он извинился - значит человек только сделал вид, что раскаялся, а на самом деле никакого раскаяния он не проживал. Потому что раскаяние - это всегда трансформирующее нас переживание. По-другому не бывает. Так устроено раскаяние.
И для прекращения насилия нужны не внешние действия, не извинения - а именно переживание раскаяния, это внутренний процесс. Который неизбежно повлечёт за собой какие-то внешние изменения в поведении человека, который совершил насилие. Если он действительно раскаялся - он перестанет совершать насилие.
Люди, которые выросли в семьях, где считаются нормальными и допустимыми какие-то насильственные паттерны поведения, какие-то насильственные действия. Люди, которые находятся в отношениях с теми, кто совершает то или иное насилие (неважно, явное или неочевидное) - нередко надеются, что их близкие изменятся и перестанут нарушать их границы.
Но важно понимать, что насилие может прекратиться только в том случае - если эти люди признают свои действия насильственными, то есть назовут для себя эти действия "насилием". Если они признают, что подобные действия - неприемлемы. И если они искренне проживут раскаяние по поводу этих своих действий - что они их совершали. То только тогда насилие с их стороны может прекратиться.
В противном случае эти люди продолжат совершать насилие. И нет смысла надеяться, что что-то изменится, и они перестанут это делать.
Если эти люди не хотят называть свои действия "насилием", не готовы признать недопустимость этих действий, и если они не проживают раскаяния по поводу этих действий - то насилие с их стороны никогда не прекратится. Они продолжат это насилие совершать. И нет никакого смысла надеяться, что эти люди что-нибудь осознают, смогут услышать то, что им говорят и т.д.
Если эти люди не готовы называть свои действия "насилием", не признают эти действия неприемлемыми и не испытывают никакого искреннего раскаяния по поводу этих действия, то эти люди - абьюзеры.
Это не просто несовершенные люди, которые допустили ошибку, с чем-то не справились и т.д. Это именно абьюзеры. И воспринимать этих людей стоит именно как абьюзеров, как людей, склонных к совершению насильственных действий. Даже, если речь идёт о каком-то мягком, неочевидном варианте насилия.
Люди имеют право на ошибку, но только в том случае, если они на своих ошибках учатся, если они готовы признавать свои ошибки, свою вину и действительно готовы менять своё поведение, чтобы больше не повторять одних и тех же ошибок.
Но если человек снова и снова нарушает ваши границы, не признаёт неприемлемости своих действий. Или если признаёт и извиняется - но потом продолжает делать то же самое. То этот человек абьюзер.
А это значит, что этот человек не способен поддерживать здоровую коммуникацию с другим человеком. Что не стоит ждать от него какого-то адекватного поведения. И нужно предпринимать меры по своей защите в соответствии с тем, что этот человек абьюзер. То есть перестать пытаться взаимодействовать с ним, как с нормальным человеком.
__________________________
Фильмотренинг "Динамика козла отпущения на примере школьного буллинга": http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/dinamika-kozla-otpusheniya