Кино — это целый мир. Зачастую абсолютно не отражающие реальность, фильмы рисуют нам фантастические пейзажи, описывают исторические события и рассказывают о сложных, иногда невероятно драматических коллизиях, произошедших с героями картин. Вне зависимости от своего жанра, сложное кино не дает нам даже намека не то, как будет развиваться сюжет. Неотрывающие напряженного взгляда от «Игры престолов» зрители жаловались друг другу, что не могут выбрать для себя не то что положительного, но хоть какого-то персонажа, который наверняка бы пережил коллизии сериала. Уж очень стремительным был калейдоскоп героев, вылетающих из канвы этого невероятного действа через пару-тройку серий.
И да, понятно, что зритель тянется к фильмам, где побеждает справедливость и главный протагонист картины, за которого на протяжении двух часов болеют все поклонники кино. Однако мы знаем примеры и таких фильмов, когда режиссер не оставил нам никаких надежд на привычную победу добра над злом. И в то же время многие из таких картин оказались в сокровищнице мирового кинематографа не смотря на тот очевидный факт, что все усилия «хороших парней» оказались тщетны.
Saw // Пила
Классика жанра. Настоящий триллер, «ужасти-страсти» и просветления, сменяющиеся новой пропастью мрака. Этот фильм «работает» и сегодня. Особенно финал, конечно, когда Пила (Тобин Белл) ставит полный шах и мат как зрителям, так и персонажам.
В этом фильме чудес не случается, и никто в последний момент не является на белом коне, чтобы спасти отчаянно сопротивляющихся героев. Пила побеждает, потому что он единственный, кто живет в привычном для него мире и может рассуждать логически. И вести, как опытный актер кукольного театра, других персонажей фильма по предначертанному им пути.
Люди уходили с показа «Пилы» ежась и без особого восторга. Картина оставалась в памяти потрясенных зрителей надолго как неприятное, но великолепное шоу, которое было сделано настолько убедительно, что другой финал фильма, кроме того, что уже был предложен режиссером, казался просто невозможным и неоправданным.
The Dark Knight // Темный рыцарь
Существует мнение, что Бэтмен (Кристиан Бэйл) все же оказался на высоте. Хотя бы просто потому, что … ну, он сумел отстоять Готэм, правильно? Но сторонники «мрачной теории» говорят, что вовсе нет. По их версии победа Джокера (Хит Леджер) была глобальной. Да и в принципе главная линия блокбастера, живо украшенная потасовками и погонями, в том, что самая настоящая анархия в лице Джокера добилась торжества, и потому свое главное сражение Бэтмен все же проиграл. Ближе к финалу картины город «теряет» Харви Дента (Аарон Экхарт), и герою Бэйла приходится взять на себя преступление, которого он не совершал.
Да, в фильме нет такой вот четкой точки, которая наблюдается у предыдущей картины или той, что следует ниже. Более того, Джокера все же настигают в финале «Темного рыцаря». Однако главная победа для «Клоуна-принца» — это превращение обычных людей в записных злодеев.
Se7en // Семь
Тема публикации не будет раскрыта полностью, если мы пройдем мимо этого триллера, одного из самых ярких представителей жанра. Кастинг тоже ошеломительный. У нас тут и Брэд Питт, и Кевин Спейси. Не говоря уже о Моргане Фримене.
История о Джоне До (Спейси) и двух детективах (Брэд Питт отлично смотрится в этой роли, было бы интересно как-нибудь увидеть его в очередном «настоящем детективе» вместе с Мэттью Макконахи) мистическая и волнующая. Она неумолимо ведет нас к совершенно неожиданному финалу. Вернее … к столь неожиданному финалу, потому что все, кто смотрел фильм, наверняка помнят свое ощущение, подсказывающее, что ничего жизнеутверждающего от этой картины ждать не приходится. Ну и действительно окончание оказывается мрачнее любых самых пессимистических предположений. Изобретательный и зловещий герой Кевина Спейси выигрывает эту с позволения сказать дуэль даже после того, как сам уже не может насладится своим триумфом.
12 обезьян // 12 Monkeys
Своего рода фатализм присущ фантастике о коллизиях времен. На эту тему снято множество картин, в которых герой пытается изменить судьбу человечества, родной планеты и даже свою собственную. Но течение времени оказывается настолько сильным и неутомимым, что даже совершив прыжок из настоящего в прошлое или будущее, протагонист не может предпринять ровным счетом ничего для того, чтобы выполнить свою задачу
Брюс Уиллис играет заключенного Джеймса Коула, который был отправлен в прошлое, чтобы найти источник эпидемии, уничтожающей человечество. И Коул невероятно энергичен и «заряжен» на поиски. Но чем дольше он занимается расследованием, тем больше понимает, что ситуация безвыходная. Все в мире предопределено, и даже его прибытие из будущего также учтено в разворачивании происходящих событий. Чтобы Джеймс не делал, ничего не помогает. История продолжает развиваться своим чередом, неумолимо ведя человечество к трагическому финалу. И не смотря на всю свою надежду увидеть свет в конце туннеля, Коул все же вынужден признать — никаких временных парадоксов не будет. Главное зло в этой картине не выражено в человеке или монстре, как это было в «Семь». Вместо персональной характеристики у нас тут весьма философская, но от этого не менее неумолимая «тщетность бытия». Все идет как предначертано, и в отличие от окружающих его людей Джеймс лучше всех знает каким именно будет финал.
Старикам тут не место // No Country for Old Men
Прекрасный кастинг и великолепный фильм. Странно, но сегодня о нем говорят гораздо меньше, чем следовало бы. Хотя бы потому, что жадный Льюэллин Мосс (Джош Бролин), чье скоропалительное решение меняет жизнь не только его, но многих других людей вокруг, затмевается абсолютным злом в лице Антона Чигура (Хавьер Бардем). А в той или иной степени противостоят Чигуру шериф Эд Том Белл (Томи Ли Джонс) и наемник Карсон Уэллс (Вуди Харрельсон).
«Старикам тут не место» хороша своим реализмом. Все герои этой картины, за исключением Чигура, показаны обычными людьми, которым «ничто человеческое не чуждо». И только безжалостный и холодный персонаж Бардема не просто «нехороший человек - редиска», но буквально вестник смерти, преследующий, впрочем, свои сугубо личные цели, и прибегающий при этом к самым жестоким и кардинальным способам решения своих проблем.
Во время просмотра зрителю может показаться, что из сложившейся во многом патовой ситуации все же есть какой-то оптимистичный выход. Однако сценаристы решили раскручивать свою «пьесу» до упора без всяких отступлений вроде мелодраматических развязок или удачливых героев, которым внезапно в финале фильма улыбается Фортуна. В относительном порядке после всего произошедшего в картине остается шериф Эд Том Бэлл, от лица которого и ведется монолог в самом начале «Старикам тут не место». Все остальные герои так или иначе оказываются «сломаны» произошедшими событиями. Опять же выводим Антона Чигура за скобки в этом уравнении. Ведь ничего человеческого в нем нет уже давно и потому ломаться в нем ничему. И это фатальное зло продолжает идти по Земле, почти не встретив сопротивления, вызывая ожесточение мира и таким образом «выгоняя» из него пожилых людей, чьи сердца еще помнят его доброту.
Отметим, что относительно забытый сегодня, фильм «Старикам тут не место» в 2008 году наделал шороха, взяв четыре премии на Оскаре. Картина получила награды в номинациях «лучший фильм», «лучшая роль второго плана», «лучшая режиссура» и «адаптивный сценарий».