Найти в Дзене
След Волка

О РАЗМЕРАХ УСАДЕБ НАШИХ ПОМЕЩИКОВ И ИХ КРЕСТЬЯНАХ

Кое-что о нашем другом старом знакомце, Андрее Силуяновом сыне Кривенцове, рассказали отдельные книги Ефремовского уезда, год 1638, № 9: «Лета 7147 году сентября в 7 день по государеву царёву и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руссии указу, по наказной памяти воеводы Якова Лукьяновича Хрущова ефремовец сын боярской Михайло Шюмской в Ефремовский же уезд под Настасьин лес на Пожилину ездил. Отделил ефремовцу сыну боярскому Андрею Силину сыну Кривенцову под дворы усадьбу и подо гуменники, и сена, и лесу, и на пашню дикова поля со всею угодией к окладу в сто пятьдесят четь пятьдесят четь в поле, а в дву по тому ж. А на отказу были ефремовцы дети боярские Кипреян Сахаров, Трифон Глаткой, а отказные книги писал торопченин Олешка Дванод (?) руку приложил»[1]. Долгое время не давал мне покоя вопрос о размерах усадеб наших стародавних помещиков, хотелось представить их повседневную жизнь, сравнить со своей. Но ответа нигде не удавалось найти. Кое-что почерпнул в мемуарах Андрея Тимофеевич

Кое-что о нашем другом старом знакомце, Андрее Силуяновом сыне Кривенцове, рассказали отдельные книги Ефремовского уезда, год 1638, № 9:

«Лета 7147 году сентября в 7 день по государеву царёву и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руссии указу, по наказной памяти воеводы Якова Лукьяновича Хрущова ефремовец сын боярской Михайло Шюмской в Ефремовский же уезд под Настасьин лес на Пожилину ездил. Отделил ефремовцу сыну боярскому Андрею Силину сыну Кривенцову под дворы усадьбу и подо гуменники, и сена, и лесу, и на пашню дикова поля со всею угодией к окладу в сто пятьдесят четь пятьдесят четь в поле, а в дву по тому ж. А на отказу были ефремовцы дети боярские Кипреян Сахаров, Трифон Глаткой, а отказные книги писал торопченин Олешка Дванод (?) руку приложил»[1].

Долгое время не давал мне покоя вопрос о размерах усадеб наших стародавних помещиков, хотелось представить их повседневную жизнь, сравнить со своей. Но ответа нигде не удавалось найти. Кое-что почерпнул в мемуарах Андрея Тимофеевича Болотова[2], но и там ни слова о размерах дворов.

И вот, ответ отыскался в конце пленки № 5 микрофильма вышеупомянутого дела – в сыскных и мерных книгах, имеющих отношение до Герасима Силуянова сына Кривенцова, старшего брата Андрея (№ 186, год 1646):

«Лета 7154 году октября 2 день государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руссии и по грамоте блаженныя памяти государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руссии указу и с поместного приказа за приписью дьяка Ондрея Строева и по наказной памяти столника и воеводы Микиты Костянтиновича Стрешнева по челобитью ефремовцев детей боярских Проватора Григорьева сына Тетюрева, Ортемья Дружинина сына Бизгина, Семёна Дементьева сына Пишкова, Ефтеха да Лукьяна Трофимовых детей Окулшиных, Гарасима Силина сына Кривенцова ефремовец Борис Григорьев сын Лукин ездил в Ефремовский уезд в Зеленковский стан под Зеленков лес на реку на Мечю Стрелечью Поляну и через Холопий верх и по обе стороны Холопьего верха по Микифоровы грани и Данилкова с товарищи через Елецкую дорогу по речку по Ковыленку на гору под Скольской лесок на пустош дикое поле и, приехав, взял с собою тутошних и сторонних людей, да про то дикое поле сыскивал обыски зело де сказал, что в те урочищех дикое поле есть и лежит порозжо, поместье и вотчины и на оброке наперёд сего никому не отдано и не владеет диким полем никто.

И Борис Лукин в тех урочищех то дикое поле мерил в десятины от Стрелечьей поляны до усад в длину от Скольского леса, а поперёк от Микифоровы грани и Данилкова с товарищи через Елецкую дорогу поровну по Ковыленску… в длину по осмидесяти сажен, а поперёк по тридцать сажен, и того дикое поле в урочищех померел поместе будет семьсот в поле, а в дву по тому ж, а сена будет в тех же урочищех по дубровам в дикому полю на тысячу копён и болши. А в Стрелчей Поляне под Зеленковым лесом на реке на Мечи вымерено четырнадцать мест дворовых. Дворовое место под огород и с под гуменником в длину по семидесят сажен, а поперёк по пятидесят сажен. А с иных лесов и рек… и никаких угодий нет в том урочище, а книги писал ефремовский пушкарь Митка Попов. Борис Лукин на то ево челобите руку приложил»[3].

[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Д. 8836. Л. 20.

[2] Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. СПб. 1871. Т. 1.

[3] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Д. 8836. Л. 471–473.

Окрестности поместий Герасима Силуянова сына Кривенцова со товарищи.
Окрестности поместий Герасима Силуянова сына Кривенцова со товарищи.

Однако, верховья Холопьева верха (ныне балка Холопий ров) являют собой северную границу Кривенцовой отхожей пустоши[1], владельцем которой мы определили Юрью Филатова сына Кривенцова[2].

Оказывается, и его двоюродный дядя Герасим, вероятно, имел к ней отношение. Скорее всего, оба они владели пустошью «вопче».

А размер подворья был 149,1 м на 106,5 м, что составляет почти 1,6 га – побольше чем ныне! Зато и дворов в Стрелечьей Поляне теперь стало намного более четырнадцати.

Отдельные книги следующего 1647 года также освещают примерные размеры дворов и огородов наших помещиков:

«Лета 7155 году июня в 10 день по государеву царёву и великого князя Алексея Михайловича всея Руссии указу и по грамоте ис поместного приказу за приписью дьяка Михаила Патрикеева и по наказной памяти воеводы Якова Тимофеевича Хитрова по челобитью ефремовцев детей боярских Ортемья Дружинина сына Бизгина, Степана Дементьева сына Пишкова, Ефтифея да Лукьяна Трифоновых детей Акуншиных, Гарасима Силина сына Кривенцова ефремовец сын боярской Сидар Ананин сын Бобровской ездил в Ефремовский уезд Зеленковской стан на пустошь на дикое поле под Зеленков лес на реку на Мечу в Стрелечею Поляну и через Холопий верх по обе стороны Холопья верха по Микифоры грани и Данилкова с товарищи Елецкую дорогу по речку по Кобыленку на гору по от Сколска леска и приехав взяв с собою тутошних и сторонних людей сколко человек пригож. Да на том диком поле под Зеленковым лесом под дворы и под огороды, и под гуменники по две десятины человеку, да им же на огород две ж десятины человеку да того ж дикого поля на пашню на двести пятьдесят четь в поле, а в дву по тому ж отделил ефремовцам детям боярским Ортемью Дружинину сыну Бизгину, Семёну Дементьеву сыну Пишкову, Ефтифею да Лукьяну Трифоновым детям Акулшиным, Гарасиму Силину сыну Кривенцову… Гарасиму Кривенцову вновь по штидесят четь в (его) оклад ко сту пятьдесят четь»[3].

[1] См. с. 72. Рис. 23.

[2] См. с. 156-158.

[3] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Д. 8836. Л. 559–561.

Информацию о крестьянах наших помещиков поведала «Переписная книга г. Ефремова и Ефремовского уезда переписи Г. С. Спешнева и Ф. Михайлова», год 1678:

В селе Лупанях:

РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8829. Л. 97.
РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8829. Л. 97.

«За Савином Ивановым сыном Кривенцовым (давнишний наш знакомец, бывший голова Урывского острога, мой четвероюродный двенадцатиждыпрадед) двор помещиков, да крестьян во дворе: Оська Сергеев с братом Мишкою. У Оськи четыре сына: Федка тринадцати, Осташка шти, Самошка трёх, Марко двух лет. У Мишки два сына: Федотка четырнадцати лет, Гаврилка году. А по сказке того Савина те де крестьяне переведены дедем Мценского уезду Чернского стану из деревни Кривенцовой. С ним вместе брат ево Иван Кривенцев, а всего за ним один двор крестьянской, людей в нем восемь человек.

За Артемьем Ивановым сыном Кривенцовым двор помещиков. У него во дворе деловой человек Сенка. У Сенки два племянника: Гришка десяти, Ивашко семи лет. Да крестьян во дворе: Васка Сергеев сын Плюхин, у него пять сын – Кузка да Першка, да Гаврилко, Власко пятнадцати, Изотко десяти лет. У Кузки три сына: Гришка десяти, Лазарко семи, Васка четырёх лет. У Власки сын Ивашко году. А по сказке того Артемья те де крестьяне переведены Мценского уезду Чернского стану из деревни Кривенцовой с поместья отца ево Ивана Кривенцева. Всего за ним один двор крестьянской, людей в нём десять человек, деловых людей шесть человек.

РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8829. Л. 97 об.
РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8829. Л. 97 об.

За Кондратьем Васильевым сыном Кривенцовым двор ево помещиков. У нево во дворе деловые люди Тимошко да Еремко, да крестьян во дворе – Гришка Ермоков, у него два сына: Петрушка да Тришка четырнадцати лет, у Петрушки два сына – Митька четынадцати да Максимка осьми лет. Во дворе Васка Григорьев, у него три сына: Фефилко осьми, Понкратко четырёх, Федотка полугоду. А по сказке того Кондратья те крестьяне переведены в Ефремов Мценского уезду Чернского стану с поместья отца ево Василья Кривенцова из деревни Кривенцовой. Всего за ним два двора крестьянские, людей в них девять человек, деловых людей два человека.

В том же селе Лупанье за помещики дворы их, а крестьян и бобылей и задворных и деловых людей за ними нет:

За Дементьем Герасимовым сыном, за Тихоном Осиповым сыном Кривенцовыми, … за Иваном Герасимовым сыном Кривенцовым, за Фёдором Осиповым сыном Кривенцовым.

…В том селе Маслове за помещики за Трофимом и за Пополитом, и за Степаном Герасимовыми детьми Кривенцовыми двор их помещиков. Во дворе у них деловой человек Оскат(?) Конов двадцати лет, да крестьян во дворе – Игнатка Степанов, у него четыре сына: Фирска восьми, Ивашка шти, Филька пяти, Ивашко меншой трёх лет. А по сказке того Трофима тот де крестьянин переведён в Ефремов Мценского уезду Чернского стану из деревни Кривенцовой с поместья отца их Герасима Кривенцова. Всего за ними один двор крестьянской, людей в нём пять человек.

…Того ж Архангельского приходу в деревне Косой за помещками…

За Елистратом Васильевым сыном Кривенцовым двор ево помещиков да двор дворного человека. Во дворе Гришка Гаврилов, у него сын Карпушка семи лет. А по сказке того Елистрата, тот де Гришка переведен в Ефремов Мценского уезду Чернского стану из деревни Кривенцовой с поместья отца ево Василья Кривенцова. Всего за ним один двор да дворовых людей в нём два человека…

Село Мецнянское, а в нём церковь во имя Святого Великого Николая Чудотворца. У той церкви во дворе церковной дьячок Фомка Семёнов сын Попов, у него брат Трифонка Семёнов сын Попов, да зять Васка Айтемирев(?). У попа крестьян и бобылей у той церкви нет…

В том же селе Мецнянском за помещики дворовых крестьян и бобылей, и задворных и деловых людей за ними нет…

За Юрьею Филиповым сыном Кривенцовым»[1].

[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8829. Л. 97–99, 124 об., 126 об., 127, 132, 134 об., 135.

А Вы исследовали свою семейную историю? Поделитесь в комментариях, нашли
ли Вы интересные факты о предках, или задайте вопросы — я помогу
разобраться! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи о
генеалогии и секретах родословной. Поддержите автора лайком или
небольшой подпиской на канал — это помогает создавать больше полезного
контента!

#Генеалогия
#Родословная #СемейнаяИстория #ПоискПредков #СемейноеДрево #Архивы
#История #ИсторияРоссии #Геральдика #ДНКТест #Наследие #СемейныеТрадиции
#АрхивныеДокументы #Интересное #Образование