Найти в Дзене
Showgraphic

Обзор сериала «Дым» (2025): Спички сценаристам не игрушки

Сериал не поддаётся простым жанровым классификациям
Сериал не поддаётся простым жанровым классификациям

Если говорить коротко, то сценаристы сериала «Дым» ненавидят мужские тестикулы. Но обо всём по порядку.

Деннис Лихейн, мастер мрачных психологических триллеров и создатель хорошего сериала «Чёрная птица», вернулся, чтобы напомнить нам, почему огонь завораживает человечество с незапамятных времён. Вдохновлённый реальными событиями и подкастом Firebug, рассказывающим о деле Джона Орра — поджигателя, ответственного за около 2000 пожаров в 1980-х годах, — сериал представляет мир, где грань между охотником и добычей становится невероятно размытой.

Осторожно, спойлеры!

Кадр из сериала «Дым» / Apple TV+
Кадр из сериала «Дым» / Apple TV+

Лихейн идёт путём двойного повествования, которое представляет нам двух поджигателей с диаметрально противоположными мотивами. Первый, прозванный «Разделяй и властвуй» (Тэрон Эджертон), поджигает в супермаркетах пакеты с чипсами, чтобы отвлечь пожарные службы и атаковать в другом месте. Второй, «Молочник», — одинокий, потерянный человек, который «специализируется» на счастливых семьях, используя канистры из-под молока.

Именно в образе «Молочника» сериал достигает эмоционального пика. Актёр Нтаре Мвине создаёт настолько трагичный и ужасающий образ, что это вызывает моральный конфликт: мы сочувствуем ему, но не оправдываем его поступки.

Кадр из сериала «Дым» / Apple TV+
Кадр из сериала «Дым» / Apple TV+

Далее, важно обозначить детектива Мишель Кальдероне. Героиня Джерни Смоллетт, измученная детской травмой (она чуть не погибла в пожаре, устроенном собственной матерью) становится нашим моральным компасом в этой истории. Но так только поначалу, поскольку сценаристы полностью «сливают» её персонажа, а лейтмотивом сериала становится фраза «Эй, мы вообще-то здесь все злодеи!»

Во второй половине сериала относительно традиционный сюжет резко поворачивает вправо, превращаясь в нечто совершенно иное — в чёрную комедию в облике криминальной драмы. Герой Эджертона становится настолько неуравновешенным и безумным, что это представляет просто уморительное зрелище. Правда, юмор в последней серии иссякает и становится глупым. Поэтому я понимаю, почему сериал так критикуют за концовку и нереалистичность происходящего.

Кадр из сериала «Дым» / Apple TV+
Кадр из сериала «Дым» / Apple TV+

Вот всего один пример: Мишель Кальдероне, выброшенная через лобовое стекло при столкновении с деревом на огромной скорости, как ни в чём не бывало, вскакивает и начинает избивать напарника. Кто-то должен объяснить шоураннерам, как правильно писать «сильных женских персонажей». Это не значит делать их непобедимыми воительницами, которые ходят и бьют мужиков в бубенцы.