Если говорить коротко, то сценаристы сериала «Дым» ненавидят мужские тестикулы. Но обо всём по порядку.
Деннис Лихейн, мастер мрачных психологических триллеров и создатель хорошего сериала «Чёрная птица», вернулся, чтобы напомнить нам, почему огонь завораживает человечество с незапамятных времён. Вдохновлённый реальными событиями и подкастом Firebug, рассказывающим о деле Джона Орра — поджигателя, ответственного за около 2000 пожаров в 1980-х годах, — сериал представляет мир, где грань между охотником и добычей становится невероятно размытой.
Осторожно, спойлеры!
Лихейн идёт путём двойного повествования, которое представляет нам двух поджигателей с диаметрально противоположными мотивами. Первый, прозванный «Разделяй и властвуй» (Тэрон Эджертон), поджигает в супермаркетах пакеты с чипсами, чтобы отвлечь пожарные службы и атаковать в другом месте. Второй, «Молочник», — одинокий, потерянный человек, который «специализируется» на счастливых семьях, используя канистры из-под молока.
Именно в образе «Молочника» сериал достигает эмоционального пика. Актёр Нтаре Мвине создаёт настолько трагичный и ужасающий образ, что это вызывает моральный конфликт: мы сочувствуем ему, но не оправдываем его поступки.
Далее, важно обозначить детектива Мишель Кальдероне. Героиня Джерни Смоллетт, измученная детской травмой (она чуть не погибла в пожаре, устроенном собственной матерью) становится нашим моральным компасом в этой истории. Но так только поначалу, поскольку сценаристы полностью «сливают» её персонажа, а лейтмотивом сериала становится фраза «Эй, мы вообще-то здесь все злодеи!»
Во второй половине сериала относительно традиционный сюжет резко поворачивает вправо, превращаясь в нечто совершенно иное — в чёрную комедию в облике криминальной драмы. Герой Эджертона становится настолько неуравновешенным и безумным, что это представляет просто уморительное зрелище. Правда, юмор в последней серии иссякает и становится глупым. Поэтому я понимаю, почему сериал так критикуют за концовку и нереалистичность происходящего.
Вот всего один пример: Мишель Кальдероне, выброшенная через лобовое стекло при столкновении с деревом на огромной скорости, как ни в чём не бывало, вскакивает и начинает избивать напарника. Кто-то должен объяснить шоураннерам, как правильно писать «сильных женских персонажей». Это не значит делать их непобедимыми воительницами, которые ходят и бьют мужиков в бубенцы.