Найти в Дзене
Новости ЕАН

«Иностранец - значит, виновен»: екатеринбуржец по ошибке провел 14 лет в тюрьме Индии

Оглавление
   ЕАН. Колючая проволока
ЕАН. Колючая проволока

Екатеринбуржец Дмитрий (имя изменено) около 14 лет назад отправился в Индию, а вернулся домой только в августе 2025 года. Все это время он не мог покинуть страну из-за обвинений в участии в поставке лекарств в интернет-аптеку США без специального разрешения на экспорт. Вернувшись на Родину, Дмитрий рассказал ЕАН о том, что с ним случилось, почему рассмотрение уголовного дела, которое было возбуждено в Индии, затянулось на столь долгий срок. Публикуем его рассказ.

Роковая просьба

«Я ездил в Индию, чтобы проходить аюрведическое лечение позвоночника. Жил в небольшом городке, в отеле, недалеко от города Ченнай. Каждое утро ходил на прогулку на берег океана, и там же познакомился с полицейским Раджешем, который работал на пропускном пункте в этом городке.

Через два года знакомства, в 2006 году, он предложил мне помочь ему с экспортированием аюрведических препаратов – биологических добавок на основе трав из Индии в США. Раджеш нашел поставщика препаратов по имени Шанкар и попросил меня помочь ему открыть банковский счет для нерезидентов Индии, чтобы он мог получать деньги из-за рубежа. Он объяснил, что не может получать их напрямую на свой счет, а так как я не гражданин страны, то мне это было позволено.

В течение 5 лет – с 2006 до 2011 годы, Раджеш и Шанкар занимались этим бизнесом без всяких проблем. Медпрепараты отправлялись клиентам Internet Pharmacy, открытой в США неким мистером Джоном, который отправлял заявки от покупателей Раджешу, он покупал лекарства у Шанкара и отправлял покупателям почтой. Джон переводил деньги на счет, открытый на мое имя, с которого Раджеш переводил деньги Шанкару, используя интернет-банк. Затем Джон отправлял заказы и переводил деньги напрямую Шанкару без участия Раджеша.

Начало расследования

В сентябре 2011 ко мне приехали 15 человек на машине, вломились в дом, все перевернули, спрашивая: «Где у тебя деньги?» Я подумал, что это были какие-то грабители, так как они сказали, что уедут, если я заплачу им 20 тыс. долларов. Я ответил, что таких денег у меня нет, они приказали мне поехать с ними в Ченнай.

Остановились у здания Narcotics Control Bureau (Бюро по контролю за наркотиками и психотропными веществами правительства Индии – прим. ЕАН). Там мне показали человека и сказали, что это и есть Шанкар, получающий деньги с моего счета и поставляющий лекарства за рубеж. Я заявил, что не знаю этого поставщика, но пусть вызовут Раджеша – он все объяснит, на это мне ответили, что такого человека не могут найти.

Выяснилось, что вместе с аюрведическими препаратами Шанкар экспортировал четыре медпрепарата, включенные в список закона о наркотических и психотропных веществах (Schedule of the NDPS Act), на которые требовались фармацевтическая лицензия и специальное разрешение на экспорт в соответствии с требованиями NDPS Act.

Как оказалось, лицензия у Шанкара была, но не было этого разрешения. Он даже не знал, что существует такое требование. Я сказал, что лицензия есть и Раджеш мне ее показывал, что не знаю о существовании NDPS Act, про специальное разрешение мне ничего неизвестно. Однако сотрудники бюро заявили, что раз разрешения нет, то правила нарушены, а я соучастник: счет открыт на мое имя, деньги переводились с этого счета.

   ЕАН. Таблетки
ЕАН. Таблетки

Я написал объяснение, что никак не связан с этим. Мое объяснение показали директору Narcotics Control Bureau, который попросил переписать часть. При этом обещали потом отвезти меня домой. Первую страницу записки оставили как есть, а следующие три переписал, как продиктовали.

После сели в машины, сказали, что едем домой, но по пути заедем в центральную тюрьму Ченная, так как Шанкар арестован, его нужно доставить туда, а меня отпустят. Вместо этого и меня арестовали на 15 дней. Потом стали говорить, что выпустят через 45 дней, потом – 6 месяцев, по истечении полугода какой-то определенный срок не стали называть.

Затянувшееся следствие

Через два месяца четырех фармацевтов, поставлявших лекарства Шанкару, арестовали. Однако в течение пяти месяцев их всех выпустили под залог. Само следствие длилось уже шесть месяцев. По закону держать человека дольше 180 дней без предъявления обвинения не могли. На тот момент это уже был 2012 год.

Шанкару было отказано в выпуске под залог, мне – тоже. В нарушение закона 1,5 года суд не выдавал материалы дела на руки, и мы не знали, в чем же, собственно, нас обвиняют. Из-за этих задержек Шанкар впал в сильнейшую депрессию и закончил жизнь самоубийством в тюрьме.

В Индии обвинения выдвигает сам суд. Без этого судебный процесс не может начаться. Следующие восемь лет суд не выдвигал обвинения, и судебный процесс не начинался, потому что те четыре фармацевта-поставщика, выпущенные под залог, естественно, не хотели, чтобы суд сдвинулся с мертвой точки, и подавали различные петиции, на основании которых дело было приостановлено. Меня незаконно держали в тюрьме без следствия (а оно было завершено), без обвинений, без судебного процесса, то есть просто так, в чем меня обвиняют, я не знал все эти восемь лет. На все петиции суд мне отвечал: мы выясним, виновен ли ты, в течение судебного процесса, который он же и не начинал.

Чтобы держать меня в тюрьме, сам судья мистер В. Рамамурти (judge V. Ramamoorthi) пошел на совершение уголовного преступления. В 2015 году он дал указание помощнику судьи миссис Хема Сумати уничтожить документы, представленные администрацией тюрьмы, на основании которых суд был обязан освободить меня под залог. Естественно, кто-то ему заплатил за это. Мой адвокат миссис Мамта Пандей случайно узнала об этом. Я подал жалобу главному судье Высшего суда Мадраса. Была проведена проверка, которая подтвердила, что судья и его помощник вовлечены в коррупцию.

Только вдумайтесь: сам судья уничтожает документы защиты обвиняемого, зная, что совершает уголовное преступление. Не может быть и речи о том, чтобы добиться справедливого, непредвзятого судебного процесса.

Судья Рамамурти был отстранен от должности, помощница Хема Сумати была принудительно отправлена на пенсию. Этот случай был широко освещен во всех индийских газетах и в интернете.

И это ко всем иностранцам такое отношение. Если ты иностранец, то по определению виновен и права, гарантированные Конституцией, и законы на тебя не распространяются.

Связь с родными

Связь с семьей поддерживал через адвоката и консульство. Для родных произошедшее стало шоком. Они обращались за помощью. Консул в Ченнае Николай Листопадов отвечал родным, что «он же совершил преступление и должен понести наказание». То есть, на мой взгляд, было предвзятое отношение.

На все просьбы как-то вмешаться и помочь начать судебный процесс был один ответ: мы ничего не можем сделать, так как не можем вмешиваться в судебный процесс в Индии. Хотя на самом деле это неправда. Например, в тюрьме были два иранца. Посольство их государства подало в суд ходатайство, чтобы арестованных перевели на родину. И их перевели.

Гражданин Бразилии был арестован, и его суд также не начинался 3 года. Посольство Бразилии подало в Верховный суд Индии просьбу перевести его в другой суд в Дели. Его перевели, и через короткое время он был оправдан и освобожден. То есть все страны могут помогать, и только российское консульство не может.

Вмешательство свердловского омбудсмена

Консул ничего не делал, пока мой сын не обратился к уполномоченному по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой. Я написал подробно, что случилось. Она направила письмо в консульство, и после этого в представительстве России начали что-то делать. Старого консула перевели, пришел новый – и мое дело сдвинулось с мертвой точки.

Только лишь благодаря вмешательству Татьяны Мерзляковой что-то начало двигаться в деле. Если бы не она, то ничего бы не произошло - я бы все еще был там.

   ЕАН. Татьяна Мерзлякова
ЕАН. Татьяна Мерзлякова

Условия содержания

Место, где меня держали, больше похоже на небольшое поселение уровня трехзвездочного отеля. На территории расположено пять блоков. Я попал в так называемый «А-класс» для политиков и бизнесменов. Заключенным предоставляется отдельная комната, которая открывается в 06:00 и закрывается в 18:00. Большая территория в 1 га. Я выращивал овощи, цветы. Но мысли о доме меня не покидали, все равно все это время я находился под стражей.

Я находился в штате Тамил Наду. Тамилы, проживающие здесь, очень открытые, дружелюбные. Они мне помогали во всем, предоставляли одежду, еду, лекарства просто так. Из России я не получал материальной помощи, потому что любая посылка шла бы долго.

Обвинение

Лишь в 2018 году против меня выдвинули обвинение, и начался судебный процесс. Он длился два года, и я сам опрашивал свидетелей, так как у меня не было денег, чтобы нанять адвоката.

Судья, которая была на заседаниях и опросе свидетелей, поняла, что все сфальсифицировано. После того, как опрос завершился, она подготовила для меня около 700 вопросов, назначив время для ответов через 2 дня. Приехав в назначенный час в суд, я узнал, что судью перевели в другой суд, который находится в соседнем офисе. Испугавшись, что она может меня оправдать, ее перевели, чтобы не допустить этого.

Однако в моем суде нового судьи не было 3 месяца. И все это время я каждые 15 дней ездил в суд к предыдущему судье, которая продлевала мне срок содержания под стражей. При этом она не имела возможности вынести приговор.

Через несколько месяцев был назначен новый судья – Джульет Пушпа. Она провела опрос по 700 вопросам, назначила день для вынесения приговора. В этот день она объявила, что считает меня виновным, после чего ушла в совещательную комнату для определения срока наказания. Оттуда вышел помощник судьи, на моих глазах подошел к прокурору и попросил его дать согласие, чтобы меня лишили свободы не на 20 лет, как он просил, а на 18 лет, на что прокурор махнул рукой: мол, согласен.

Детали дела

В деле рассказывалось следующее: Шанкар покупал у поставщиков различные медпрепараты и отправлял их покупателям Internet Pharmacy в США, в их числе - 4 медпрепарата, для отправки которых за рубеж нужно получить разрешение на экспорт, не зная об этом. А я якобы отправлял ему мейлы с заказами покупателей Internet Pharmacy и переводил деньги Шанкару. Шанкар заявил, что он получал мейлы с Yahoo.com. Следователь также утверждал в деле, а прокурор пытался доказать на суде, что я посылал мейлы с Yahoo.com. Я отрицал это и говорил, что никому не посылал никаких писем, их отправлял Джон напрямую Шанкару, но я не знаю его почтовый адрес.

Судья Джульет Пушпа лично в течение 5 дней искала мейлы из Yahoo.com во всех почтовых ящиках Шанкара, чтобы, как она пишет в приговоре, “найти правду”. Она не нашла ни одного, но обнаружила, что все письма ему приходили только с почтового ящика Gmail.com, которые отправлял владелец сайта Internet Pharmacy, и он же отправлял деньги на счет, с него же деньги переводил Шанкару. Дело против меня рухнуло.

   ЕАН. Фемида
ЕАН. Фемида

Чтобы спасти дело и осудить меня, Джульет Пушпа сфальсифицировала доказательства. Она написала, что почтовый ящик Gmail.com принадлежит мне и все письма Дмитрий (то есть я) посылал с Gmail.com.

На одной странице приговора она пишет, что, по мнению суда, Дмитрий отправлял мейлы Шанкару с Аvbelaya@yahoo.com, но на следующей странице безо всяких объяснений утверждает, что Дмитрий отправлял мэйлы с Gmavbelaya@gmail.com. В дальнейшем она заявила это как доказанный факт и осудила меня за то, что я отправлял мейлы Шанкару с @yahoo.com, которых нет в его почтовых ящиках, их вообще нет в деле и не существует в природе.

Она не нашла доказательств, что я переводил деньги Шанкару, однако осудила меня и за то, что я их переводил.

Все поставщики были оправданы на основании того, что нет доказательств, что они продавали Шанкару эти четыре медпрепарата, и нет доказательств, что эти препараты были протестированы и лаборатория подтвердила бы, что они подлинные.

Однако меня она осудила за то, что Шанкар покупал у поставщиков данные медпрепараты, и что они подлинные. То есть не доказано, что они вообще когда-либо продавали Шанкару медпрепараты, но доказано, что он их покупал у них. Не доказано, что они продавали подлинные, но доказано, что Шанкар покупал у них подлинные.

Апелляция и освобождение

После приговора адвокат подал апелляцию в Высший суд Мадраса, которую не рассматривали еще три года. Мою жалобу всегда ставили в конец очереди, и суд просто не доходил до нее.

Мой адвокат Мамта Пандей подала еще одну жалобу в Высший суд Мадраса, а затем старший адвокат Ананд Гровер подал жалобу в Верховный суд Индии. Лишь после этого мое дело поставили 15-м в очередь. В июле 2025 года судья принял апелляцию на рассмотрение. Не надеясь на справедливый исход дела, Ананд Гровер не стал вдаваться в детали дела, а попросил лишь сократить срок с 18 лет до срока, который я уже провел в заключении. Судья согласился – меня освободили спустя почти 15 лет.

Возвращение на Родину и новые планы

Помню, как в 17:00 ко мне пришли и сказали, чтобы я собирал вещи. Это было неожиданно. Адвокат позвонил моему сыну, который сразу купил авиабилет домой.

   ЕАН. Екатеринбург
ЕАН. Екатеринбург

В России я уже несколько месяцев. Екатеринбург за время моего отсутствия сильно изменился. Может, 20% от старого города осталось, остальное – все новое. Я помню названия улиц, но не узнаю их: они выглядит иначе. Сейчас живу в Академическом. Пока хожу и оформляю документы. Мой паспорт испортили – в нем поставили штампы, расписались. Нужно восстановить и другие документы, банковские карты. Планирую искать работу.

Меня зовут обратно в Индию люди, с которыми я там познакомился. Например, предлагали заниматься сельским хозяйством. Но пока я не планирую возвращаться».

Корреспондент ЕАН также запросил комментарий у Татьяны Мерзляковой. «Мы все сделали, больше просьб от него не было. Желаем, чтобы это стало уроком для всех», – отметила омбудсмен.

Читайте также на сайте: