Хозяйка с восторгом демонстрирует свою "намоленную" студию, даже не задумываясь о законности происходящего.
Дарина ЕРМОЛАЕВА
Московская новостройка, зелень во дворе, современные фасады. Одна из жительниц столицы удачно инвестировала в будущее своей дочери, купив здесь студию по семейной ипотеке.
Полгода назад женщина передала ключи от квартиры с черновой отделкой арендаторам и с тех пор в свою собственность легкомысленно не наведывалась. И вот наконец-то хозяйка решила проведать квартиру. И что же она там обнаружила?
Сдала квартиру под мечеть
Женщина снимает сторис для подписчиков, направляясь к дому. Она весело щебечет об удачности расположения жилого комплекса. И метро рядом, и зелено кругом, и уютно, и огорожено от посторонних. Словом, сплошная мечта.
Привет, дружочки. Приехала в свою квартиру, которую я сдаю без ремонта, т.е. прямо в бетоне, рабочим. Я сдаю уже пять или шесть месяцев, они у меня снимают, а я еще не видела ее.
Хозяйка демонстрирует окно своей квартиры, в котором горит свет, и заходит в подъезд. Следующие сторис уже оттуда. Женщина с кем-то беседует. Вернее, внимательно слушает человека с явно нерусским акцентом, который рассказывает ей о необходимости регулярной молитвы.
Я сам это сделал, чтобы кто-то, если молится, чтобы комфортно было. Человек должен на день пять раз молиться. Потому что у меня здесь объект… мы здесь молимся.
Главное, что хозяйка довольна
Арендатор, мужчина-мигрант, объясняет: он оборудовал в ее квартире место для молитвы. Пять раз в день он совершает намаз, а в перерывах между работой сюда приходят помолиться и другие строители.
Хозяйка только глубокомысленно кивает и вежливо улыбается. Затем они принимаются обсуждать, за какую сумму ее квартиросъемщики сделают косметический ремонт в квартире. И окрыленная и такая же радостная женщина выпархивает из своего нового гнёздышка на улицу, продолжая восхищаться великолепным ЖК.
С квартиркой всё прекрасно. У меня там храм… или как правильно... у меня там теперь мечеть.
Одним словом, женщина осталась довольна состоянием жилья (а что может случиться с бетонной коробкой?) Место намоленное. Почти храм. Её восхищают и новые мостки через ближайшую речку и овраг, ведущие к метро. Всего шесть минут пешком через лес.
А законно ли это?
Идиллическую картину нарушает лишь один вопрос, который она не задала себе. Зато его озвучила член Совета по правам человека при президенте России Марина Ахмедова:
Вот интересно — а как себя чувствуют соседи этой девушки, у которых под боком молельня? Также наслаждаются мостками и речкой? Она-то думала, ее квартиру снимают, а из нее сделали место для молитв. И она даже не проверила, законно ли это. Кого соседям благодарить — ее или мигрантов?
Получается, люди рассчитывали на спокойную жизнь, а теперь тут регулярно собираются группы мужчин для религиозных обрядов. Дверь в обычную квартиру открывается и закрывается в строго отведённое для молитв время. Для одних это вопрос веры, для других — нарушение привычного уклада.
Я в свою очередь спрошу, а есть ли в этой молельне имам? Читают ли там проповеди? Не удивлюсь, если такое есть. И никаких проблем, если это делает представитель традиционной для России религии. А если нет? Если это сторонники экстремистских организаций? В такие же молельни ходили те, кто устроил теракт в "Крокусе",
— задается актуальным вопросом военблогер Сергей Колясников.
Отвечать будет хозяйка
Размещение культовых помещений в жилых домах законодательством не одобряется. Однако прямо не запрещено, чем и пользуются вот такие вот сомнительные арендаторы.
Однако если вдруг выяснится, что прихожане этой молельной квартиры не просто молились, а проводили собрания со специфическим уклоном, а также если в квартире найдут экстремистские материалы, — ответственность за такое нарушение будет в первую очередь лежать на собственнике жилья.
Той самой воодушевленной москвичке, которая так радуется сохранности своего актива. Её благие намерения обеспечить будущее дочери могут обернуться для нее потенциальной проблемой.
В 2025 году группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект о запрете размещения религиозных организаций в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов. Предлагается внести изменения в Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Жилищный кодекс.
Закрывать как экстремистские!
Все подпольные мечети заявлены как культурные центры, хотя не имеют к этому никакого отношения. Там собираются люди с радикальными, подчас экстремистскими взглядами, в том числе и талибы (признаны экстремистской организацией).
Наши российские татары и башкиры говорят, что даже им там делают замечания мусульмане с радикальными взглядами. Чем все это может закончиться — не понятно, летом уже был марш мигрантов по Москве.
У них в этих подпольных мечетях своя система оповещения, своя „красная кнопка", разделение на свой-чужой, они насаждают свое видение мира. Я считаю, что организаторов молельных домов в России необходимо массово проверить на предмет экстремизма, а сами подпольные мечети закрывать как экстремистские сообщества,
— заявил член СПЧ при президенте России Кирилл Кабанов.
Однако Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству подготовил отрицательное заключение на этот законопроект.
На сегодняшний день закон не запрещает проводить религиозные обряды в жилых домах. В статье 16 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" перечислены места, где люди могут беспрепятственно совершать богослужения. Отдельно закреплено право молиться в жилых помещениях. И скорее всего это относится к людям, которые просто решили помолиться дома семьей, а не устраивают дома мечеть для всех желающих.
Поэтому, если большие скопления людей мешают соседям, если любые проводимые арендатором обряды нарушают действующие правила, например, санитарные нормы или закон о тишине, у соседей есть возможность привлечь нерадивых арендаторов к ответсвенности. Сделать это непросто, но возможно.