Найти в Дзене
VITA NUOVA

СМЕШАРИКИ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА. ФЕНОМЕН МУЛЬТСЕРИАЛА

Являются ли «Смешарики» мультипликационным воплощением современного постмодернизма и в чем их феномен? «Кстати, надо сценаристов предупредить, чтобы они с Ёжиком были поосторожнее — он, похоже, начинает о чём-то догадываться.» (с) Режиссер Тема «глубинных смыслов» в Смешариках часто поднимается среди людей, потому что мультфильм откликается как детям, так и взрослым. У людей могут быть совершенно разные жизненные пути, ситуации, стили жизни, но Смешарики – это то, что может их объединить. Мультсериал насыщен отсылками к музыке, фильмам и литературе — это чистой воды постмодерн, где прошлое и современное переплетаются. Отсылки есть даже в названиях серий: «1001 гвоздь», «Ёжик в туманности», «Большие гонки», «Вишнёвый сад», «Космическая одиссея» и др. В сериях обыгрываются различные художественные образы и сюжеты через уже существующие в мировой культуре. Серия «Смысл жизни», например, является отсылкой на фильмы Джармуша «Мертвец» и Тарковского «Сталкер». Формально, большинств
Оглавление

Являются ли «Смешарики» мультипликационным воплощением современного постмодернизма и в чем их феномен?

«Кстати, надо сценаристов предупредить,
чтобы они с Ёжиком были поосторожнее —
он, похоже, начинает о чём-то догадываться.»
(с) Режиссер

Тема «глубинных смыслов» в Смешариках часто поднимается среди людей, потому что мультфильм откликается как детям, так и взрослым. У людей могут быть совершенно разные жизненные пути, ситуации, стили жизни, но Смешарики – это то, что может их объединить.

Совпадение или просто показалось?

Мультсериал насыщен отсылками к музыке, фильмам и литературе — это чистой воды постмодерн, где прошлое и современное переплетаются. Отсылки есть даже в названиях серий: «1001 гвоздь», «Ёжик в туманности», «Большие гонки», «Вишнёвый сад», «Космическая одиссея» и др.

Источник фото: https://myshows.me/view/17279/smesariki-season-1/
Источник фото: https://myshows.me/view/17279/smesariki-season-1/

В сериях обыгрываются различные художественные образы и сюжеты через уже существующие в мировой культуре. Серия «Смысл жизни», например, является отсылкой на фильмы Джармуша «Мертвец» и Тарковского «Сталкер».

Что с хронометражом?

Формально, большинство серий никак не связаны хронологически — это эклектичный набор историй, как мозаика смыслов, что тоже является характерной чертой постмодернизма.

А как с философией?

Если немного поразгонять, вспомнить серии, монологи и ситуации персонажей мультфильма, можно прийти к выводу, что каждый персонаж живёт в своём мировоззрении, демонстрируя зрителям уникальный взгляд на жизнь. Если рассматривать их сквозь призму философии, можно даже разделить героев по философским позициям. Смотрите:

Стоицизм — Ежик. Стоики учили сохранять спокойствие перед лицом испытаний и жить в согласии с долгом. Ежик — сдержанный, совестливый и собранный. Он редко действует импульсивно и почти всегда выбирает моральную сторону. Его жизнь — это постоянная работа над собой и своими слабостями.

Источник фото: https://pin.it/4T6w5bhQ5
Источник фото: https://pin.it/4T6w5bhQ5

Экзистенциалист – Крош. Эти ребята говорили о свободе выбора и создании смысла через действие. Кролик — воплощение этой идеи: не признаёт авторитетов, отказывается жить по чужим правилам, всегда ищет возможность самому определить, что такое жизнь.

Источник фото: https://pin.it/3jf9LydPP
Источник фото: https://pin.it/3jf9LydPP

Утилитаризм — Пин. По Джону Стюарту Миллю и Бентаму, ценность действия определяется его пользой. Пин думает именно так: главное — чтобы работало и приносило практическую выгоду. Свои изобретения он оценивает с точки зрения пользы, идея: «наибольшее счастье наибольшего числа людей».

Источник фото: https://m.imdb.com/title/tt3814052/mediaviewer/rm1681482752/?ref_=tt_md_6
Источник фото: https://m.imdb.com/title/tt3814052/mediaviewer/rm1681482752/?ref_=tt_md_6

Аристотелизм — Совунья. Аристотель учил искать золотую середину и воспитывать добродетель. Совунья — мудрая наставница, которая соединяет знание и практику. Она учит других через пример, пытается организовать жизнь сообщества и всегда думает о воспитании.

Источник фото: https://pin.it/4zRZUCa9P
Источник фото: https://pin.it/4zRZUCa9P

Гедонизм — Нюша. Гедонизм — это философское и этическое учение, согласно которому высшее благо и главная цель жизни — удовольствие, а страдание — зло. Основной принцип гедонизма заключается в стремлении к наслаждениям и минимизации боли, что определяет поведение и ценности человека.

Источник фото: https://pin.it/6jEDwwz6P
Источник фото: https://pin.it/6jEDwwz6P

Рационализм — Лосяш. Декарт, Спиноза, Лейбниц верили в силу разума как источника знания. Лосяш живёт по этому принципу: он верит, что мир познаваем через науку, эксперименты и логику. Для него истина — в знании.

Источник фото: https://pin.it/1cHjQuxAb
Источник фото: https://pin.it/1cHjQuxAb

Даосизм — Копатыч. Даосы учили жить в естественном ритме природы, не насилуя мир. Копатыч — крестьянин, садовод, который чувствует гармонию в простом труде. Он воплощает мудрость естественной жизни. Принцип Даосизма «У-вэй» («недеяние») говорит об отказе от целенаправленной деятельности, которая идет вразрез с естественным порядком. О чём сам Копатыч часто говорит в мультике.

Источник фото: https://pin.it/2FYLEbwcL
Источник фото: https://pin.it/2FYLEbwcL

Цинизм — Кар-Карыч. Циники отвергали условности и нормы ради свободы. Кар-Карыч — старый хитрец, который легко меняет роли, извлекает выгоду из обстоятельств и смотрит на мир с иронией. Для него ценность — в умении жить удобно, а не «правильно».

Источник фото: https://pin.it/7wplhvJjP
Источник фото: https://pin.it/7wplhvJjP

Пессимизм — Бараш. Да, это тоже философский взгляд на мир. Шопенгауэр считал, что жизнь полна страданий, и искусство даёт утешение. Бараш живёт в этом духе: он страдает, ищет смысл в поэзии и постоянно сталкивается с пустотой бытия.

Источник фото: https://www.youtube.com/watch?v=uOUw29eB6EQ
Источник фото: https://www.youtube.com/watch?v=uOUw29eB6EQ

Сделаем какой-нибудь крутой вывод?

Осмысление мультипликационной ситуации «Смешариков» наталкивает на вывод, что это некий «детский вариант» философии, или «детский экзистенциализм». Решения или постановка сложных жизненных дилемм достигаются с помощью уже известных художественных образов и культурных архетипов в «детской» обертке.

Иными словами, взрослый человек понимает, о чём идёт речь в мультфильме из-за интертекстуальности и знакомых образов, а ребенок, в свою очередь, также понимает суть происходящего и задумывается над этими же вопросами, потому что они подняты в понятном и детском формате.

А какие пруфы?

А простые, в одном своём интервью Джангир Сулейманов, автор некоторых серий, сам и говорит фразу:

«мы играем в постмодернизм».

Замечали ли вы столько отсылок в Смешариках ? Поделитесь в комментариях и подписывайтесь на наш телеграмм-канал 🤍

🖇️ Материал подготовлен автором Vita Nuova, Ангелиной

Источник фото: https://pin.it/6nH9zeuK8
Источник фото: https://pin.it/6nH9zeuK8