25 октября ежегодно отмечается Всемирный день оперы. Этот праздник направлен на популяризацию и продвижение этого прекрасного музыкального жанра. По всему миру организуются праздничные концерты и мероприятия, привлекающие миллионы слушателей.
Дата праздника выбрана не случайно: на нее приходятся дни рождения двух великих композиторов - Жоржа Бизе и Иоганна Штрауса, оставивших яркий след в истории музыки и оперы. Так, Жорж Бизе написал самую известную оперу на французском языке – «Кармен». А Иоганн Штраус хоть и сочинил всего одну оперу («Рыцарь Пасман»), зато подарил миру несколько прекрасных оперетт, которые близки к комическим операм и занимают среднее положение между оперным и драматическим искусством.
Никого не удивит тот факт, что Италия является не только страной с самыми сильными оперными традициями, подарившей миру школу пения бельканто, но и родиной оперы. Основоположниками оперы считаются члены сообщества поэтов и музыкантов, известного как Флорентийская камерата. В конце XVIвека Флорентийская камерата решила возродить античную трагедию, в которой диалоги чередовались с сольным и хоровым пением с постепенным усилением сольных партий. Первой в истории оперой считается не сохранившаяся «Дафна» Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини, впервые поставленная в начале 1598 года. Эти же члены Флорентийской камераты написали и самую раннюю из дошедших до нас музыкальных драм – «Эвридику», исполненную впервые в октябре 1600 года.
Первым произведением, названным «оперой», стала «Свадьба Фетиды и Пелея» Франческо Кавалли, сочинённая в 1639 году. Постепенно этот термин закрепился за данным музыкально-театральным жанром. Отметим, что слово “Opera” в итальянском языке может обозначать любой продукт творчества человека (картину, литературное произведение, скульптуру и т.д.).
Уже в 1637 году в Венеции был открыт первый публичный оперный театр – «Сан-Кассиано», в котором опера окончательно оформилась в самостоятельное музыкально-театральное искусство. К сожалению, этот театр не сохранился до наших дней, он был снесен и закрыт в начале XIXвека.
В первой половине XVIIвеке гастролирующие итальянские труппы познакомили с оперой соседние европейские страны, и уже в 1657 в Мюнхене открывается первый оперный театр на немецкой земле, который до сих пор является одним из самых престижных оперных театров в мире. К середине XVII века об опере узнали и в Англии, и во Франции, а чуть позже и у нас в России (так, есть свидетельства того, что с оперой был хорошо знаком Петр I).
Если углубиться в изучение истории оперы, то нельзя не заметить, что многие оперные произведения давно потеряли свою популярность и были полностью забыты широкой публикой. Фактически мы имеем дело с жанром, который в самих оперных театрах сужен до примерно 50 шедевров музыкального искусства. Среди них самыми популярными являются великие творения итальянских композиторов («Травиата» и «Риголетто» Верди, «Богема» и «Тоска» Пуччини и т.д.) и Моцарта («Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро»). Довольно популярны и оперы П.И. Чайковского («Евгений Онегин» и «Пиковая дама»), которые ставятся в оперных театрах всего мира.
Но опера продолжает развиваться, хотя произведениям XXвека пока невозможно соревноваться с классическими творениями, завоевавшими весь мир. Среди современных опер нельзя не отметить англоязычные оперы Бенджамина Бриттена, например «Билли Бад» (1951 г.), в которой есть только мужские партии и действие которой происходит на военном корабле. Современная опера отказывается от трагических любовных историй своих великих предшественниц (вспомним, сколько классический опер заканчиваются смертью главных героев) и делает акцент на психологизме, как, например, в немецкоязычной опере «Мертвый город» Э.В Корнгольда (1920 г.), в сюжете которой чувствуется влияние З. Фрейда, или в опере «Поворот винта» (1954 г.) уже упоминавшегося нами Б. Бриттена по повести Генри Джеймса.
Возможно, именно новые сюжеты и привлекут в оперные театры молодую публику, которую уже не смешат комические оперы и не трогают страдания героев романтических опер Доницетти, Верди и Пуччини. Для давних же почитателей этого волшебного музыкального жанра знакомство, например, с оперой «Идиот» М. Вайнберга (1986 г.), в которой фактически дословно звучит текст Ф.М. Достоевского, может стать интересным опытом, ведущим их за пределы давно известных арий и увертюр.
Хотя в консерваториях традиционно огромный конкурс на вокальное отделение, молодое поколение по большей части оставляет оперу без внимания. «Виноваты» в этом и классическая музыка, кажущаяся многим скучной и несовременной, и языки, на которых исполняются оперы. Напомним, что менять изначальный язык оперы нельзя.
Опера всегда была элитарным искусством, но театральные и музыкальные деятели стараются сделать ее более доступной для публики: в оперных театрах установлены экраны, на которых транслируется перевод, проводятся оперные фестивали (один из самых престижных фестивалей проходит в сохранившемся древнеримском амфитеатре в итальянской Вероне), открытие сезона в миланском театре Ла Скала, традиционно происходящее 7 декабря, в День святого Амвросия Медиоланского, покровителя Милана, собирает все «сливки общества» и видных европейских политиков, а нью-йоркский театр «Метрополитен-опера» транслирует свои постановки в кинотеатрах по всему миру, режиссеры же переносят спектакли в современные декорации, лишая их отталкивающей многих помпезности и делая сюжеты более актуальными. В XXI веке опера продолжает жить и завоевывать сердца людей. Хочется лишь верить, что таких сердец с каждым годом будет все больше и больше, а современные композиторы подарят нам новые шедевры, которые навсегда войдут в оперный репертуар!
Авторы статьи:
к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков №3
Балабас Н.Н.
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры иностранных языков №3
Желамская В.А.
к.ф.н, доцент кафедры иностранных языков №3
Минова М.В.