Найти в Дзене

Свет, рама, революция: здания, где окна становятся идеей 💡

Бывают дома, где окна — просто "отверстия" для света. Это не плохо, но мы хотим рассказать вам о действительно удивительных архитектурных решениях — о том, как окно может стать концептом, а не просто проёмом. Начнём с Дома Наркомфина, где окна были ключевой частью концепции футуристического жилья. 🏚 Дом Наркомфина (1928–1930), спроектированный Гинзбургом и Милинисом, стал экспериментом новой социальной архитектуры, "опытным домом переходного типа". При этом одним из самых интересных новшеств оказался приём ленточного остекления — непрерывные горизонтальные полосы окон, растянутые вдоль фасадов. Такое решение создавало равномерный световой фон, подчёркивало каркасную архитектуру и визуально «вытягивало» объём комнат, особенно в квартирах-ячейках F-типа с межэтажными перепадами. Идея ленточного окна восходит к концепции Ле Корбюзье и его "пяти пунктам новой архитектуры" — в том числе свободному фасаду и горизонтальным световым полосам. Но ленточное остекление в Наркомфине — не просто де

Бывают дома, где окна — просто "отверстия" для света.

Это не плохо, но мы хотим рассказать вам о действительно удивительных архитектурных решениях — о том, как окно может стать концептом, а не просто проёмом. Начнём с Дома Наркомфина, где окна были ключевой частью концепции футуристического жилья.

🏚 Дом Наркомфина (1928–1930), спроектированный Гинзбургом и Милинисом, стал экспериментом новой социальной архитектуры, "опытным домом переходного типа". При этом одним из самых интересных новшеств оказался приём ленточного остекления — непрерывные горизонтальные полосы окон, растянутые вдоль фасадов. Такое решение создавало равномерный световой фон, подчёркивало каркасную архитектуру и визуально «вытягивало» объём комнат, особенно в квартирах-ячейках F-типа с межэтажными перепадами. Идея ленточного окна восходит к концепции Ле Корбюзье и его "пяти пунктам новой архитектуры" — в том числе свободному фасаду и горизонтальным световым полосам.

-2

Но ленточное остекление в Наркомфине — не просто декоративная линия. Конструкция была технически продумана до мелочей: неподвижные рамы из железобетона (наружная часть) и соснового дерева (внутри) образовывали жесткий контур ленты — к нему вписаны сдвижные дубовые створки, которые скользят по металлическим рельсам на роликах (что считается редкостью для жилых домов того времени). Прижимаются они к бетонным рамам эксцентриковым механизмом с уплотнением из брезента и войлока, что решало задачу герметичности и плотности. Это не просто окно — это инженерный прибор, рассчитанный на длительную эксплуатацию, регулировку вентиляции и строгий профиль. В итоге и получилось: больше дневного света, меньше "тёмных углов", чёткая графика фасада.

-3

⚒ В реставрации 2017–2020 годов команда Ginzburg Architects восстановила окна строго по историческим чертежам: вернули систему скольжения, пропорции рам, цветовое решение. Там, где можно было сохранить оригиналы — оставили одинарное остекление, где требовалось — установили ультратонкие стеклопакеты (внутренний зазор ~6 мм), чтобы уложиться в историческую глубину профиля ~45 мм и не «утолщать» рамную толщину. Благодаря "бережной модернизации" фасады снова читаются как горизонтальные световые ленты, без вставок и "разрывов", зрительно целостны.

-4

📎 Важно понимать: в Наркомфине окно — это часть конструктивной логики дома. Через него определялись свет, воздух, визуальный ритм пространства. Ле Корбюзье высоко оценил этот проект, и многие решения Наркомфина оказали влияние на его собственные Unité d’Habitation. Наркомфин — это не просто памятник конструктивизма, а живая демонстрация того, как архитекторы той эпохи искали синтез эстетики и инженерии.

Поэтому дом и стал «школой» для модернизма и до сих пор служит полигоном для экскурсоводов и архитекторов — смотреть здесь идут не на «стеклопакеты», а на мышление, заложенное в их конструкцию.

-5