Поедет ли автобус без коробки передач?
Ответ: Да, если это YUTONG 6116 CHEVG - гибридная версия.
Это - городской автобус, сколько же человек в него поместится?
Количество мест для сидения 30 (1 место водителя, 27 мест для пассажиров, 2 откидных места для пассажиров, возможность размещения 1 пассажира в инвалидной коляске).
Общая пассажировместимость: 75
Автобус без коробки передач.
Звучит как какая-то маркетинговая уловка? Согласен. Но разобравшись в деталях, все оказывается гораздо интереснее, чем просто рекламный трюк. Это действительно новая разработка, в сфере автобусов я пока такое не встречал, давайте разбираться вместе.
Производитель Yutong называет ее DMT (Dual Mode Transmission (Трансмиссия с двойным режимом)).
Что в нее входит? В отличии от классической компоновки передачи тяги: ДВС -> КПП -> Колеса.
Здесь есть выбор :
1.Суперконденсатор -> Электродвигатель -> Колеса
2.ДВС -> Электродвигатель -> Колеса
3.Суперконденсатор + ДВС -> Электродвигатель -> Колеса
В первом приближении все просто, давайте пойдем дальше. Что такое суперконденсатор и с чем его едят?
Начнем с ответа на вопрос почему не обычная батарея? Дьявол кроется в деталях:
Хочу оговориться, детальные точные данные по суперконденсатору ни завод не предоставляет, ни у конкурентов не удалось найти, поэтому: данные привожу для сферического гуся в вакууме для инустриального применения, возможно они немного не точны, но показывают нам картину в целом.
А картина такова:
В пользу суперконденсатора:
- Широчайший диапазон допустимых рабочих температур.
- Отсутствие деградации при заряде-разряде.
- Отсутствие чувствительности к низкому заряду.
- Больший срок службы.
- Быстрый заряд.
- Пиковая мощность на отдачу выше в разы.
В пользу литий-ионной батареи:
- Большая емкость батареи.
- Большее распространение на рынке.
- Цена.
Все выше перечисленное наталкивает на мысли почему такая именно сборка? Поделюсь своим виденьем:
Быстрый разряд: На это указывает плотность энергии :Плотность энергии - 5. Вт*ч/кг(Суперконденсатор) 120-240 Вт*ч/кг (Литий-Ионная). Да, емкость не такая высокая, но она и не требуется, ведь мы имеем дело с городским автобусом. То есть какой сценарий движения в основном? Правильно, наши родненькие пробки. и в них пока автобус "толкается", используется электромотор, не задействуя ДВС. Количество циклов заряда - разряда астрономическое, обычная батарея очень быстро деградирует, чего не сказать о суперконденсаторе.
Температурные режимы: Ну, тут смысла объяснять, насколько это важно, нет. Для России это очень животрепещущий вопрос, с такими диапазонами температур автобус получается актуальным почти на всей территории нашей необъятной : -60...+65°C .
И не только у нас, даже в пустыне это все прекрасно живет.
Хорошо, с песками и жарой все понятно, но если мы перевезем этого товарища к примеру в Питер? В хороший такой ливень, стандартный для Питера и вселяющий ужас в сердца горячих восточных парней. Части системы DMT, соприкасающиеся с водой абсолютно герметичны. Подтверждаются заводскими тестами:
IP68 и IP6K9K — это степени защиты от пыли и влаги, где IP68 означает пыленепроницаемость и защиту при длительном погружении в воду, а IP6K9K — это более высокий стандарт, который помимо защиты от пыли (аналогичной IP68) обеспечивает устойчивость к струям горячей воды под высоким давлением. Главное различие заключается в условиях тестирования защиты от воды: IP68 предназначен для погружения, а IP6K9K — для интенсивной подачи жидкости под высоким давлением и температурой.
Зачем вообще это нужно? На фото мы видим сам электромотор, он находится под автобусом, то есть в очень и очень агрессивном для подвижного агрегата месте. Зимой реагенты, наледь, в остальные сезоны враги это: пыль, песок, вода, водная дисперсия(водный туман). Все эти эффекты жаждут проникнуть в самые мельчайшие отверстия, все закоротить, закоррозировать, аннигилировать. Но мы этого не хотим.
Немножко переведу, с технического китайско-русского на русский. Сам электромотор не нуждается в тех обслуживании, в нем нет масла и прочего, что нужно менять. Нет классической коробки передач, ее функции заменены электромотором, что дает огромнейшее преимущество в плавности хода.
Много ходит слухов, что это купленный машинокомплект известного производителя ДВС, это не так.
Сам электромотор производства YUTONG, на нем нет иных надписей и прочего, что прямо говорит: да, перед нами собственная разработка завода YUTONG.
В заключении хочу оставить ссылку на обзорное видео этого автобуса.
1. https://vk.com/clip-230070203_456239032
2. https://dzen.ru/shorts/6889d425d7908901fdbf0070
Всю информацию изложить в одной статье просто невозможно, поэтому вас ожидает 2я часть, в следующей части мы будем разбираться уже в режимах работы силовой установки, впереди много интересного.