За успехом восьми фильмов о Гарри Поттере, покоривших мир, стоит не только магия на экране, но и гений одного человека — художника-постановщика Стюарта Крейга. Именно он, с командой из сотен специалистов, воплотил в жизнь архитектуру и географию волшебного мира, став, по сути, главным волшебным архитектором Хогвартса. Крейг работал над всей основной серией, с 2001 по 2011 год, от «Философского камня» до «Даров Смерти: Часть 2», а затем продолжил сотрудничество во франшизе «Фантастические твари».
В сентябре 2025 года Стюарта Нормана Крейга не стало в возрасте 83 лет. Эта статья - дань уважения великому мастеру, создателю миров, настоящему архитектору школы волшебников.
Рождение Хогвартса: «Как, чёрт возьми, мы это сделаем?»
Сам Крейг вспоминал, что его знакомство с будущим проектом началось с легкого шока. Приглашение на встречу с продюсером Дэвидом Хейманом и режиссером Крисом Коламбусом застало его за обустройством спальни для своего еще нерождённого внука.
Сам художник вспоминал: "Я прочитал роман («Гарри Поттер и философский камень») в самолёте, когда летел в Лос-Анджелес. Первой моей реакцией был страх: "Как, чёрт возьми, мы это сделаем?"
Перед Крейгом стояла монументальная задача — превратить литературные описания в осязаемый мир. Для этого он возглавил огромный штат специалистов в студии Leavesden, насчитывающую более 700 человек: от концепт-художников и декораторов до реквизиторов и макетчиков. Leavesden Studios стала настоящим центром волшебства, вместив в себя художественный отдел, целый зоопарк существ и семь сцен с декорациями Хогвартса.
Карта от Роулинг и «Невероятные вольности»
Ключом к созданию Хогвартса стала встреча с автором книг, Дж.К. Роулинг.
«Когда я встретил Джо, я спросил её о географии Хогвартса. Она тут же достала ручку и бумагу и нарисовала на листе формата А4 невероятно подробную карту. Я всё ещё обращался к этой карте десять лет спустя, в восьмом фильме», – вспоминал Крейг.
Однако эта карта не стала жестким ограничением для фантазии художника. Стюарт Крейг признался, что по ходу повествования команде приходилось совершать «невероятные вольности от фильма к фильму». География и архитектура замка менялись, чтобы соответствовать сценарным нуждам. Например, камера, где был заключен Сириус Блэк, позже была заменена на Астрономическую башню, ставшую местом гибели Дамблдора. «Все были очень терпимы. Кажется, нас каждый раз прощают», — шутил Стюарт Крейг.
Обязательным условием всех сцен Хогвартса от художника было единство палитры. Как внутри, так и снаружи школы волшебников зритель видит приглушенные, суровые цвета.
Эволюция Хогвартса: от миниатюр к цифровым моделям
Для съёмок внешнего вида замка Крейг изначально создал искусно детализированную миниатюру в масштабе 1:24. Это позволяло постоянно совершенствовать модель по мере развития сюжета.
Однако для финальной истории, «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2», модель была оцифрована. Физическая модель была отсканирована и стала основой для новой, гораздо более масштабной компьютерной модели. Это позволило супервайзеру визуальных эффектов Тиму Берку и его команде сделать Хогвартс «больше» и запечатлеть детали здания в сценах финальной битвы.
Крейг также придерживался принципа детализации в интерьерах. Например, Выручай-комната началась как «грубая, упрощённая модель из пенопласта», но затем превратилась в огромную физическую декорацию, обставленную подержанной мебелью, найденной на аукционах(!). А при создании хижины Хагрида он руководствовался мыслью: «Здесь всё слишком большого размера». Всё, чтобы подчеркнуть природу и характер полувеликана Хагрида.
Многогранный путь Мастера
Работа над «Гарри Поттером» стала вершиной впечатляющей карьеры Стюарта Крейга, отмеченной шестью номинациями на «Оскар» и тремя премиями BAFTA.
До Хогвартса он успел поработать в самых разных жанрах и условиях:
- «Человек-слон» (1980): создавал суровую, гнетущую атмосферу викторианской Англии, используя чёрно-белую фотографию.
- «Ганди» (1982) и «Миссия» (1986): работал на натуре в Индии и джунглях Южной Америки, сталкиваясь с логистическими сложностями и черпая вдохновение в итальянском классицизме.
- «Опасные связи» (1988): воссоздал барочный декаданс для фильма, снятого в исторических местах Франции.
В итоге, благодаря таланту Стюарта Крейга — человека, который в 1967 году начинал дорогу в кино, заваривая чай на съёмках «Казино „Рояль“» — мир Гарри Поттера обрел свое величественное и неповторимое визуальное воплощение.
Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!
Где еще вы меня можете найти:
Instagram alisa.selezen
Telegram t.me/aliceselezen_art
Группа в VK vk.com/alisa.selezen
А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen