Найти в Дзене

Театральные приметы: что актеры делают на удачу, а чего не делают никогда

Не свисти! Одна из примет, что дожила до наших дней, связана со свистом. В актерской среде считается, что свист в театре призывает несчастья: от забытых реплик до падения декораций. Конечно, примета перестает работать, если свист необходим по сценарию, но забавы ради в театре свистеть нельзя. Вообще, эта примета имеет логическое объяснение: в конце XVIII века сцены начали освещать газовыми горелками, и когда в помещении заканчивался кислород, лампы начинали издавать звук, похожий на свист. Для актеров и зрителей это был тревожный сигнал: в любую минуту мог случиться взрыв. Конечно, технологии освещения со временем изменились, но память, как и приметы – живут долго. Фото в костюме – только после премьеры Еще одна примета, в которую верят актеры, касается фотографий в костюме до премьеры. Здесь, как и в истории со свистом, тоже действует запрет. Дело в том, что актеры боятся «сглазить» успех. Покажешь костюм заранее – его может увидеть зритель и потерять интерес к спектаклю, а вместе с

Театр – это не только сцена, прожекторы и аплодисменты, театр – это целый мир, где за кулисами живут суеверия, а логика соседствует с мистикой. Сегодня даже молодые актеры продолжают следовать «закулисным законам» и верят в пару-тройку театральных примет, потому что в театре важно всё: и как выйти на сцену, и как не накликать беду одним неосторожным словом. Творческий коллектив Центрального зала МСПК на Вернадского рассказывает о самых ярких театральных приметах, которые до сих пор не забыты в театральном мире.

Не свисти!

Одна из примет, что дожила до наших дней, связана со свистом. В актерской среде считается, что свист в театре призывает несчастья: от забытых реплик до падения декораций. Конечно, примета перестает работать, если свист необходим по сценарию, но забавы ради в театре свистеть нельзя. Вообще, эта примета имеет логическое объяснение: в конце XVIII века сцены начали освещать газовыми горелками, и когда в помещении заканчивался кислород, лампы начинали издавать звук, похожий на свист. Для актеров и зрителей это был тревожный сигнал: в любую минуту мог случиться взрыв. Конечно, технологии освещения со временем изменились, но память, как и приметы – живут долго.

Фото в костюме – только после премьеры

Еще одна примета, в которую верят актеры, касается фотографий в костюме до премьеры. Здесь, как и в истории со свистом, тоже действует запрет. Дело в том, что актеры боятся «сглазить» успех. Покажешь костюм заранее – его может увидеть зритель и потерять интерес к спектаклю, а вместе с потерянным интересом пропадет и успех постановки. Поэтому фото в костюме – это секрет, который можно раскрыть только после премьеры.

«Муха» в зале – хороший знак

Но, помимо запретов, есть и счастливые «знаки». Например, актеры верят, что «муха» в зале – к успеху. Нет, речь здесь не о насекомом (хотя и они иногда залетают в партер), а о зрителе, пришедшем без приглашения, друзей и знакомых, а в одиночестве и просто так. Театралы верят: если в зале есть человек «со стороны», спектакль точно удастся. Эта забавная примета берет начало с тех времен, когда театр был не развлечением, а чуть ли не светским обязательным мероприятием. Залы тогда часто заполняли друзья меценатов, и только случайный человек, купивший билет сам, приходил действительно насладиться спектаклем. Если такой зритель остался доволен, значит, постановка удалась. Так и появился культ «мухи» – настоящего зрителя.

Шум забирает неудачи

Кстати, зритель, не пугайся, если за кулисами что-то упало. Скорее всего, это реквизит, а его падение – предвестник хорошего. Считается, что «шумовой эффект» от падения предмета забирает в себя все неудачи, и помогает сыграть спектакль уверенно и гладко. Так что, когда падает, например, стул, актеры улыбаются: зрители будут аплодировать громче.

К реквизиту – с любовью

Реквизит, как и сценарий – святыня для актера. В театральной среде считается, что на реквизите категорически нельзя сидеть. Даже если на сцене стоит удобный диван, актер никогда не сядет на него до спектакля. Почему? Потому что реквизит «должен дождаться зрителя». Актеры верят: сядешь на реквизит раньше времени – роль «сядет» вместе с тобой.

А что касается чужого реквизита, то его актер никогда не станет брать в руки. Всё потому, что взять, например, чужую трость, веер или шляпу – значит лишить коллегу удачи. За кулисами действует неписаный закон: чужое трогать запрещено.

Театр всегда был и для зрителей, и для актеров особым миром, в котором сокрыты своя магия и свои приметы. Верить в них или нет – личное дело каждого, но, согласитесь, с ними мир сцены становится ещё более загадочным притягательным.