Гарри Поттеру не очень повезло с экранизациями. И прежде, чем уважаемый читатель поднимет меня на вилы, давайте расставим все по местам. Цикл Джоан Роулинг стал неоценимо важным произведением для целого поколения людей, которые росли вместе с героями книг, смотрели фильмы в порядке их выхода и проникались безграничной любовью к волшебному миру. Экранизации выходили с 2001 года, и начало было фантастическим. На роль режиссера был выбран Крис Коламбус – абсолютный гений детского кинематографа, снявший до этого две части «Один дома». Лучшей кандидатуры на место постановщика, кажется, выбрать было невозможно. Приятный детский каст был подкреплен британской актерской элитой первой величины. Ричард Харрис, Мэгги Смит, Джон Херт, Алан Рикман и еще десяток имен, которые плотно ассоциируются с безупречным актерским мастерством туманного Альбиона.
Первые два фильма идеально попали в детский и немного наивный тон книг, создали богатую визуализацию и закрепили в головах многих узнаваемые выпуклые образы главных героев. Все радикально поменялось после того, как Коламбус не выдержал плотного ежегодного графика производства столь масштабных фильмов и ушел с поста режиссера. В этот момент Уорнер Браззерс приняли свое лучшее решение за всю историю экранизаций «Поттерианы» и позвали снимать следующий фильм мексиканского авторского режиссера Альфонсо Куарона. Автор «Маленькой принцессы», «И твою маму тоже» и «Больших надежд» по итогу снял самую запоминающуюся и киногеничную часть, о который мы и будем говорить дальше. К сожалению, от нее сейчас остается легкое послевкусие утерянного потенциала, и дальше мы обязательно разберемся почему именно «Узник Азкабана» оказался картиной, разделившей экранизации книг на хорошие и достаточно противоречивые.
После удивительного «Узника Азкабана» Уорнерам был нужен только поток фильмов, чтобы поспевать за выходящими книгами, и они начали брать на места режиссеров ремесленников, которые были способны вытянуть огромную франшизу и регулярно выпускать картины. Качество материала при этом страдало все сильнее и сильнее. Объемный книжный материал нещадно резался, сюжетные ветки уплощались, а кино все больше походило на разрозненный набор сцен, кратко пересказывающий самые яркие моменты из бумажного первоисточника. Хуже всего получилось с «Орденом феникса». Самая толстая из частей была грубо сокращена до скромного кинотеатрального хронометража и едва ли вообще имела отношение к тому, что происходило в книге. И как кино все поздние части стали безумно скучными, невыразительными и функциональными. Блестящий актерский состав все еще тянул на себе самые эмоциональные моменты, так что после монструозного финала в двух частях фанаты оказались скорее удовлетворены. Но если взглянуть на все фильмы более внимательно, то можно заметить, насколько сильно упало качество кинематографии, сценарного материала и режиссуры после третьей части. Так что давайте поговорим о ней поподробнее и разберемся что именно делает «Узника Азкабана» до сих пор самой узнаваемой и кинематографичной частью «Поттерианы».
Лето, надутая тетушка, Косой переулок и дементоры. Сетап, думаю, известен вообще всем, даже тем, кто никогда особенно не интересовался приключениями шрамированного подростка. Изменения в кинематографии настигают нас уже с самых первых кадров. Куарон весьма выразительный режиссер, любящий определенный уровень выпуклости в своих работах. Он делает пространство кадра осязаемым и шершавым. Благодаря пленочному зерну, выверенной цветовой гамме и куче натуралистичного света. «Узник Азкабана» остается той частью, которая сильнее всего повлияла на эстетическое наполнение будущих фильмов. Конфетная умильность первых частей едва ли пошла бы дальнейшему нарративу, который начинает исследовать более интересные темы и делает акцент на взрослении героев.
Хмурая цветовая гамма и гипертрофированная выразительность создали особое ощущение, которое до этого фильмы серии не вызывали. Будучи приверженцем практических эффектов и минимального использования графики, Куарон довольно креативно подходит к изображению деталей волшебного мира. И своеобразный юмор режиссера весьма удачно дополняет магическую фактуру. В целом, уже все давно разобрали каждый кадр этого фильма и обратили внимание на кучу визуальных деталей, наполняющих внутрикадровое пространство. На фоне предыдущих частей, которые были выполнены в классическом и немного беззубом Голливудском стиле, «Узника Азкабана» местами имеет приятный легкий флер европейского кино. Он не стеснен чрезмерной чопорностью студийного блокбастера и позволяет себе иногда искреннюю дурашливость.
Удивительным образом британской истории идет эта расхлябанность и некая несовершенность. Куарону очень нравится придумывать забавные микроситуации, просчитывать длинные планы и даже немного потешаться над кукольностью происходящего. Всю первую половину мы вообще смотрим волшебный слайс оф лайф про подростков, и это не может не очаровывать. Герои наконец выглядят живыми людьми, а не просто строгой массовкой для центральных событий. Школьники снисходительно относятся к дресс коду, носят странные вещи из нулевых, да и в сам волшебный мир проникло довольно много немагических предметов.
Профессор Снейп какого-то черта показывает героям слайды на проекторе, Люпин ставит пластинку, пока ребята сражаются с боггартом, а Гарри носит водоотталкивающие очки во время матча по квиддичу. В этом нет соверешенно никакого логического смысла, но у всех подобных деталей есть конкретная и довольно важная функция. Волшебный мир наконец-то соприкасается с миром маглов. Мы видим, что между ними нет нерушимого культурного барьера, и от этого воспринимать происходящее становится проще. У подростков есть время на глупости, они не обязаны каждую секунду двигать повествование вперед, а мир перестает крутиться только вокруг центральной троицы.
Актерский состав пополнился умопомрачительным Гэри Олдманом, Дэвидом Тьюилсом, а новым Дамблдором стал Майкл Гэмбон. За всеми ними сохранятся роли до конца франшизы, так что вклад Куарона есть и в этом. У них достаточно пространства для раскрытия актерских талантов, да и у основной троицы будет побольше разнообразных сцен просто в силу более сфокусированного и взрослого повествования. Ярких и запоминающихся сцен в картине действительно хватает, но проблемы в том, что иногда этого не совсем достаточно для полноценного погружения в историю.
«Узника Азкабана» принято любить и хвалить. Разбирать наглядную смену времен года и мотив часов, преследующий главных героев на протяжении всей картины. Восхищаться длинным планом разговора Гарри и мистера Уизли и еще кучей приятных мелочей. И все эти аспекты в картине сделаны просто прекрасно. Проблема в том, что это все еще просто профессиональный уровень режиссуры. Куарон хорошо умеет создавать атмосферу и придумывать интересные визуальные образы, подкрепленные звуковыми и музыкальными акцентами. Но иногда создается впечатление, что ему не совсем комфортно в большом студийном формате. Он больше авторский режиссер, которому приятнее работать с небольшими картинами. В «Узнике Азкабана» хватает его внимательного и вдумчивого подхода, но его все равно не так просто встроить в общую фильмографию режиссера. Слишком много лоска, который иногда будто стесняет режиссера в проявлении его фантазии. Остается только фантазировать о том, что могло бы получить у Куарона, будь у него еще немного больше творческой свободы.
В контексте противостоянию студийной системе картина обрастает очевидными плюсами. Это хороший фильм и даже хорошая экранизация. Но если мы посмотрим на нее немного на расстоянии, то увидим просто крепкую и уверенную студийную работу, которая весьма достойно переносит на экран события книги. По идее, это должен был быть тот уровень, от которого все последующие картины оттолкнуться, но этого, к сожалению, не произошло. В год своего выхода «Узник Азкабана» безусловно работал и работал очень хорошо. Казалось, что франшиза выйдет на новый уровень и будет только развиваться, к сожалению, эти надежды не оправдались. Картину все еще приятно и легко смотреть, но ретроспективное ощущение упущенного потенциала остается послевкусием после каждого просмотра, потому что ни одна из частей даже близко не приблизилась к филигранному и удачному симбиозу умелой красивой режиссуры и приятного оригинального материала.