Кристина из Маркьята была подростком, сбежавшим из дома от жестоких родителей, особенно от деспотичной матери, но вне дома девушка столкнулась с ещё большим количеством испытаний.
Она стала бы идеальной святой покровительницей беглецов, оберегая тех, кто настолько отчаялся, что чувствовал необходимость покинуть свой дом.
Она также стала бы идеальной святой покровительницей тех, кто подвергается издевательствам, поскольку сама подвергалась им со стороны собственных родителей.
Бездомная, она нашла единственное безопасное место, которое смогла придумать: святилище святой женщины.
В те времена (12 век) любые родители-христиане были бы рады, если бы их дочь стала членом церкви – института, который средневековое общество считало наиболее духовно ценным.
Но не родители Кристины из Маркьята, Аути и Беатрикс.
Они предпочли бы выдать её замуж ради денег и положения – и ради связей, в которых они так отчаянно нуждались. Ведь Кристина, рождённая после нормандского завоевания, появилась на свет в англосаксонской семье, чьё положение при новых сюзеренах, франкоговорящих норманнах, было очень шатким.
Кристина родилась примерно через 30 лет после нормандского завоевания в городке Хантингтон, недалеко от Кембриджа.
Её настоящее имя было Теодора, что означает "дар Божий".
Но вскоре она сменила имя, чтобы оно соответствовало имени её любимой святой, которая боролась за свою девственность и бросала вызов угнетателям – точно так же, как это пришлось сделать и самой Кристине.
Как и в жизни многих добродетельных женщин, матери Кристины было видение во время беременности.
Беатрикс увидела голубя, который семь дней сидел
у неё на коленях, а теперь и на её груди.
Эта чудесная встреча означала, что младенец будет благословлён Святым Духом, которого в произведениях искусства часто изображают в виде голубя.
В детстве Кристина разговаривала с Богом, лежа в постели,
как будто это был человек, которого она могла видеть. Она делала это высоким, тонким голосом.
Когда другие слышали, как она разговаривает с Богом, они начинали дразнить её и заставляли замолчать.
Кристине на её пути к Богу помогали многочисленные сторонники.
Первым из них был монах Суэно. Он указал ей на то, как труден быдет её путь к сохранению девственности.
В подростковом возрасте Кристина совершила паломничество в монастырь, посвящённый Святому Албану, убитому за свою веру. Тронутая увиденным, она поклялась хранить девственность.
Но дьявол был полон решимости разрушить её план.
Тетка Кристины, Эльфгифу, была любовницей епископа Дарема Ранульфа. Хотя у них было несколько детей, Ранульф взглянул на Кристину и сатана
вложил в его сердце злое желание к ней.
Ранульф привел невинную девушку в свою комнату и поведал о своих желаниях.
На что Кристина попросила разрешения запереть дверь, чтобы никто не мог их увидеть. Епископ согласился. После чего она поспешила к двери, открыла её и убежала.
Но, к сожалению, это было лишь
начало всех последовавших за этим бедствий.
Разъярённый тем, что его выставили дураком, Ранульф уговорил молодого человека по имени Беортред стать женихом девушки, зная, что она будет против.
Родители Кристины тщетно пытались убедить её согласиться.
Я хочу хранить целомудрие, ибо так я поклялась.
Отвечала она им.
Когда не помогли уговоры, подарки и угрозы, они решили прибегнуть к силе.
Девушку поместили под домашний арест. И даже не позволили ей посетить монастырь, посвященный Деве Марии. Но Кристина твердо стояла на своем:
Даже если вы можете преградить мне путь в монастырь моей Госпожи, вы, несомненно, никогда не сотрете память о нём из моего сердца.
В конце концов, она согласилась.
На одной из вечериноу родители попытались напоить упрямицу, чтобы она поддалась чарам Беортреда. И даже впустили его в её спальню. Но она поприветствовала его "как брата".
И начала вести разговоры о святой Цецилии, мученице III века, жившей под жестоким правлением языческой Римской империи, когда христианство было ренегатской религией.
Цецилия сказала своему новоиспечённому мужу Валериану, что у неё есть любовник. Разгневанный мужчина пригрозил убить этого человека, но оказалось, что его соперник — не кто иной, как Сам Христос.
Цецилия убедила мужа хранить целомудрие и посвятить жизнь Богу. Валериан и его брат обратились в христианство, приняли мученическую смерть и стали святыми.
Сама Цецилия также была подвержена пыткам и казнена.
Рассказав эту историю, Кристина утешила Беортреда:
Не стыдись того, что я тебя отвергла.
Беортред, казалось, был готов принять это, но, когда друзья высмеяли его, назвав "бесхребетным", он вернулся.
Кристина спряталась, прежде чем он смог её найти.
Она "дрожа" вцепилась в гвоздь на стене за пологом своей кровати. И, с Божьей помощью, её не нашли.
Но родители не отступали. Они запланировали день свадьбы. Правда, чудесным образом, всё необходимое для праздника сгорело.
Даже её друг, монах Суэно, отвернулся от Кристины.
В то время как молодая женщина держалась твёрдо, мужчина солгал; неожиданно она оказалась брошенной и одна среди своих врагов.
Аути, отец Кристины, обратился к церковнослужителям с заявлением:
[Если Кристина] воспротивится нашей власти и отвергнет её, мы станем посмешищем для соседей.
Когда епископ предположил, что Кристина хочет разорвать помолвку с Беортредом, потому что у неё на примете более богатый жених, она ответила:
Конечно, более богатый, ибо кто богаче Христа?
Девушка даже согласилась пройти испытание раскалённым железом, чтобы доказать, что дала обет целомудрия.
Когда Беортред уже согласился выполнить требования Кристины, родители в ярости сорвали с неё "всю одежду, кроме нижней рубашки", и хотели уже выставить из дома, но постеснялись присутствия гостя.
Официальная позиция церкви была против принудительных браков. Более того, в покаянном писании – церковном юридическом руководстве, – написанном незадолго до рождения Кристины, прямо говорилось:
Родители не могут выдать обрученную девушку другому мужчине, если она категорически не откажется [выйти замуж за первоначального жениха]; но она может уйти в монастырь, если пожелает. [Семнадцатилетняя] девушка обладает властью над своим телом.
Но мать Беатрикс была не остановима и даже нанимала
старух, которые пытались, используя любовные зелья и чары, свести Кристину с ума непристойными желаниями.
Правда подобные уловки не подействовали на столь добродетельную девушку.
Тогда мать прибегла к жестокости, хватая Кристину за волосы и избивая её.
Шрамы на её спине не исчезали до конца её жизни.
Только видение Девы Марии дало Кристине надежду на будущее.
У Кристины родился план.
Она попросила одного из отшельников помочь ей сбежать и укрыться в келье святой женщины Эльфвинн.
Кристина спрятала мужскую одежду для маскировки в рукаве плаща.
Притворившись, что идёт в монастырь, Кристина направилась к лошадям, которых привёл помощник. Переоделась в мужское и ускакала.
Два года она пряталась в крошечной келье, скрываясь от родителей, которые тщетно пытались её разыскать.
Быть отшельницей было не для всех. Процесс заключения в келью ритуально сопровождался религиозной церемонией. "Погребённые" от мирских забот, чтобы молиться, медитировать и посвящать себя Богу, отшельницы имели окно, через которое можно было видеть алтарь церкви и участвовать в мессе. Другое окно позволяло добросердечным посетителям давать женщинам еду и питьё и забирать их отходы. Отшельницы могли обрести известность и уважение как святые женщины. Ежедневные занятия включали чтение Псалтыря, игру и прослушивание музыки, а также изучение религиозных текстов.
Во времена жизни Кристины люди думали, что дьявол, разгневанный её успешным побегом, наказал её странным образом.
Пока Кристина сидела и читала священную книгу в своём замкнутом пространстве, на ней сидели уродливые жабы, глядя на неё пугающими глазами. Но она не смутилась, распевая священные песни, и жабы сдались.
После двух лет, проведённых с этой святой женщиной, Кристина перебралась в тесную каморку доброго старого отшельника по имени Роджер. Четыре года она скрывалась в этом надёжном, но изнурительном месте. Ей едва хватало воздуха, и её выпускали только ночью, "чтобы удовлетворить естественные потребности".
Измученная жаждой и голодом, она претерпевала эти физические испытания ради духовного роста.
Наконец, она была вознаграждена, когда её жених, Беортред, вдохновлённый собственным видением Девы Марии, освободил Кристину от обетов.
У Кристины были видения, когда она испытывала трудности, страдания и обиды в испытаниях, навязанных ей родителями.
Она обрела силу благодаря своим видениям и её преданность богу стала широко известна.
Женщина, страдавшая эпилепсией, излечилась, выпив воды, которую благословила святая молодая женщина.
Когда саму Кристину разбил паралич,
можно было видеть, как кожа под глазом непрерывно мерцает, как будто внутри прячется маленькая птичка, бьющая по ней крыльями.
Она была спасена “небесным лекарством” Девы Марии.
Многие хотели, чтобы она присоединилась к их религиозным организациям, чтобы укрепить свою власть, благодаря её репутации.
Но она отвергла их предложение ради Маркьяте, где был похоронен её любимый отшельник и друг отец Роджер.
Кристина приняла постриг и стала настоятельницей ряда других девственниц в религиозной общине, получившей статус монастыря в 1145 году.
Сестра Кристины, Маргарет, присоединилась к ней и стала вести святую жизнь.
Многие мужчины стали монахами благодаря влиянию Кристины.
Её авторитет был подтверждён видением, в котором ангелы возложили на её голову корону от самого Христа.
Многие верующие мужчины и женщины в Средние века имели дружеские отношения, посвящённые Богу. Следуя этой традиции, самым близким другом Кристины к концу её жизни стал аббат Джеффри из Сент-Олбанса. Подобно заботливому отцу, он поддерживал её и её общину финансово и политически, а она помогала ему в его духовном пути к Богу.
Одним из последних известных сведений о Кристине является то, что король Генрих II в 1155–1156 годах распорядился выделить 50 шиллингов на её содержание.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интересней.