Купил новый автомобиль — сразу вези его на антикор, на протяжку гаек, на замену масла. В салоне надо натянуть чехлы, и только потом можно бережно обкатать машину. Помните эти «дедовские советы»? Многие из них давно неактуальны — изменились и автомобили, и их конструкция, и материалы… К примеру, заводской антикор наносится на внутренние и внешние поверхности кузова ещё в цехе окраски. Болты и гайки затянуты тарированным моментом, перетягивать их — значит портить автомобиль. Ближайшая замена масла по регламенту — через 15 000 километров. Остаётся обкатка, которая обеспечивает высокий ресурс мотора и самого автомобиля. Нужна ли она современным LADA? А что советует завод? Разбираемся вместе!
Слово инженеру
По многочисленным просьбам подписчиков мы задали вопрос ведущему инженеру-двигателисту АВТОВАЗа Григорию Лычёву: что нужно делать, чтобы продлить ресурс мотора? Вот его ответ:
«Сегодня ресурс двигателя LADA соответствует среднему мировому показателю для нашего класса. Ещё на стадии разработки новых проектов закладывается ресурс не менее 220 000 км. Минимальная конструктивная планка задана, а будет ли она выше — это уже сильно зависит от многих факторов. Температурные условия эксплуатации, качество ГСМ, своевременное обслуживание, режим работы двигателя. Нам известно много случаев, когда двигатель прошёл более 300 000 км без капитального ремонта.
Владелец может продлить ресурс двигателя, просто внимательно читая «Руководство по эксплуатации» автомобиля и строго выполняя его требования. Бережно обкатывать новый автомобиль, выполняя все рекомендации по ограничению нагрузки в период до 2 000 км пробега. Также в зимнее время необходимо прогревать двигатель перед началом движения. Тщательно подбирать марку бензина, масла. И не выбирать заправку по критерию минимальной стоимости, даже если хочется сэкономить. Лишняя экономия, как мы знаем, может привести к новым расходам».
Читать инструкцию и не экономить на сервисе — это может быть настоящим девизом рачительного автолюбителя. Не просто заботливого владельца, а человека, который подходит к сервису с оптимальной точки зрения: не делает лишних работ и не пренебрегает необходимыми.
Слово заводской инструкции
А что же написано в руководстве? Здесь есть специальный раздел «Эксплуатация нового автомобиля», и занимает он всего полстраницы! Требований не так много. Если кратко: на протяжении первых 2 000 км инструкция рекомендует не разгоняться выше 110 км/час, не повышать частоту вращения коленвала выше 3 500 оборотов в минуту, избегать перегрузок двигателя и своевременно переключать передачи. А также не буксировать прицеп и другие машины и избегать резких режимов движения типа стартов с пробуксовкой. Заметим, что требования эти логичны и для последующей эксплуатации автомобиля.
А как было раньше?
Инструкция для первых моделей LADA, конечно, была гораздо подробнее. В руководстве к моделям 1970-х годов содержалась информация о корректировке угла опережения зажигания, регулировке клапанов, карбюратора, привода сцепления, ступичных подшипников… Стоит ли говорить, что в современных LADA эти операции не требуются и даже не включены в регламент ТО? Конструкция автомобилей стала гораздо более надёжной — быть водителем и автомехаником в одном лице уже не нужно. Обслуживать автомобиль самостоятельно теперь можно только для удовольствия, в качестве хобби.
Что касается обкатки: в инструкциях прежних лет был указан примерно такой же набор ограничений, что и сегодня: не допускать длительной работы мотора на повышенных оборотах, не буксировать прицеп, избегать тяжёлых нагрузок. Но встречаются и отличия. К примеру, период обкатки был не 2 000 км, как сегодня, а 3 000 км. Дополнительно в период обкатки рекомендовалось проверять давление в шинах перед каждым выездом. Кроме того, инструкция запрещала замену заводского масла в период обкатки, т.к. «для лучшей приработки двигателя в картер заливается зимнее масло М-8ГИ. Поэтому при обкатке автомобиля в жаркое время давление масла может быть несколько ниже 0,35 Мпа, что не является признаком неисправности системы смазки».
Почему снижены требования к обкатке?
В заводской инструкции указано, что обкатка нового авто нужна не столько двигателю, сколько всем остальным механизмам. Действительно, по мере развития конструкции и технологий точность изготовления двигателей становилась всё более высокой. Считается, что допуски сегодня в три раза жёстче, чем на старых моторах. В наши дни широко применяется селективная сборка: помимо подборки групп поршней селективно подбираются вкладыши коленвала. Шатуны изготавливаются по «разрывной» технологии. Применяются более тонкие поршневые кольца, а также графитовые вставки на поршнях, снижающие трение во время холодного пуска двигателя. Множество конструктивных и технологических нововведений снизило механические потери в двигателе и, следовательно, требования к обкатке. Изменилась даже методика проверки двигателей на производстве. Сегодня моторы после сборки проходят не только «холодные» и «горячие» тесты на стендах, но и испытания на герметичность — с помощью подачи воздуха под давлением. В итоге на конвейере на новую LADA устанавливается двигатель, который запускался на стенде, работал в широком диапазоне оборотов и уже доказал своё качество!
Получается, обкатка нового автомобиля сегодня достаточно краткая и совершенно необременительная. Она выпадает на период знакомства с новым автомобилем, привыкания к нему. Это особенное время, когда новоиспечённый владелец радуется своей покупке, показывает её друзьям и родным, вдыхает запах нового авто. Машина чистая и новая, все жидкости прозрачные, под капотом повсюду видны отметки маркерами — свидетельства тщательных проверок на главном конвейере. Быть первым владельцем, аккуратно обкатать своё авто, дать ему путёвку в жизнь — это и приятно, и важно для будущего успешного вождения.
А у вас есть свои традиции эксплуатации новых LADA?