Если вам интересно, как из человека, который, мягко говоря, недолюбливал цветы под названием георгины, я превратилась в заботливого георгиновода, а также как сохранять клубни георгин в зимних условиях, читайте эту статью.
Гендерная принадлежность георгин
Начнем с того, что когда я их еще не любила, мне было чем заняться, кроме цветов. В те далекие дни образ георгины в моем сознании ограничивался советскими открытками, которые я не покупала, потому что мне эти цветы казались как будто искусственные. И всю жизнь я считала, что название цветка георгин мужского рода и в редкие минуты, когда я использовала это слово, я склоняла его как существительное мужского рода. Совсем недавно, и это было для меня открытие, я узнала, что на самом деле некоторые просвещённые в ботанических вопросах люди говорят о георгинах, как о цветах женского рода, как о розе, например. Но, если их упоминать в именительном падеже, во множественном числе, то вообще непонятно, какой род имеет ввиду говорящий. Поэтому, видимо, гендерная принадлежность георгин так долго была для меня секретом. Теперь можно прочесть в сети, что имеют право на существование использование оба варианта, однако, есть нюанс. Если вы говорите "георгин", то, как бы, вы мало сведущий в цветах любитель, а если "георгина", то вы продвинутый, тонкий знаток ботаники и с вами лучше не спорить. Ну, по мне так это все ерунда, был бы человек хороший.
Чтобы разобраться в этом растительном инь-янь, надо слегка погрузиться в историю. Глубоко копать не будем, но обратим внимание на момент, когда этим цветам было присвоено первое название Далия (Dahlia), разумеется латинское.
В 1789 году Висенте Сервантес, директор ботанического сада в Мехико, отправил семена аббату Антонио Хосе Каванильесу, директору королевских садов Мадрида. В том же году у Каванильеса зацвело одно растение, а годом позже - второе. В 1791 году он назвал новые растения далия в честь шведского ботаника Андерса Даля, умершего двумя годами ранее в возрасте 38 лет.
Кто знает, что связывало этих ученых мужей, но можно предположить, что европейское естественно-научное сообщество того времени было тесным мирком и Андерс Даль - образованный человек, ученик авторитетного ученого Карла Линнея - наверняка заслуживал такой чести.
Триумфальное шествие далии по Европе началось именно из Мадрида. С 1798 года вышеупомянутый Каванильес отправлял семена и клубни далии в Германию, Италию, Шотландию и Францию. В 1802 году Каванильес отправил клубни швейцарскому ботанику Огюстену Пираму де Кандолю из Университета Монпелье во Франции, Андре Туану из Ботанического сада в Париже и шотландскому ботанику Уильяму Айтону из Кью Гарденс. И работа закипела. Мало того, что в роду георгин насчитывается 49 видов, так дело еще и в том, что георгины имеют восемь наборов гомологичных хромосом. То есть, селекционерам тут было где разгуляться. Представьте себе, у композиторов в распоряжении всего семь нот и что они творят на протяжении веков? Какие создают шедевры! А тут восемь пар хромосом и в каждой паре одна наследует материнские характеристики, а другая - отцовские. Ну, это так грубо, чтобы было понятно, откуда у нас к настоящему моменту 57 000 только зарегистрированных сортов георгин.
Но, вернемся к истории. В 1805 году немецкий натуралист Александр фон Гумбольдт отправил еще больше семян из Мексики Уильяму Айтону в Англию, Андре Туану в Париж и Кристофу Фридриху Отто - директору Берлинского ботанического сада. Что еще более важно, он отправил семена ботанику Карлу Людвигу Вильденоу в Германию.
Вильденоу переклассифицировал быстро растущее число видов, изменив род с Dahlia на Georgina в честь натуралиста Иоганна Готлиба Георги. А вот тут становится понятно, почему на американском континенте да и в Европе по большей части цветок по прежнему называют далия, а у нас он существует как георгина. Иоганн Готлиб Георги - петербургский академик, ботаник, географ и этнограф (1729—1802) был немцем по происхождению, но работал и жил в России, считается русским учёным и здесь его звали Иван Иванович.
Уже в 1808 году в Германии появились большие коллекции шарообразных махровых георгин. Эти цветы стали модной рыночной новинкой, один экземпляр нового сорта мог стоить до 10 фунтов стерлингов (около 100 золотых рублей). Нетрудно догадаться, что в Россию георгины ввозили из Европы. Так, уже в 1842 году в Москве и Петербурге можно было купить коллекции георгин, состоящие из 200 сортов. Почему в обиходе народ преобразовал название в мужской род, думаю не скажет ни один лингвист. Смею предположить, что из уважения к Иоганну Георги.
Георгины из семян
Ещё когда Ютьюб не был таким замедленным, я много смотрела видео из садов по всему миру. Я обратила внимание, что георгины невероятно популярны в Соединённых Штатах. У одной садовницы, чей сад мне очень понравился, эти цветы росли огромной куртиной, и видели бы вы с какой любовью она говорила о своих далиях. Я по прежнему ничего прекрасного в этих цветах не находила, но должна признаться, что на начальном этапе и петуньи, и розы меня особо не интересовали. Когда я начала заниматься садом мой фокус внимания был сосредоточен на колеусах, цинерарии, бархатцах и бегонии. Это первые культуры, к которым возник интерес и которые я начала выращивать. Но постепенно, информация из интернета проникала и откладывалась в голове. Особенно меня потряс и, думаю, это было решающей каплей, наш тульский селекционер-диктатор георгин (это он сам себя так называет, если что) - Дороганов Олег Александрович. Своим энтузиазмом он заронил интерес мне прямо в сердце, потому что такие красивые цветы, какие растут у него в саду еще поискать.
И вот уже первая покупка семян однолетних георгин. Когда вырастишь растение из семян к нему особое отношение, по крайне мере у меня. Георгины хоть были и однолетние, но к осени завязали маленькие клубни и мне так жалко стало с ними прощаться, что я решила попробовать их сохранить. Тем более, что моя соседка по даче принесла свои клубни многолетних георгин, чтобы я их положила в наш подвал на зиму. Так и началось моё георгиноводство, ведь сохранить клубни - задачка с тремя неизвестными.
Клубневая зимовка
Первое неизвестное - это какая патогенная микрофлора притаилась на наших клубнях. Для решения этой проблемы нужна предварительная подготовка клубней к зимовке. Как я обрабатываю георгины смотрите по ссылке.
Второе неизвестное - это какая будет зима: снежная и морозная или тёплая и сырая. От этого зависит температурный режим и влажность воздуха в хранилище, а как следствие состояние субстрата, в котором мы храним клубни. В этом вопросе желательно держать руку на пульсе и время от времени контролировать состояние субстрата. Он не должен пересыхать, но и слишком много влаги может привести к загниванию корней. Какой субстрат я использую и как готовлю его для зимнего хранения георгин смотрите по ссылке.
Третье неизвестное, возможно, не у всех присутствует, но у меня оно есть и поэтому скажу - это грызуны. Ёмкости с клубнями надо надёжно изолировать от мышей. Можно подвесить, можно соорудить неприступный контейнер, главное, в любом случае, обеспечить доступ воздуха в ёмкость с клубнями.
Мои первые клубни однолетних георгин перезимовали успешно, этой весной я их высаживала в сад и они превосходно цвели всё лето. Более того, когда я в октябре выкопала клубни, то увидела, что они значительно разрослись и прибавили в размере. Если вы посмотрели мои видео, то понимаете теперь, как дороги стали мне эти цветочки. А если не посмотрели, то поверьте на слово.
Спасибо, что дочитали статью, надеюсь, она была для вас полезна и интересна. Подписывайтесь, если ещё не подписаны, пишите комментарии и вопросы, ну, и, если понравилась статья, ставьте лайки!