Найти в Дзене
Швец, чтец и игрец на дуде

Чехов, который не так-то прост и вообще мне жутко…

Как дело было?  Мы в книжном клубе решили разбиться на пары и загадать друг другу что-то жутенькое в честь октября. Это и фольклор, и страшный реализм, и взрослые сказки, и классика ужасов.  Моя напарница выбрала для меня «Черного монаха», Антона Павловича.  И я ведь Павловича обожаю, многое в юности читала, что-то перечитывала недавно, но «Чёрный монах» умудрился в поле внимания доселе не попадать.. Произведение короткое – на вечерок, с радостью приступила.  Конечно, я привыкла к саркастичному тону Чехова, который под маской и злых, и добродушных шутеек прячет глубокое, личное, часто – болезненное.  Но Чехов никогда не воспринимался мною, как писатель мрачный. Это же не Андреев, ну.  Полгода назад я случайно прочла «Спать хочется» и покрылась мурашками. Ладно, может не в духе был Антон Павлович.  И вот – монах. Что вообще происходит?  Полушутливо, полусерьезно знакомимся мы с главным героем и семьей, которая когда-то его приютила. Пышные сады, деревенская скука и главный герой

Как дело было? 

Мы в книжном клубе решили разбиться на пары и загадать друг другу что-то жутенькое в честь октября. Это и фольклор, и страшный реализм, и взрослые сказки, и классика ужасов. 

Моя напарница выбрала для меня «Черного монаха», Антона Павловича. 

И я ведь Павловича обожаю, многое в юности читала, что-то перечитывала недавно, но «Чёрный монах» умудрился в поле внимания доселе не попадать..

Произведение короткое – на вечерок, с радостью приступила. 

Конечно, я привыкла к саркастичному тону Чехова, который под маской и злых, и добродушных шутеек прячет глубокое, личное, часто – болезненное. 

Но Чехов никогда не воспринимался мною, как писатель мрачный. Это же не Андреев, ну. 

Полгода назад я случайно прочла «Спать хочется» и покрылась мурашками. Ладно, может не в духе был Антон Павлович. 

И вот – монах. Что вообще происходит? 

Полушутливо, полусерьезно знакомимся мы с главным героем и семьей, которая когда-то его приютила. Пышные сады, деревенская скука и главный герой – Коврин: философ, магистр и по всем провинциальным мерках "большой человек". 

Что могло пойти не так? Женитесь, кушайте яблочки, да слушайте птиц. Странности Коврина сначала кажутся забавными, была бы любовь, а фантазеров много, но в один момент между двумя главами образуется трещина, глубиною до самого ада, настроение резко сменяется, нет больше семьи, нет наивности и причудливых форм, забавное обернулось скорбью, болью и проклятиями, брошенными в пустоту. 

Всё обрывается. Сломанные жизни, типичная история болезни. 

В письме к своему издателю Алексею Суворину Чехов комментировал замысел произведения: «Просто пришла охота изобразить манию величия».

Получилось действительно страшно, опустошающе, неожиданно. И некого винить, кроме судьбы-злодейки, больной увядает, словно огромный брошенный сад, и все живое рядом с ним усыхает, теряет вкус жизни и замирает. 

Не знаю, нравится ли мне такой Чехов, но послевкусие долгое. Тревожное, мрачное, воистину неуютное, словно подсмотрел за чужим горем и не выкинуть его с головы.. 

Второй раз Антон Павлович вызывает во мне не ужас, но серьезный внутренний дискомфорт, задевающий что-то глубинное, бессознательное, не по себе… 

Уж действительно ужаса получила, пока что достаточно) 

Читали такого Чехова?