На Кинешму мы возлагали большие надежды. Ещё бы, старинный волжский городок, он просто не может быть неинтересным. Но город нас разочаровал. На Кинешму, находящуюся между вылизанным Плёсом и старательно благоустраиваемым Юрьевцем, почему-то забили болт. А возможно местные жители по какой-то неведомой причине просто не любят бедный городок.
В Кинешму мы приехали сразу после Юрьевца, возможно, негативное восприятие этого волжского города возникло на контрасте: Юрьевец - тихий и ухоженный, Кинешма - шумная и запущенная. Да ещё и навигация не работала.
Казалось бы, в Кинешме есть все задатки для того, чтобы составить конкуренцию хоть бы и Угличу, и расположенному поблизости Плёсу: живописное расположение на высоком берегу Волги, старинная архитектура, храмы, купеческие особняки, парки. Есть музеи, большой театр. Даже историческая ткань города сохранилась. Но что-то пошло не так.
Город неопрятный и сумбурный. Это проявляется в хаотичности движения, невнятных паркингах, обилии рекламных вывесок и прочего визуального мусора, повсеместной грязи и обшарпанности. На исторических зданиях - пластиковые окна, между зданий - скрученные провода, как где-нибудь в азиатских странах. Постоянно встречалось пьяное, орущее, лузгающее семечки, врубающее на всю улицу музыку население. А ведь был будний день и даже не вечер, и гуляли мы по самому центру...
Центр расположен на небольшом мысу, между речкой Кинешемкой и Горьковским водохранилищем. На высоком холме расположены городские доминанты - Успенский и Троицкий соборы, а также колокольня, которая по сей день является самым высоким зданием Кинешмы. К сожалению, всё на реставрации, на территорию храмов не пройти, колокольня одета в леса и закутана материей. Зато есть надежда, что в городе появится ухоженный уголок.
Кстати, название Кинешма по одной из версий - финно-угорское, что означает "темная, глубокая вода". Давным-давно здесь жило финно-угорское племя меря. Официально же Кинешма известна с 1504 года, когда была упомянута в завещании Ивана III.
В Смутное время Кинешме пришлось туго, во время сражений с поляками погибло не только ополчение Кинешмы, но и много мирных жителей. В 2012 году на площади Революции, в честь 400-летия освобождения Москвы от иностранных интервентов, был установлен памятник Фёдору Боборыкину, воеводе, который командовал кинешемским ополчением.
Потом потрясения обходили город стороной. Но даже на фото Прокудина-Горского, запечатлевшего Кинешму в 1910 году, город кажется таким же сумбурным, как и в наши дни. Хотя у Прокудина-Горского он выглядит всё-таки почище и поаккуратнее.
Вдоль Горьковского водохранилища тянется Волжский бульвар. Зелёный, тенистый, здесь даже фонтан есть. Фонтан называется «Мальчик с рыбкой», воссоздан в прошлом веке на месте стоявшего в позапрошлом.
В дебаркадере расположен отель "Мирная пристань". Летом, в жару, неплохо жить на воде с умиротворяющем видом на Волгу. Голубые домики с зелёными крышами тоже принадлежат отелю.
Но и наличие набережной и ласкающей взгляд водной глади не спасает Кинешму. Стоит отойти в сторону - грязь, голубиный помёт, некошеный бурьян, покорёженный асфальт, разбитые ступеньки.
Иногда в Кинешме встречаются очень красивые здания. При желании, конфетку из города можно было бы сделать.
Центральная площадь города - площадь Революции, до 1917 года именовалась Базарной. Торговали здесь всегда. Два раза в год устраивались ярмарки: Тихоновская в июле, Крестовоздвиженская в сентябре. На «базарные» среды со всей округи съезжались крестьяне с различными товарами. В начале 20 века на Базарной площади возвели два корпуса торговых рядов, которые из-за цвета фасадов были названы «Красным» и «Белым». Эти здания сохранились, более того, они неплохо отреставрированы и в них по-прежнему идёт торговля.
Сохранило своё первоначальное назначение и симпатичное краснокирпичное здание начала 20 века, построенное на средства фабриканта И. А. Коновалова для реального училища. Сейчас в здании находится лицей, носящий имя Дмитрия Фурманова. Умерший в 34 года от менингита автор "Чапаева" успел засветиться в Кинешме. Внутри здания сохранились подлинные интерьеры: колонны, фризы, чугунные лестницы.
Храм Вознесения Господня, конец 18 века, построен в стиле древнерусских церквей. Территория была закрыта, хотя рядом с храмом находились служители и какие-то люди. Ну ещё бы, это ж Кинешма, здесь и не ждёшь, что можно будет войти свободно. Почему-то, чем более неухоженный город, тем в нём больше запретов.
Главным имиджмейкером Кинешмы можно назвать жившего здесь в 19 веке драматурга Александра Островского. В Кинешемском уезде находилось купленное отцом Островского имение Щелыково, поэтому Александр Николаевич часто бывал в Кинешме. Более того, Кинешмой он восхищался и называл город «Волжской Швейцарией» (ну-ну!).
Островский был тут мировым судьёй и гласным Кинешемского земства. Некоторые герои в пьесах Островского - реальные, жившие здесь люди, а волжские города Калимов и Бряхинов в "Грозе" и "Бесприданнице" частично списаны с Кинешмы. Надо сказать, что Островского в городе помнят и чтят, здесь есть большой театр имени Островского, а на набережной установлен бюст драматурга. А ещё имя Островского носит местная гимназия, расположенная в старинном здании начала ХХ века.
Недалеко памятник ещё одному человеку, жившему в Кинешме - маршалу Александру Михайловичу Василевскому. Памятник весь загажен голубями, голубей в Кинешме какое-то зашкаливающее количество. В очередной раз пожалели Кинешму.
И вот вся Кинешма такая. Возвращаться сюда не хочется. Не знаю, что нужно сделать, чтобы как-то привести Кинешму в порядок - денег дать, руководство поменять? Бедная, бедная Кинешма.